Сергей Вольф «Завтра утром, за чаем»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (На орбите Земли )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Подростковая литература
Место действия — Земля, близкое коммунистическое будущее. Рассказ ведётся от имени мальчика Мити Рыжкина, который незаметно для себя самого проявляет признаки гениальности и оказывается в центре одного из самых серьёзных технических проектов своего времени. Но он в первую очередь мальчик, и только во вторую — гений. Его интересуют девочки и игры с друзьями, а не формулы и схемы... Ему ещё рано взрослеть, но жизнь ставит перед ним сложные моральные проблемы, и деваться некуда.
Рецензия на повесть в журнале «Семья и школа» 1975 №10
Входит в:
— условный цикл «Митя Рыжкин»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 98
Активный словарный запас: низкий (2454 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PPK, 19 октября 2021 г.
Любимая книжка детства.
Понятия не имею как она может быть воспринята сейчас, при первом прочтении, и особенно взрослым человеком, но для советского подростка, учащегося в спецшколе, это была почти что библия.
Groucho Marx, 20 декабря 2015 г.
Одна из лучших повестей о взрослении. В советской литературе, наверно, лучшая. Возраст взят особенно трудный, ещё дотинейджерский, обычно авторы описывают проблемы взросления для детей постарше.
Совершенно замечательно показан мир, в котором живёт мальчик. Он показан частями, деталями, по которым можно мысленно дорисовать нечто большее. Здесь нет широкой панорамы социума, какие обычно бывают в НФ-романах, но логично и убедительно, что мальчик не знает очень многое, со многим сталкивается впервые и многого не понимает, просто в силу своей возрастной наивности.
Просто поразительно, что Серей Вольф, автор этой утончённой, изысканно-занимательной повести, почти неизвестен ни в кругу любителей советской фантастики, ни в кругу поклонников детской-подростковой литературы. Возможно, это связано с почти полным отсутствием авантюрности в повести «Завтра утром за чаем», с упором на психологию, на стиль.