Баррингтон Бейли «Бесконечный прожектор»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Философское | Ироническое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос ) | Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Сверхразум | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
В одном из лекториев на Земле выступает учёный, формулирующий смелую гипотезу о природе сознания, как сигнала, полученного из внешнего источника. Разумеется, он и не предполагал, как близок к истине — ведь в этот самый момент его слушали те самые существа, что соорудили этот передатчик и вот уже много миллионов лет направляют его на Землю. Но ещё больше он удивился бы, если бы узнал, что истинная разгадка тайны сознания неведома даже этим наблюдателям...
Входит в:
— сборник «The Seed of Evil», 1979 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 15 мая 2024 г.
Для интеллектуального хоррора не нужны «сюжетные перипетии» (V-a-s-u-a) и «серьезность с динамикой» (romanpetr).
Такой одной-единственной фразой можно было бы начать и сразу же завершить отзыв-ответ-рецензию на короткий рассказ Баррингтона Бейли. Но я добавлю еще пару-тройку предложений.
Перед нами сложный жанр — ужас через мысль. Ужасы через чувства и ощущения — киношные скримеры и книжные страшилки — довольно элементарные в исполнении приемы-стили, в связи с чем их постоянно необходимо как-то количественно, дополнительными эффектами и прочими визуализациями и образностями, умножать, дабы пугать еще хоть кого-то. Или вызывать легкий испуг, переходящий в облегченный смешок. В случае с интеллектуальным хоррором все сложнее и качественно иначе.
Проще найти примеры неудачного исполнения в подобном жанре. К таковым я несколько раз ранее относил известного ныне в наших широтах Лиготти. Хотя, по сравнению с его потугами, некоторые литературно-библиотечные фантазии Борхеса на указанной жанровой почве смотрятся более впечатляющими и пугающими. Бейли в «Бесконечном прожекторе» тоже смог переплюнуть Лиготти.
Начав с обрывка из радиоэфирного научпопа о единственно возможном физикалистском (материалистическом) решении «сложной проблемы сознания» — понимании последнего как принимаемого мозгом сигнала извне, автор плавно перемещает нас в главное место действия. В очень и очень далекое от Земли скопление межзведного вещества, где странные металлические существа подтверждают делом слова человеческого диктора. И происходящий там реальный эксперимент прорастает в голове читателя в такой эксперимент уже мысленного плана, который заставит мурашки пройтись бугристыми волнами по всей читательской коже.
Краткость и лаконичность только доьавляют силы и устрашения произведению Бейли. Хоррор-эксперименту, который каждый из нас каждый день проделывает в своей голове.
V-a-s-u-a, 15 сентября 2018 г.
Рассказ-гипотеза, умозрительное построение. Этим, пожалуй, напоминает какую-нибудь лемовскую историю из «Сказок роботов» или «Кибериады» – ту, что позубодробительней и поинтеллектуальней. Только Бейли как-то тщательнее скрывает, что всё это не более, чем весёлая игра ума, так что можно даже подумать, что это он всерьёз.
Источник самосознания, должно быть, действительно интересный вопрос с философской точки зрения. Но в отсутствии достойных упоминания сюжетных перипетий и каких бы то ни было характеров, ему не достаёт важности, и вполне убедительные в своей псевдонаучности умозаключения Бейли не задерживаются в голове.
romanpetr, 17 апреля 2022 г.
Довольно забавна и абстрактна эта вещица — рассказик Б.Бейли «Бесконечный прожектор«! Игра и умозрение вокруг да около понимания «сознания» с философской точки зрения. Эдакое закрученное рассуждение о бесконечном разуме, когда один разум контролирует целую галактику, как создатель, и соответственно его контролируют другой разум, и так далее до бесконечности... Такова основная «мысль» данного произведения, которое подано не без горькой иронии, что у каждого «кукловода» есть «свой кукловод» сверху. Эта идея не нова и достаточно много литературных исканий и исследований существует на эту тему, но пока особо без твердого подтверждения этой вычурной гипотезы.
Но в отсутствии серьёзности и какой-либо динамики, это произведение превращается в «утомительный бубнёж» какого-то лектора и неубедительного диалога таких же полубесформенных созданий где-то на окраинах вселенной. На ночь лучше не читать, ибо впечатление может просто потеряться — всё-таки автор явно рассчитывал на «думающую аудиторию» среди читателей.