Роджер Желязны, Харлан Эллисон «Приди ко мне не в зимней белизне»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
Карл Мейнос, не обременённый поиском заработка, решил не бездельничать всю жизнь и стал величайшим физиком, специализирующимся на физике времени. Но случилось несчастье, и его любимейшая жена заболела ранее неизвестной болезнью. Дабы дать врачам время на изобретение лекарства от этого недуга, он строит для жены комнату, в коей законы времени постепенно становятся не властны...
«The Magazine of Fantasy and Science Fiction»,октябрь 1969
Входит в:
— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, October 1969», 1969 г.
— антологию «Партнёры по чуду», 1971 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «This Mortal Mountain», 2009 г.
- /языки:
- русский (10), английский (3)
- /тип:
- книги (10), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- И. Гурова (7), А. Лидин (1), А. Тишинин (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AlisterOrm, 3 февраля 2025 г.
Автор вложил в рассказ немало, причём я веду речь не о смысле. Я говорю о чувствах, поскольку это повествования — чистая, оголённая эмоция. Гениальный физик, «замораживающая» время комната, стихи Пастернака и Евтушенко — не более, чем художественная условность. Здесь всё подчинено описанию трагичной и безнадёжной любви и жертвенности — едва ли не более сладостной, чем самая счастливая любовь. Так писал рассказы молодой Джордж Мартин, на голом нерве — очень богатый человек, гениальный физик, и его умирающая возлюбленная, которую он годами пытается спасти: это просто трагический образ и не более того. В этом рассказе бесполезно искать логику, её там нет — есть только эмоции. Эмоции жертвенной любви, одиночества, жертвенности, чувства предательства: здесь как будто кто-то из соавторов переживает эпизод из своей жизни, рефлексируя преданную некогда любовь.
Короче говоря, не ищите здесь логику. Выключите мозг, слушайте сердце.
Тимолеонт, 28 сентября 2024 г.
Насколько мне понравилась трагичность и поэтичнсть этой истории, насколько я восхищался страданиями героев, настолько же я плевался от тупой, подлой и мерзкой концовки, уж простите за спойлер. Легко понять душевные терзания обоих героев — они явно не заслужили такой тяжёлой судьбы. У одного — постоянная разлука и лишь краткие встречи с любимой, а у другой — полная замкнутость в одном тесном помещении и лишь один человек, с которым она общается. Я даже могу простить рассказу очевидные логические косяки:
1. Чушь о грозящем разорении ГГ. Автор имел неосторожность оговориться примерно, сколько стоит содержание комнаты с замершим временем. Простите, но самый богатый человек в мире мог легко содержать её веками, а не десятилетиями. Этот момент стоило или вовсе не упоминать, или отдельно оговориться, что ГГ забросил весь бизнес и вся его империя пошла вразнос.
2. Почему он регулярно не посылал к ней гостей? Что, никто из интересных художников-писателей-прочих не согласился бы на отпуск подобный с соответстввующей оплатой? Тут единственное объяснение — тупо ревность и нежелание допускать до любимой вообще какую-либо живую душу, но тогда непонятно, а зачем тогда было на постоянной основе засылать к любимой одного человека?
Ну и концовка... Она просто безмерно тупа и нелепа.
Deliann, 30 марта 2014 г.
Рассказ начинается отличной и интересной идеей, заканчивается концентрированной грустью и безнадежностью, а в середине содержащий некоторые нестыковки, которые не позволяют оценить произведение на высший балл.
Миллиардер-ученый, познавший время как никто другой пытается спасти свою жену от смертельной болезни. Смерть неминуемо придет к ней самое большее через год, и ее муж создает комнату, сдерживающую время. Пока во внешнем мире проходит год, внутри этой комнаты пролетает всего неделя (а затем и вовсе 3 дня). Ученый стареет, борется за свою любовь, стоит между своей возлюбленной смертью, ищет лекарство. Его жена остается молодой и прекрасной, она любит мужа как никого больше. Но через некоторое время ей становится скучно...
И вот тут начались проблемы. Причем не только у персонажей, но и у самого рассказа. Мне сложно понять, как девушке стало скучно, учитывая, что она видится со своим возлюбленным пару раз в три дня. Вполне нормально остальное время тратить на сон, книги и т.д. Но видимо девушка капризная, что и подводит нас к печальной развязке. В истории плохо прописаны принципы синхронизации комнаты и остального мира. По сути дела, весь рассказ написан ради идеи и трагизма.
Но вещь действительно трогательная, так что заслуженные 9 баллов.
_Y_, 4 января 2024 г.
Рассказ, призванный вызвать у читателя щемящее чувство тоски и потери. История любви, у которой не может быть счастливого конца. При этом история уложена в рамки НФ — не твёрдой, но НФ.
К сожалению, у меня рассказ ни чувства потери, ни тоски не вызвал. Вызвал только чувство недоумения. И не из-за нарушений НФ-логики – я воспринял текст как почти белый стих я понял с самого начала и на технические детали внимания не обращал. Проблема в литературной составляющей, в фокусе переживаний героев.
Любящие друг друга мужчина и женщина вынуждены жить отдельно. Нет, они встречаются, но живут с разной временной скоростью. Для него проходит неделя, для него – год. Ситуация грустная, сопереживание гарантировано. Но! Все описания тоски и оторванности от любимого даются со стороны женщины. Ей тоскливо, одиноко, её дни пусты. По тексту мужчина тоже переживает, но не из-за пустоты и оторванности от любимой. Его жизнь полна борьбой, он борется, бьётся, чтобы поменять ситуацию. Он переживает из-за медленного прогресса своей борьбы.
Всё. На этом можно ставить точку. Но я не поставлю, я поясню очевидное. Женщина видит своего возлюбленного ежедневно. Она может вообще с ним не расставаться. Это для него встречи – раз в два месяца, но не для неё. Она может проводить с ним день и ночь, она может говорить с ним непрерывно и ему это не надоест. Кому надоест разговаривать с любимой сутки напролёт, если эти сутки случаются раз в полсотни дней? Почему от одиночества страдает не он, а она?
Даже в белом стихе должна быть какая-то минимальная логика.
Vitalik, 8 июня 2007 г.
Меня этот рассказ очень зацепил..
И дело даже совсем не в том, что в нем реализована очень занятная, теоретически возможная и очень желанная игра со временем (ведь как иногда хочется его либо замедлить, либо ускорить!).
Очень показательна мысль о том, что как бы люди не были близки, как бы они друг друга не любили, но очень часто предпочтение к общению дается тем, у кого сходные интересы, с кем можно обсудить интересующие темы.. И наоборот, если уже не хватает общих тем для разговора, то возникает пустота между людьми, которая начинает разделять..
И концовка тоже цепляет.. Из-за ревности и обиды ускорил им время и для них прошло много лет, и он к ним не приходил, так как уже и не был нужен.. Всю жизнь свою потратил на это, даже отверг женщину, которая его тоже полюбила, и вот так вот все закончить.. Грустно!..
RivFader, 27 августа 2013 г.
«Слишком большим стало расстояние между ними», «не хватает общих тем для разговора»? Серьёзно? За такое короткое для неё время? Да и общие темы — неужели мир за стенками настолько скучный, что за полгода в нём ничего интересного не происходит, о чём можно рассказать и с интересом пообсуждать?
А с какой скоростью она изучила творчество стольких писателей! Ведь для неё прошло ну максимум два месяца, а скорее пару недель (из рассказа не совсем понятно). И за столь непродолжительное время она разлюбила своего мужа, который делает всё ради её спасения? Извините, но на мой взгляд, это абсурд.
Итак, завязка — отличная: и хороший фантастический ход, и психологизм, и намёк на философию. Но затем всё скатывается в яму, логика теряется. Будто мэтры не учли, что в комнате время течет иначе, что там проходят не месяцы и годы, а считанные дни. Странно. Очень жаль.
Сказочник, 30 августа 2011 г.
Пример того, чего могут добиться два гения от фантастики... Пример того, как сплавить воедино романтику и науку... Пример того, что от Судьбы не убежишь, как ни пытайся...
romanpetr, 29 марта 2017 г.
Прекрасный рассказ двух великолепных писателей и столпов мировой фантастики. Основными темами рассказа стали любовь и время, переплетенные между собой неразрывно. Авторы решили сначала показать всю тщетность влияния времени над яркими чувствами и сантиментами , олицетворяющими любовь , то есть показали возможность контролировать собственно все это путем сточки зрения научного прогресса — главный герой Карл Мейнос, спасая свою жену от неизлечимой болезни, создает «вневременную комнату», где прячет её и продолжает поиски вакцины в своем настоящем. Казалось бы, красивый жест , достойный восхищения...Но потом ( с подачи авторов ) Мейнос, став заложником своего одиночества и сдерживаемого эмоционального напряжения, становится жестоким вершителем судеб, куда завлекла его внутренняя гордость и....да, да — обычная человеческая ревность. И здесь оба писателя пришли к обратному — время все же бесспорно влияет на взаимоотношения мужчины и женщины. Как ни крути, а любовь это вещь приходящая на глади потока времени...
Великолепный и немного грустный рассказ... Браво!
Dorna, 2 июля 2011 г.
Рассказ сперва слушала, как аудио-книгу, а затем уже перечитала на бумаге.
Оставляет очень тягостное и тяжелое послевкусие, которое, впрочем, именно из того разряда печали, что обычно называется «печалью очищающей»
Наверное, даже не смогу четко сформулировать, чем именно так понравилось — быть может, многогранностью, а может и простотой. Такая самоотверженная любовь — и такая горькая концовка. Столько жертв, столько терзаний и боли — и лишь прах и пепел в конце.
Отличный рассказ, один из самых любимых у автора.
Ruddy, 18 декабря 2008 г.
Увидев отзывы, нашел наконец-то этот рассказ Желязны про профессора, построившего для своей больной жены комнату «безвременья». В своё время, лет шесть назад, рассказ поразил своей безысходной концовкой и ужасными мучениями со стороны бедного человека, который посвятил всю свою жизнь не сколько проблеме времени, а сколько проблеме спасения жизни и любви.
glupec, 27 июня 2008 г.
В 90-е годы это читалось иначе, чем сейчас. Рассказ, в котором через строчку упоминаются долгое время бывшие для нас запретными, а потом заново открытые поэты — Пастернак, Евтушенко и т.п. — тут уже как-то не важен становился собственный смысл рассказа.
А теперь перечитываешь его — и видишь: автор вложил в короткую форму слишком много смыслов, слишком много каких-то важных (видимо) для себя мыслей — и она не выдержала. Разбухла. Получился рассказ сразу обо всём — и ни о чём... Это и не чистой воды фантастика (= научное или околонаучное гипотезирование на первом плане), и не чистой воды психологическая проза (когда «фантастическая идея» м.б. для затравки, и потому не важна) — это попытка создать гибрид из того и другого... «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань».
Ank, 24 июля 2007 г.
Завязка была интересной. Можно было бы написать хороший рассказ о трагедии человека, у которого умирает жена и он видит это каждый день, и живёт с этим каждый день (вспомнился фильм «Нашествие варваров»), но тут действие повернуло совсем не туда, и если честно — я разочарован.
Archery, 19 сентября 2015 г.
Прочитала рассказ и отзывы. Чувство тягостное.
Действия профессора не понятны, почему он думал что женщины хотят остаться в комнате? Почему не дал лекарство? Такое впечатление, что это не так важно. Он мнил себя выше богов, платил за это огромную цену своими деньгами, жизнью и временем. И все равно проиграл вечному повторению.
god54, 12 июля 2011 г.
Очень тяжелый рассказ о любви, жаль, что концовка получилась смазанной, ускоренной, слабо чувствуется трагедия... Написано очень хорошо, сюжет просто великолепный, ибо тема любви поистине неисчерпаема. Но мне кажется, что оба героя достойны друг друга и об этом свидетельствуют их поступки в конце рассказа. Человек истинно любящий никогда не совершит дурной поступок в отношении любимого, даже, если тот поступил дурно по отношению к нему. Месть, сладкое слово месть, которое вытесняет любовь из сердца...
kkk72, 18 декабря 2008 г.
Грустная история о любви, ревности и времени. Авторы очень удачно соединили неожиданную фантастическую идею и человеческий фактор в своем рассказе. Очень запомнилась комната, находящаяся вне времени. Человеческий гений оказался в состоянии попытаться обмануть время, но не смог учесть обычные человеческие чувства. Печально, но такой конец, наверное, был закономерен.