Гарри Гаррисон «Две повести и восемь завтра»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 3 сентября 2015 г.
Вторая антология Г. Гаррисона, составленная из произведений малой формы, увидела свет всего через три года после выхода первого сборника рассказов. Начну с того, что русский перевод названия антологии несколько корявый и двусмысленный. Сборник включает в себя десять рассказов, я, честно говоря, в недоумении пытался определить какие из них автор обозначил как «повести». Вопрос решился сам собой после обращения к оригинальному английскому наименованию антологии — «two tales & eight tomorrows» — здесь всё оказалось просто: две истории посвящены описанию уже минувших событий, а действие остальных разворачивается в будущем.
Одним из главных минусов считаю отсутствие авторского вступительного слова, всегда интересно послушать мнение создателя рассказов — по какому принципу осуществлялся подбор произведений для антологии, какие проблемы волновали автора при написании рассказов, что осталось за кадром — здесь этого нет. По прочтению сборника я сумел выделить основные темы, их несколько, по которым происходила выборка произведений для этой антологии — проблема первого контакта с внеземными цивилизациями, ксенофантастика, космические путешествия и исследование иных миров.
Две «повести», вошедшие в сборник, на первый взгляд совсем непохожи друг на друга, но если приглядеться, то между ними можно найти много общего. Речь пойдёт о рассказах «Спасательная операция» и «Капитан Гонарио Харпплейер». В центре обоих рассказов находится проблема контакта с представителями внеземной цивилизации, чей корабль совершил на нашей планете аварийную посадку, оба рассказа акцентируют внимание на сложностях взаимопонимания землян и пришельцев, а также на человеческом равнодушии, увлечённости сиюминутными интересами, что вполне вероятно приведёт к трагедии.
«Спасательная операция» сюжет которой, если верить автору, во многом был основан на реальных событиях — это психологический, довольно грустный рассказ, который может заставить нас после прочтения иначе смотреть на людей, которые живут рядом с нами. «Капитан Г. Харпплейер» пытается донести до читателя ту же самую мысль, но уже с использованием иных литературных средств. По моему скромному мнению — это самая слабая вещь сборника, т.к. пародия вышла неудачной, а психологизм и трагичность происходящего теряются за ухмыляющимися рожами гротескных образов персонажей — ни посмеяться, ни погрустить у меня не получилось.
Перейдём к историям завтрашнего дня. Открывает сборник шикарнейший антирелигиозный и психологический рассказ «Смертные муки пришельца», судьба этого произведения была непростой, но тем не менее оно прошло свой путь через тернии к звёздам, получив заслуженное признание массы читателей. Рассказ прекрасно подходит к основным темам антологии — здесь есть и контакт человечества с негуманоидной расой, и ксенофантастика, и описание иного для нас мира — безусловный флагман авторской подборки, заслуженно поставленный на первое место.
Ничуть не меньшее право занять почетное место в данной антологии имеет ещё ряд рассказов, посвященных психологии иных цивилизаций и внутреннему миру самих исследователей космических пространств. «Портрет художника», один из моих личных фаворитов, отличается захватывающим полудетективным сюжетом на тему «пришельцы среди нас». «Расследование» — это уже полноценный фантастический детектив, который перенесет нас на далекую планету и познакомит со странными и не всегда понятными обычаями местного населения. Ещё один рассказ, посвященный иным мирам и их обитателям — «От каждого по способностям» — характеризует неожиданная ударная концовка, способная удивить даже искушенного читателя.
На этом рассказы, где фигурируют представители неземных цивилизаций заканчиваются. Вплотную к ним примыкает «Последняя встреча» — история, посвященная поискам внеземного разума, с прозрачной моралью — перед тем, как искать вовне, необходимо заглянуть внутрь себя, вполне возможно, что искомое отыщется именно там. «Источник опасности» во многом напомнил рассказ «Жертвоприношение» — похожие исходные данные, напряженная атмосфера и психологизм — довольно сильный рассказ, заставляющий о многом задуматься, если бы был такой жанр, как «dark SF», то эта история прекрасно бы ему соответствовала.
Проблемам межзвездных перелётов, приспособленности человеческой психики к таким путешествиям посвящён рассказ «Капитан Борк» — на что способен человеческий организм, наша психика в экстремальных условиях — вот это действительно terra incognita, о которой чем меньше знаешь, тем крепче спишь. Завершает сборник небольшая зарисовка в жанре антиутопии «Плюшевый мишка». Этот рассказ по логике больше подошёл бы для предыдущего сборника — «Война с роботами», в местном контексте он смотрится как пятое колесо у телеги, единственная ниточка, позволяющая привязать этот психологический мини-триллер к общей задумке антологии — место действия: будущее, но, согласитесь, такому критерию соответствует практически 90% произведений Г. Гаррисона.
Как итог, сборник оставил двоякое впечатление. Явным недостатком является отсутствие авторского предисловия, наличие нескольких общих тем, без какой-либо явно стержнеобразующей. Уровень представленных рассказов существенно разнится — от блестящей философско-психологической истории «Смертные муки пришельца» до невнятной пародии «Капитан Гонарио Харпплейер». Тем не менее, основной костяк сборника составили добротные интересные рассказы, и пускай сам автор не верит в существование внеземного разума, главное не в этом — пока человек досконально не познает самого себя, исследование бескрайних космических просторов будет проходить крайне сложно и нести различные опасности в первую очередь для самих космических первопроходцев.
TrollBoroda, 7 февраля 2014 г.
Второй сборник рассказов, включенный в томик, серии «Стальная крыса», «Война роботов». В отличии от «титульного» сборника, авторское предисловие имеется не у всех рассказов. Не знаю чья тут вина, издательства или так оно и было в оригинале (во что мне с трудом верится). Содержит в себе парочку средних, по уровню исполнения, историй, одну провальную (для меня). Постараюсь коротенько поделится впечатлениями от каждого из рассказов.
1. «Смертные муки пришельца». Самая сильная и впечатляющая вещь в сборнике. Во первых, авторское предисловие читать было не менее интересно, чем сам рассказ. Если верить словам Г. Гаррисона (а оснований для того, чтобы усомниться в них, у меня нет), то данное произведение было включено (было, не знаю как на данный момент времени) в книгу для чтения для средней школы. Что, на мой взгляд, говорит о высоком уровне наполнения «идеей» данного рассказа. Размышления автора о религии и атеизме, о их полезности или вредности, безусловно не оставят никого равнодушным к этой проблеме. Каждый сможет принять сторону того, что ему ближе. Дискутировать и размышлять, после прочтения, можно долго и плодотворно. Читать всем и без исключения. 9/10
2. «Портрет художника». Снабжен авторским словом, в котором Гаррисон честно говорит, что этот рассказ навеян его работой в сфере комикс-индустрии, в роли художника. Все эмоции, переданные в рассказе, это эмоции самого автора. Он пережил все, что написал. Нелегкая судьба художника, чей талант поставлен «на поток» индустрией развлечения. Уверенность редактора, что «творчество» можно заменить бездушным оттиском машины. Драматичный, трагичный и все же, красивый финал. 7/10
3. «Спасательная операция» На мой взгляд, самая провальная вещь в сборнике. По словам автора, практически вся история имела место быть в реальности, за одним фактом. Надеюсь в реальности, финал был не столь трагичным. Но цели, которые автор преследовал, рассказывая нам эту историю, лично я не понял. Некоторые моменты вызвали сомнения в разумности поведения ГГ. В общем, я был очень разочарован этой вещью. 4/10
4. «Капитан Бедлам» Рассказ написанный до первого полета человека в космос. Рассказ выдвигающий интересную и остроумную идею, о том как могли бы готовить пилотов космических кораблей. Что могло бы произойти, обладай космонавт полученными возможностями, в экстремальной ситуации. Технически. конечно же уже все это смотрится устаревшим. Но будем благосклонны к возрасту. 8/10
5. «Последняя встреча» Вторая сильная вещь сборника. Можно сказать притча, о поиске человечеством далекого будущего, следов «братьев по разуму» на просторах Галактики. 8/10
6. «Источник опасности» Честно говоря, первая моя оценка была ниже. Она была основана на том, что я не мог встать на сторону ни одного из героев. Рассказ, развенчивающий всю романтику исследования незнакомы планет и покорения космоса. Рассказ о жесткости, прорывающийся в жестокость группы, заключенной в замкнутом пространстве, в экстремальных условиях. О цене ошибки и цене искупления. Лично у меня вызвал очень противоречивые эмоции, но в итоге, мне думается, пострадала вся группа героев. 8/10
7. «Расследование» Детектив, перенесенный в далекой будущее и другие планеты. Набор стандартный. Гениальный сыщик, спаситель Империи и его верный помощник, друг, глаза-руки-ноги-мускулы. Сам сюжет не блещет оригинальностью, и разгадка становится ясна задолго до финала. Любопытно в плане ознакомится с детективным талантом Г. Гаррисона. 6/10
8. «Капитан Гонарио Харпплейер» Из предисловия выясняется, Г. Гаррисон был большим поклонником Ч. С. Форестера. По волею судьбы у него появилась возможность написать пародию на цикл, горячо любимого автора, «Капитан Горацио Хорнблауэр». Что же, к сожалению и стыду, я знаком с объектом пародии только по киноверсии. Мне тяжело оценить все тонкости пародии. Как самостоятельное произведение же оно смотрится чрезмерно абсурдиски и гротескно. Прорывается «любовь» автора к «солдафонщине». Даже не знаю, стоит ли, читать без знания оригинала или наоборот со знанием. 6/10
9. «От каждого по способностям» История спасения ученого из рук инопланетных аборигенов. Команда спасения хоть и мала, но колоритна. Развязка неожиданная. 8/10
10. «Плюшевый мишка» Еще одна попытка автора вступить на тропу детектива. На сей раз приближенному к психологическому триллеру и перемещенному в мир далекого утопического будущего. Мне было интересно взглянуть на изложенную проблему. Финал, хоть и трагический, но закономерный. Понятно почему автор, в предисловии, сокрушался об измененном финале в первой журнальной публикации. 7/10