Валерий Пылаев «Титулярный советник»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обмен разумов, перемещение разума | Сверхъестественные способности, супергерои | Путешествие к особой цели | Спецслужбы | Обучение в школе/академии/ВУЗе | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что, если отобрать у аристократов самое ценное?
Нет, не их состояния и титулы. Нет, не дворцы и подданных.
Что произойдет, коли найдется способ лишить представителей древних родов главного богатства — магического Дара? Как долго просуществует Империя, построенная Одаренными и держащаяся исключительно на магии дворян? Особенно если в руки врагам попадет оружие, которое не просто уравнивает шансы в схватке, но и дает противнику ощутимое преимущество.
Юный князь Александр Горчаков отнюдь не по своей воле вновь оказывается в эпицентре событий. И вновь не понять с первого взгляда, кто же он — тайный агент Багратиона, последняя надежда древних родов или всего лишь разменная пешка? Но как бы то ни было, судьба Империи во многом зависит только от него.
Читайте продолжение захватывающих бестселлеров «Лицеист» и «Юнкер» из цикла «Горчаковъ«!
Входит в:
— цикл «Горчаковъ»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 26 октября 2024 г.
«Народовольческий бунт»
Рецензия на «Титулярного советника» Валерия Пылаева
Помимо нередкого проклятия второй части можно выделить, так скажем, бремя третьей части. Одно дело, когда речь идёт о трилогии: финал истории вынужден выделяться на фоне предшествующих томов. Однако, как ни странно, значимыми бывают и триквелы в более крупных циклах. Близкий эффект имел «Видяший-3. Ярл», и Виктор Смирнов в лице Валерия Пылаева проворачивает похожий трюк.
На фоне совершенно проходного, невыразительного и необязательного «Юнкера» его продолжение смотрится как второе дыхание цикла. Как я и подозревал, побочные мысли из сиквела никакой роли в «Титулярном советнике» не сыграли. Пара-тройка новых явлений и персонажей погоды особой не делают. Небо на землю не упало бы, введи их Виктор в «Титулярном советнике». Но уж как есть.
Сохраняется загвоздка с названиями. Напомню, что «Лицеист» означал статус князя на каникулах и никакого раскрытия в сюжете не получает. «Юнкер» гораздо лучше отражает суть соответствующего текста, но и там роль в сюжете меньше, чем ожидаешь от книги с таким названием. Что же до «Титулярного советника», то это название ещё более отдалённое, чем «Лицеист» для своего тома. В финале «Юнкера» Саше Горчакову жалуют заглавный чин, а вот в одноимённом романе упоминается лишь, что тот вроде как отказался от него. Причём упоминается далеко не в первой трети текста. Как ни странно, ему больше бы подошло именно название «Юнкер».
Так или иначе, ставки подняты, и не только в соответствии с Табелью о рангах. Это даже отражается на обложках книг. Если раньше сюжет крутился вокруг рода Горчаковых, то теперь касается всей империи. Виктор Смирнов продолжает адаптировать историю Российской империи под альтернативные 1960-е годы, и на первый план выходят события, аналогичные концу 1870-х — началу 1880-х гг. Не совсем понятно, существовала ли в магической России радикальная партия «Народная воля» в тот же период, но в рамках повествования их деятельность сближается с действиями коммунистов-революционеров начала XX века.
Не раз и не два я отмечал, что авторы любят альтернативные миры показывать так, что события в них начинают тяготеть к нашей действительности. Скажем, если в книге задержалась на несколько десятков лет империя, то обязательно найдутся подрывные силы, которые обеспечат установление следующего известного нам исторического периода, пусть и с поправкой на минувшие годы.
Учитывая, что главный герой предполагается попаданцем, он вполне может быть гостем из нашего мира, а следовательно, его роль в глобальном сюжете может заключаться в «починке» мира, в котором он очутился. Я не говорю, что так и случится, но очевидно, в последующих четырёх томах этой магической вселенной спокойно поспать не удастся. Что же до попаданца, тут всё ещё действует интрига с «Лицеиста». На сей раз Виктор сразу закидывает продолжение повторяющегося загадочного сна, а до кучи оставляет намёк, что в теле Горчакова-младшего может оказаться… Горчаков-младший! Только из более позднего временного периода. Это не объясняет его первоначальные реакции на расхождения, которые может подметить только человек из нашего мира (пусть и необязательно из нашего десятилетия, лишь бы позже времени действия), и периодические цитаты, кои в этой магической реальности могли никогда и не прозвучать. Тем не менее, пища для размышлений есть, а впереди ещё больше половины цикла.
Сюжет и без размышлений о попаданцах работает прекрасно. Бунт, науськанный народовольцами, разборки родов и глушилки Дара превращают роман из по-прежнему не особо понятного бояръ-аниме в полноценный политический триллер. Видно, что автор начал действовать смелее — третья книга, как-никак, в цикле. Да и забавно немного, что закончил он «Титулярного советника» аккурат в начале года, который безусловно оставил след в политике и истории, пусть и совсем по другим причинам. Однако целостное повествование иногда ломают перескоки из одной ситуации в другую, может, и связанную с предыдущей, но всё же не напрямую вытекающую из оной.
Работа с персонажами также остаётся на высоком уровне. С одной стороны, автор берёт известные исторические фамилии и подводит под них новые образы. С другой же стороны, эти образы получаются достаточно живыми, особенно, конечно же, у главного героя. Фактически впервые мы увидели его как настоящего представителя элиты, человека иного сословия, чья логика не всегда знакома и привычна большинству читателей. Впрочем, некоторые персонажи выступают попроще. Почти не раскрыт генерал Куракин, а его отпрыск как был гнидой, им и остаётся.
Любопытен и образ Настасьи Архиповны. Бывшая крепостная, ставшая хозяйкой сначала одной мастерской, а потом, как я понял, нескольких фабрик. Красотка и в то же время инженер-конструктор. Рабочие воспринимают её неоднозначно. Высший свет — тоже. Потенциал у такого персонажа даже больше, чем у протагониста. Однако Виктор не слишком заморачивается с проявлениями сексизма и классового неравенства, хотя обе проблемы обозначает походя. И если первого в империи может почти и не быть, всё же во главе её стоит государыня-императрица, то второе могло бы послужить источником одной-двух героических сцен с участием как Настасьи, так и Александра. Несмотря на возможные трудности, справляется с ними девушка пока успешно, отчего нет-нет, а мелькает ощущение, что образ её несколько упрощён, чего немного жаль.
В целом же «Титулярный советник» на голову выше «Юнкера», а во многом — и «Лицеиста». Да, у романа есть шероховатости, но отмечу вот что: читается текст взахлёб, и становится вдвойне интересно, чем удивит автор в последующих томах.