Роджер Желязны «Монолог для двоих»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Врач-палач из концлагеря, ныне спокойно трудящийся в больнице, и его жертва, нашедшая его через много лет.
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Threshold», 2009 г.
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (6), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Голубева (5)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 8 сентября 2024 г.
Я абсолютно убеждён, что любая, абсолютно любая сволочь может заслужить прощение и искупление. Но начать этот путь она должна с заслуженного возмездия и потом сотни лет расплачиваться за свои действия в аду — и пусть каждого такого найдёт своя эйриния, которая достанет скотину везде и всюду. Очень сильная, яркая и эмоциональная история. И да, как же я рад, что не читал аннотацию на фантлабе.
AlisterOrm, 21 января 2025 г.
Рассказ в форме монолога, интересный эксперимент. С помощью такого приёма, тем не менее, автор полностью смог донести до читателя сюжет, конфликт и развязку, несмотря на то, что слышим лишь один единственный голос, голос отложенного возмездия. Талант иной раз бывает без души, но если к нему приложить душу человека, много пережившего, и способного на эмпатию?
Красиво сделано.
Sergio Blanc, 17 октября 2023 г.
Хорошая крепкая история из разряда «Мне отмщение и аз воздам»: Ветхий Завет (Пятая книга Моисеева) и Новый Завет (Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 19).
Зло не должно оставаться безнаказанным и Желязны прекрасно передал этот кармический посыл в своём коротком тексте.
Отлично поданная и выстроенная вещь получилась у автора. И по сути, и по форме.
Читать любителям переплетения реальности и фантастики.
Richard_Roe, 12 февраля 2023 г.
Отличный рассказ, смысл которого может дойти до читателя не сразу из-за оригинальной формы изложения. Можно предположить, что такой способ подачи был выбран автором, чтобы не наделять личностью, не персонифицировать, не очеловечивать одного из участников диалога.
Ложку дегтя подложил переводчик, не совсем справившись с задачей. Дело в том, что
Нет, я не знаю, как нужно было перевести, чтобы максимально передать данную особенность рассказа, но я и не являюсь переводчиком.
astoun, 9 апреля 2022 г.
Превосходный рассказ. И абсолютно понятный с первого прочтения. Удивляюсь тем, кому понадобилась вторая и даже третья попытка.
Gourmand, 7 ноября 2014 г.
Я возмущён. Ну зачем, объясните, к такому микрорассказу давать такую всеобъемлющую аннотацию? Ценю и уважаю suhan_ilich, но зачем???
Ведь половина кайфа именно в последовательном «раскрытии» деталей. В «обрастании» истории подробностями. Через реплики ГГ. А такая аннотация убивает ВСЁ.
Друзья, ну давайте уважать нечитавших. В отзывах есть кнопка «спойлер». Но в аннотации же такой кнопки нет.
Пожалуйста, задумайтесь, прежде чем подавать аннотацию, а может, и вообще не подавать. Не такой уж и большой рассказ.
Фух... Извините, накипело.
По форме. Необычная форма. Интересная. В принципе, логичная. Какой смысл печатать реплики второго собеседника, если они сводятся либо к да/нет, либо, если они осмысленные, их можно в виде «переспроса» повторить в репликах первого собеседника.
Практика таких рассказов, я думаю, есть. Больше, конечно, на сцене, в театре. Но бывало, встречал и в фильмах. В обычной прозе — рассказ лесника или егеря — тоже встречалось. Но интересно.
И думается, такая форма хороша именно для того, чтобы не описывать, не очеловечивать второго собеседника. Не персонифицировать. Не давать ему характерного говорка, манеры речи, не показывать уровень образованности, начитанности. Вообще не показывать его. Потому что, как мы понимаем, у каждого читателя свой образ ТАКОГО человека. И Желязны бьёт в самую точку, не описывая его НИКАК. Каждый сам додумает и подставит (а то и несколько раз, по мере развития монолога) лицо, образ этого Второго.
Но то же самое Желязны делает и с Первым. Особенно ближе к концу. У меня, например, 15 образов сменилось. А после прочтения отзывов (про специализацию лагеря), так ещё и 16 появился.
И тоже, думается, неслучайно. А чтобы каждый читатель представил себе своего Первого. Вот этого, кстати, в театре никак не покажешь. А в фильмах — голос без картинки.
По сути. Ну а что сказать? Эмоциональная история, ко второму — вся гамма чувств. Желязны сыграл на мне, как виртуоз на рояле. Конец — торжество, отмщение.
Отличный рассказ.
И совет тем, кто не уловил, не понял и т.д. Читайте с картинкой в голове, не спеша, посмакуйте каждую реплику, представьте себе это всё. Это не так трудно. Уж более типичной ситуации, чем больница, врач и пациент, не бывает. Сотни фильмов, если сами ни разу не были (и пусть и дальше в больницу не попадайте).
Сева1977, 24 апреля 2017 г.
Проблема этого микрорассказа в том, что его с первого раза не понять, а перечитывать не всегда кто-то хочет (хотя может это я один такой). Просто очень уважаю Желязны и решил перечитать второй раз... тогда дошло. Но это стиль автора, он любит начать издалека, точнее ниоткуда, про героев, которые вы — я — все, про место действия — жизнь/смерть.
Кстати, это почти не фантастика, скорее тяжелая маловероятная и одновременно повседневная реальность.
Гениальным, конечно, этот рассказ нельзя назвать, просто хорошее чтиво для всех любителей Желязны.
atgrin, 9 августа 2014 г.
Возможно, что в этом рассказе есть и ещё одно одно «озарение», недоступное русскоязычным читателям из-за переводчика. Главный герой — бывшая жертва нацистского хирурга — женщина. Намёк на это даётся в упоминании лагеря, Равенсбрюк создавался специально для заключения женщин. Я не читаю в оригинале, потому высказываю лишь предположение. Рассказ очень сильный и без этой детали, но, думаю, что Желязны не случайно выбрал именно этот лагерь. И тогда концовка становится ещё неожиданнее.
iskender-leon, 21 декабря 2013 г.
Этот замечательный микрорассказ сильно отдаёт горечью, по крайней мере для меня. Мир чаще несправедлив, чем наоборот. Это известно давно и люди в основном как-то притерпелись к этому. Но такие вот рассказы способны всколыхнуть устоявшиеся спокойствие и сдержанность. Ну почему, почему так часто случается, что возмездие настигает лишь книжного злодея, а не его прототипа из реальной жизни? Желязны написал это произведение в 1963 году, когда чудовище Йозеф Менгеле уже восемнадцать лет успешно избегал правосудия. Впереди у него оставалось ещё почти столько же прожитых лет... Никакого трибунала, ни шумных процессов, всего лишь инсульт и смерть в воде.
Ещё в голове сразу всплыл отличный фильм «V — значит вендетта» и подумалось о том, что братья Вачовские когда-то да читали этот рассказ. Просматривается явная параллель: зверские эксперименты рано или поздно способны породить нечто такое, отчего экспериментаторам не поздоровится.
Роберт Желязны великолепен — бездна смысла и чувств при внешней лаконичности. Блестяще!
Доктор Вова, 4 марта 2011 г.
Очень сильный рассказ! Желязны- Великий Мастер! Написано в форме монолога, но какой же это монолог!!! Ведь написано без описаний портрета ГГ и его внешности. Известно только, что он приехал в инвалидной коляске. А читая этот микрорассказ, за какие-то короткие 30 строчек ясно, вживую, видишь не только искалеченного человека, но и те жуткие методы, которые применялись по отношению к нему. Не готово еще наше общество к всепрощению, оттого вдвойне приятно, что жертва смогла поменяться местами с палачом. Возмездность- вот то, чего нет сейчас в России! И именно поэтому этот психологический и сильный рассказ будет находить отклик в сердцах читателей!
god54, 20 июля 2011 г.
Жаль, что фантастика редко обращается к этой теме – теме врачей в концлагерях во время второй мировой войны. Ведь именно тогда, после войны наконец-то задумались об этической проблеме проведения опытов на человеке. И не только медицинских опытов… Написан рассказ просто в виде монолога для двоих, но я бы сказал для троих, в том числе и читателя, который сопереживает словам пациента. Хороший рассказ.
Сказочник, 6 ноября 2011 г.
Рассказ просто великолепный. Сама идея из разряда тех, которые лежат на поверхности, и ты думаешь: «Ну как никто до него не догадался об этом написать?», а вот следующей мыслью будет осознание того, что ТАК никто написать точно не сможет.
muravied, 18 апреля 2011 г.
Честно сказать, с первого раза я ничего не понял. Тут нужно вдумчивое чтение. Смысл я постиг с третьей попытки.
Freda, 21 октября 2009 г.
Монолог для двоих. Героя и писателя. Героя и читателя. Врач тут выступает только как точка опоры.
Цепляет так, потому что автор не приподносит нам все подробности на блюдичке, не расписывает калеку в каляске, его яростный блеск в глазах. Мы это чувствуем на себе очень отчетливо. Потому что вокруг, в целом мире нет больше никого. Ни ответов доктора, ни реакции главного героя. Он говорит и говорит...И с каждым словом оставляет в нашем сознании глубокие борозды.
Argumentator, 16 февраля 2010 г.
Сюжет прост... да и что может быть сложного в рассказе на одну страницу? Но оригинальная форма подачи, заставляющая читателя подключать к процессу чтения собственную фантазию, думать... выше всяких похвал!