Иван Бунин «Дело корнета Елагина»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
В любом преступлении существует цель и мотив. Какой вердикт может вынести высокий суд, если мотив — любовь, а цель — вечность?
Впервые напечатано в газете «Возрождение», Париж, 1926, № 277, 6 марта.
Входит в:
— антологию «Русские повести XIX века», 1991 г.
— антологию «Чисто русское убийство», 1993 г.
— антологию «Русская эротическая проза», 2003 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— антологию «Дело корнета Елагина», 2010 г.
— антологию «Лучшие повести и рассказы о любви в одном томе», 2015 г.
— антологию «Любовь и грех в русской классике», 2015 г.
— журнал «Подвиг 2024'10», 2024 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 10 ноября 2023 г.
Так вот отвлечешься от классики, а как вернешься, так она будто гром – но гром холодный и жуткий, без дождя, и потому создающий нечто томительное, мучительное. Сильный рассказ. В чем-то он пошел бы, пожалуй, и Достоевскому возможно даже больше, чем Бунину. Криминальная история. Вроде бы понятная и поверхностно простая. Но тут же и сложность, тут же и возможность взглянуть в чудовищную глубину, в ее бытовую пошлость и одновременно необычность – роковую, патологичную. Здесь много вопросов и много сомнений, но не вопросов и сомнений к самому делу, а к его подоплеке, к глубине душевной. Здесь есть душа как нечто неизъяснимое – и тем страшнее, что все это холодно, из обрывков свидетельств, речей, показаний и фактов. Но за ними – тревожащее, как вопрос без ответа, когда все так, да не так, когда просто и одновременно сложно: плюсы и минусы батарейки, создающие электрическое напряжён. И в этом всем – величие огромного авторского мастерства. И потому эта история, одна из тех, что запоминаются надолго. Мне – запомнилось.
strannik102, 13 августа 2023 г.
Рок, фатум, судьба …
В основу рассказа (в некоторых источниках — повести) Бунина легло реальное уголовное дело об убийстве русским офицером Бартеневым польской актрисы Висновской (1890). И автор выстраивает повествование практически в форме судебного заседания: мы то слушаем выступление государственного обвинителя, который создаёт перед судом образ Елагина — умышленного убийцы (уголовный волк, так называет его прокурор), то выслушиваем сторону защиты, представитель которой всё время старается подвести нас и суд к пониманию, что любой факт можно толковать по разному.
Однако постепенно по мере открывания новых чисто психологических фактов мы понимаем, что и Елагин, и Сосновская были людьми особого психологического склада — натуры возвышенные, романтические, а Сосновская ещё и подчинённая романтике смерти (вот уж поистине готичность и модернизм смешались в ней в самой густой степени). И потому сложно сказать, какова здесь степень вины Елагина в смерти Сосновской, сколько здесь умысла и сколько других форм виновности. Собственно, повесть так и заканчивается словами Елагина «Может быть, я виноват перед людским законом, виноват перед Богом…» — сомнением в степени и сути своей виновности. А читатель, осмысливая содержание повести, может справедливо произнести, что смерть Сосновской была предопределена.
Рок, фатум, судьба …