Роджер Желязны «Страсти Господни»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что будет, если на Земле останутся одни машины, разумные машины? Они будут до бесконечности повторять неясные ритуалы их создателей...
Первая профессиональная публикация Желязны в жанре фантастики.
Входит в:
— сборник «Последний защитник Камелота», 1980 г.
— сборник «Threshold», 2009 г.
- /языки:
- русский (7), английский (2)
- /тип:
- книги (9)
- /перевод:
- И. Павловский (1), В. Фишман (6)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 3 февраля 2025 г.
Самый первый рассказ будущего мастера, в котором воплотились две главные, изначальные страсти его творчества: образ разумных, ревущих моторами автомашин, и творение различных мифологических систем. Первая, получив в дальнейшем развитие в «Devil Car» и «Auto-Da-Fe», заглохла (к счастью, уж больно она узка, развивать нечего), вторая же расцвела пышным цветом, насквозь пронзив всё творчество Желязны от начала до конца. Машины сотворили свой миф, основанный на том, что они так и не смогли понять, и что действительно имеет смысл только в очень локальной человеческой культуре: на гонках, и трагической гибели одного из водителей. Для нас — трагический эпизод спортивного состязания, для тех, кто не понимает, что это — загадочный религиозный ритуал.
Иногда и так создаётся мифология.
Тимолеонт, 28 августа 2024 г.
Почти что гимн во славу Омниссии получился! А вообще вышла достаточно печальная история о бессмысленности и тщетности ритуалов, которые мы не понимаем. Так в одной игре был персонаж-прачка, который раз за разом крахмалил оставленную ему одежду, не понимая зачем и в итоге полностью одежду испортив. С другой стороны — верую, ибо абсурдно.
Sergio Blanc, 21 октября 2021 г.
Машинное технобудущее. Авария на трассе гонок в Ле Мане в ЕЩЁ человеческом прошлом Земли становится сакральным ритуалом в УЖЕ технократической машинной цивилизации будущего. Смыслы не очень ясны, но символы расставлены.
Один из первых рассказов автора. Глубина обозначена, но дно не видно. Проба пера она и есть проба, хотя потенциал автора уже виден.
Сыро, но вполне съедобно. Фанатам Желязны читать обязательно.
Фикс, 24 апреля 2011 г.
Каждый год на древней трассе Ле Мана разыгрывается одна и та же мистерия: драма с человеком в главной роли — Создатель приносит себя в жертву Машине, на благо всем существам. Вот только человечества на Земле уже не осталось, и самые совершенные механизмы, роботы, вынуждены из года в год самостоятельно справлять обряды в честь Великой Машины, замещая собой Человека, чтобы не прервалась связь традиций.
Рассказ немного неровный по манере изложения, требовательный к читателю, иллюстрирует примечательную мысль про механистичный подход к внешним религиозным обрядам с постепенной необратимой заменой внутренней, сакральной сути. Здесь автор идет еще дальше — случайность возводится в элемент традиции, ужасной трагедии приписывают совершенно другой смысл и вводят в часть новой культуры.
К сожалению есть существенный недостаток, свойственный ранним рассказам Желязны — писатель разворачивает перед читателем набор отрывочных образов, забывая снизойти до объяснений.
За год до написания рассказа, в 1961 произошла одна из самых ужасных аварий в Формуле 1 — погиб упоминаемый по тексту Вольфганг фон Трипс, а его вылетевшей машиной убило почти полтора десятка зрителей. Именно этот момент воспроизводит главный герой рассказа. Возможно при другом стечении обстоятельств Вольфганг остался бы жив и выиграл чемпионат. К сожалению аварии в автоспорте вещь далеко не редкая, менее чем через десять лет спустя Йохен Риндт выиграл чемпионат 1970 посмертно. Наверное, многие поклонники формулы 1 при чтении вместо аварии фон Типса будут невольно представлять другие трагедии. Мне вспомнилась череда ужасных аварий и смертей в сезоне 1994.
Gourmand, 16 октября 2014 г.
Хороший рассказ. И конечно, не о машинах. А о ритуалах. Как я понял. Когда забывают, зачем и для чего Христос взошёл на крест (в тексте есть прямая ссылка на Пасху), а разыгрывают представление ритуальное. А может, мы УЖЕ забыли и на самом деле, как эти дурацкие машины, совсем переврали всё, основываясь на старой книге, вручную переписанной и переведённой малограмотными монахами. В любом случае, лучше не создавать себе бессмысленных традиций.
Сказочник, 30 августа 2011 г.
Идеальный постапокалипсис. Здесь нет описаний страданий последнего выжившего, нет корч остатков человечества в лучах радиации... Здесь лишь машины, для которых погибшее человечество стало чем-то вроде иконы и инструкции для совершения ритуалов.
god54, 6 июля 2011 г.
Много уже написано о приходе машинной цивилизации после человеческой, но написать вот так кратко, образно, увлекательно и с возможностью дальнейших фантазий для читателя мало кому удается. Написано эмоционально, прочувственно и автор прав машинная цивилизация должна будет сначала создать свою религию, как это сделали люди, а потом уже развиваться, чтобы постепенно от неё отказаться. Написано хорошо.
Доктор Вова, 3 марта 2011 г.
Машинной цивилизации, пришедшей на смену людям, тоже необходимы история, религия и ритуалы. И те святые Праздники, которые были у людей (пусть и непонятые до конца) достались в наследство роботам. И вот уже самый достойный из них- Избранный, повторяет путь на Голгофу в их, машинном понимании, чтобы через смерть (Плавильный Котел) воплотиться в новых машинах, имеющих в своем составе святую частицу! Сильный рассказ!
be_nt_all, 19 апреля 2011 г.
Зачем люди приносят жертвы к алтарю бога (любого из…), идеи, искусства или иного show, которое must go on (нужное подчеркнуть|вписать|попытаться себе представить)? Будет ли кому продолжить наши священные традиции в мире «после нас»? Кому это нужно?
…нет ответа. Есть лишь очередное безумно красивое стихотворение в прозе от раннего Роджера, на этот раз под музыку стирающихся об асфальт шин и ревущих моторов…
archi, 12 марта 2009 г.
В этом рассказе мир разумных машин без людей.Они продолжают их традиции.И наконец-то наш герой стал избранным в этой гонке.Именно он должен разбиться вдребезги на празднике,чтобы другие машины возликовали.Он не может их подвести ведь они смотрят на него.Да определенно про нас — хлеба и зрелищ.
Skiv, 26 октября 2008 г.
В очередной раз Желязны иронизирует над машинами и создает «машинное» видение Страстей Господних:smile: Оригинально, in my humble opinion
квинлин, 2 октября 2007 г.
Снова и снова повторяются одни и те же ритуалы. Пусть и время, и их исполнители изменились...
Ruddy, 25 января 2007 г.
Еще один рассказ о живых машинах. Идея напоминает кундалини — символ вечного омоложения, перехода смерти в жизнь, жизни — в смерть. =)