Валерий Пылаев «Юнкер»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои | Обмен разумов, перемещение разума | Спецслужбы | Обучение в школе/академии/ВУЗе | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Князь Александр Горчаков — герой или преступник?
С одной стороны, юный дворянин вступился за честь рода и выиграл схватку, а победителей не судят. С другой стороны, не отправить ли неугомонного мага-аристократа с глаз долой, хотя бы на время? Провинился — отвечай!
И вот уже на тебе вместо формы лицеиста юнкерский мундир, в руках вместо магических плетений — винтовка, и голова уже не так занята автомобилями, девушками и рок-н-роллом, как всего лишь месяц назад.
Но и в пехотном училище не все гладко: здесь тоже витают отголоски заговора, который каким-то образом связан с недавними событиями… Уж не ради этого ли Багратион отправил юного князя «в ссылку» именно сюда?
Читайте продолжение сногсшибательного романа «Лицеист» из цикла «Горчаковъ«!
Опубликовано в сети в 2021 г.
Входит в:
— цикл «Горчаковъ»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 23 октября 2024 г.
«Братец»
Рецензия на «Юнкера» Валерия Пылаева
Хорошо известно так называемое проклятие сиквела (второй части). Далеко не всегда авторам удаётся сохранить успех и продолжить историю так, чтобы аудитория осталась довольна. Не будем делать вид, что успешных сиквелов не существует, и лучшие из них порой затмевают оригинальные работы, но чаще происходит ровно наоборот.
Особняком стоят продолжения, которые точно задуманы как промежуточные звенья. Если речь о трилогии, то вторая часть обычно провисает, а в более крупных циклах таких «проходняков» может быть больше. Самое неловкое — когда сама по себе история неплоха, но наиболее ценные её элементы, что раскроются в последующих частях, занимают от силы несколько абзацев или минут «экранного времени», а в остальном развернувшиеся там события не представляют никакого глобального интереса.
Вот как раз к этой категории можно, увы, отнести «Юнкера». Роман вполне себе неплохой, даже приличный в своём жанре, но в нём так сквозит необязательностью, что даже грустно становится. Вспомним «Лицеиста»: герой пробуждается после аварии; он не помнит, кто он и где находится, а до кучи автор кидает нам намёк, что героя подменяет какой-то попаданец. Эта интрига до сих пор играет. Что же мы видим в «Юнкере»? Герой пробуждается в объятиях уже знакомой нам журналистки… а какой-никакой сюжет дожидается чуть ли не главу. Коих здесь поменьше, а сами они — крупнее.
Вместо пересудов о попаданцах нам внезапно предлагается засомневаться в происхождении Александра Петровича Горчакова. Саша немножко рефлексирует, а потом и он, и автор на возможную связь с Багратионом забивают. А если уж они забили, то и читателю нет дела до этого хода. Может, он и сыграет в одном из будущих томов, аки чеховское ружьё, но в «Юнкере» данный задел остался бесполезным.
То ли дело становление главного героя юнкером. В отличие от «Лицеиста», где заглавная роль большого значения в сюжете не имела, здесь Виктор Смирнов, то бишь Валерий Пылаев, всё-таки заставляет Горчакова-младшего заняться чем-то столь же важным, сколь и приземлённым, а не корчит из него доморощенного сыщика. Правда, бо́льшую часть текста его это не слишком тяготит, а при необходимости Сашу легко вызывает к себе в имение дед.
Несмотря на важность линии во Владимирском юнкерском пехотном училище, сюжет приобретает некую невнятность. Не на весь роман, под конец Виктор всё же обрубает всё лишнее и сосредотачивается на главном, но в остальном история ходит вокруг да около. Причём даже не совсем понятно, вокруг да около чего. Предыдущий том оказался пусть и внезапным, но детективом. «Юнкеру» же детективная интрига достаётся как бы по наследству, и Горчаков не прилагает столь явных личных усилий, как в «Лицеисте», пытаясь расплести клубок, на который наткнулся в открывающем романе цикла.
Меж тем, как выясняется, зреет заговор против империи, и Александрам (и старшему, и младшему) предстоит выяснить, кто за ним стоит. Будь цикл не из семи, а из трёх книг, наверное, к финалу мы бы уже знали ответ, а так мы получаем только больше смертей и предательств. Так себе размен.
А что с попаданцами? С ними всё стало ещё печальнее, чем с возможным родством Горчакова с Багратионом. (Кстати, учитывая, что элита обычно любит не разбавлять кровь представителями из чужих сословий, гораздо выше вероятность, что они и впрямь родственники, но дальние, как Воронцов с Куракиным.) Загадочный сон упоминается лишь раз да Горчаков-старший пытается вывести младшего тёзку на чистую воду, только из этого прока не выходит. Разве что можно заподозрить, что мир, откуда прибыл не пойми кто, больше похож на тот, что описан Виктором в его дебютном романе, но опять же, «Юнкер» ломает об колено все чеховские ружья, до которых способен дотянуться.
В итоге мы имеем написанный на уровне первого тома роман, который не слишком упрощает понимание происходящего, но и не особо усложняет. Промежуточное звено, которое нужно только для того, чтобы через него легче было забраться в грядущий, и отнюдь даже не следующей частью, финал.