Алексей Иванов «Бронепароходы»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое | Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Революция | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
В 1918 году речными флотилиями обзавелись и «учредиловцы» в Самаре, и Троцкий в Нижнем Новгороде, и повстанцы Ижевска, и чекисты в Перми. А в мире бушевала инженерная революция, когда паровые машины соперничали с дизельными двигателями, и в российское противостояние красных и белых властно вторгалась борьба лидеров нефтедобычи — британского концерна «Шелл» и русской компании братьев Нобель.
Войну вели и люди, и технологии, и капиталы. В кровавой и огненной круговерти речники оказывались то красными, то белыми. Их принуждали стрелять в товарищей по главному делу жизни, принуждали топить пароходы — славу и гордость речного флота. Как сохранить совесть посреди катастрофы? Как уберечь тех, кого ты любишь, кто тебе доверился? Как защитить прогресс, которому безразличны социальные битвы? Там, на палубах речных буксиров, капитаны искали честный путь в будущее, и маленький человек становился сильнее, чем огромный и могучий пароход.
Сейчас Алексей как раз пишет такой, большой, основательный, драйвовый, выверенный до мелочей. Любовь, бизнес-войны Нобелей и Шелл, трагическое противостояние красных и белых в непривычных для русской литературы декорациях речников. Реальные сражения бронепароходов, захватывающие оттого, что Иванов настолько серьезно изучил матчасть и так профессионально и интересно описал все маневры, что порой кажется, что писатель и сам способен управлять пароходом. Реальная атмосфера улиц и архитектуры начала 20 века, воспроизведенная с краеведческой точностью. Реальные герои эпохи с их амбициями, характерами и привязанностями. За видимой легкостью каждой главы, за каждым ярким и поэтическим описанием — большое исследование. За каждой фразой — мегабайты научных статей. Нереальная увлеченность, мастерство и терпение.
«FB Юлии Зайцевой»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ясен-Красен, 23 марта 2023 г.
Когда искала свежий худлит о Гражданской войне, повелась на рецензии в духе: «Реальная атмосфера улиц и архитектуры начала 20 века, воспроизведенная с краеведческой точностью. Реальные герои эпохи с их амбициями, характерами и привязанностями. За видимой легкостью каждой главы, за каждым ярким и поэтическим описанием — большое исследование. За каждой фразой — мегабайты научных статей. Нереальная увлеченность, мастерство и терпение.» ©
Иванов здесь действительно очень «вкусно» описывает городки нефтедобытчиков, быт параходной ватаги, погоду, природу, речные баталии. Короче, мастерски создаёт декорации. И... и всё. Никаких «амбиций, характеров и привязанностей», никакого столкновения идей и надежд. Те самые «реальные герои эпохи» превращаются в картонных персонажей: экзальтированную и пресыщенную нарцисску Рейснер, туповатого садиста Мясникова, безумного фанатика Троцкого, нерешительного нюню великого князя Михаила,
Пожалуй, я впервые сталкиваюсь с настолько пустой и поверхностной книгой, написанной настолько хорошим языком и использующей настолько много реального исторического материала. Не то что когнитивный диссонанс года, а целый диссонанс века!
PeregaRrr, 20 июля 2024 г.
Алексей Иванов славится своими историческими романами (квази?). Они у него получаются объёмные, подробные и масштабные. Исключение составляет разве что «Летоисчисление по Иоанну», но это не то роман, не то сценарий.
У автора я читал:
Сердце Пармы – добротное историческое приключение с элементами мистики.
Летоисчисление по Иоанну – политический памфлет, но небесталанно написанный.
Тобол – огромное полотно со всеми коронными приёмами Алексея. Тут и реальные исторические личности, и колоссальные масштабы, и мистика, и море крови, и роковые женщины….
И хоть на Тоболе я сильно буксовал, но эпилог меня задел за живое и я пообещал себе прочесть и Бронепароходы, когда они увидят свет.
Что же приступим-с! ПРИСУТСТВУЮТ НЕКОТОРЫЕ СПОЙЛЕРЫ!
ПРОПАГАНДИРОВАТЬ.
С первых страниц романа читатель обязан понять, что его ожидает махровый антисоветизм. Любые красные, комиссары, революционеры всех мастей, матросы и прочие в романе описаны жестокими, топорными и почти карикатурными злодеями.
Если ты за Мировую Революцию, то получай брюхатая баба штык в живот!
Если ты за победу мирового пролетариата, то выковыривай из затылка пулю из нагана невинный и честный предприниматель.
Если ты за свержение мирового капитала, то непременно расстреливай своих. Да побольше. Да без разбора!
Если ты комиссар, то при малейшем запахе поражения бросай своих, покидай позиции и удирай сломя голову куда глаза глядят.
Из красных в романе буквально имеется один положительный персонаж. Это лётчик, который пламенным сердцем верит в идеи Маркса и Ленина. Но он, это персонаж, разговаривает какими-то потешными лозунгами из листовок. Он, этот идейный красный, ходячий канцелярский текст. Не человек и личность, а насмешка и издевка.
Белые в романе поразношёрстнее. Почти все они статные, благородные, скучают по чаепитиям на верандах и с горькой тоской скорбят о потерянной стране. Нет, среди них тоже иногда встречаются подлецы и повесы, но они ухожены, выбриты, у них ровная спина и идеальные профиля.
Ну нельзя же так. Мне кажется, если берётесь писать исторический роман, то как-то поглубже копать надо. Погружать читателя стоит и в объективные исторические процессы и в причины со следствиями…. А у нас что? Просто чёрно-белый мир. Большевики – зло во всей своей красе. Белые – благородные джентльмены.
Наверняка имеется читатель, который такое употребит с удовольствием и попросит ещё, но метить в большую литературу с таким подходом ну никак не приходится.
МЕЛЬТЕШИТЬ.
Роман перегружен героями, судами, городками, портами, затонами, именами рек… Все эти новые герои и места появляются постоянно и исчезают так же неожиданно. Бац! У нас тут Троцкий расстреливает каждого 10-ого, на манер Древнего Рима. Хлоп! А Троцкого в романе больше и нету! Бац! Ляля Райснер грезит Мировой Революций! Ничего не остановит её на пути величия! Хлоп! Переспала с парой-тройкой героев и укатила в закат на паровозе. Бац! Ганька Мясников пол книги упивается властью и коварством. Хлоп! Со второго раза, спустя год, добивает великого князя Михаила и будь таков….
Герои скачут с парохода на пароход. Пароходы меняют названия. Команды судов перебегают то к красным, то назад к белым. И так всю книгу. Нет, оно понятно, что гражданская война – это полный хаос, но у нас какое-то шоу Бенни Хила, когда все толпой бегают туда-сюда. Осталось наложить идиотскую музыку.
А имена и стиль изложения! О! Это отдельный восторг. Иван Диодорыч сменяется Дмитрием Платоновичем. Оба маститые капитаны. Оба важные и честные. Благородство через край льётся, да так, что страниц 100-то одного от другого не отличить. Или разом вводится три персонажа. Это большие чины белого речфлота. Фамилии наших героев Фортунатов, Федосьев и Фаворский (могу путать фамилии. Подзабыл)… и вот эти «Ф» начинают мелькать и маячить. Кто есть кто и куда двинулся и побежал, простите поплыл, не понять с первого прочтения. Приходится листать страницы назад и вспоминать… листать и морщить лоб, а где тут Фортунатов, а кто Фаворский…И так всю книгу…весь роман…
Обилие перестрелок и сражений надоедает. Они однотипны и монотонны. Смерти героев не удивляют и не трогают. Это уже без эмоциональная рутина. Это массовка. Это какая-то глупая и несуразная беготня!
Рояли из кустов – самое обычное дело. К середине книги уже перестаёшь удивляться, что сейчас кто-то выскочит из сундука и спасёт горящее и тонущее судно.
Всё в романе сплошные рябь и мельтешение!
Несколько слов о структуре произведения.
Иванов в одном из интервью говорил, что создавал роман, как аудиосериал. Он написан равными по объёму (2-3 листа) главами-эпизодами и поделён на такие же примерно равные части, которые носят громкие названия:
СПАСТИ
ВЕРНУТЬ
ВОЗДАТЬ..
…
..ВОЗЗВАТЬ
Поначалу кажется, что задумка с названиями частей интересная. Будет много действия. Будут смыслы. А на деле всё это где-то теряется и куда-то деется.. Кого ВЕРНУТЬ или кому ВОЗДАТЬ моментом забываешь. И это ещё в лучшем случае. К кому ВОЗЗВАТЬ вообще не понимаешь.
Пару слов о женских персонажах.
И снова они у Иванова получаются вычурными и аляповатыми. Нету в них глубины. Они именно, что бабы! Истерики, коварство, упрямство, любвеобильность – всё при них.
А вот про верность автор видимо не слышал.
Ляля кидается из койки в койку, изменяя мужу направо и налево. Степанида влюбляется и теряет, влюбляется и теряет. Ревёт, влюбляется и теряет…. Катерина Якутова тоже как-то моментом забывает любовь. Сначала даёт убить великого князя, затем очень как-то легко отрекается от своей нового избранника Горецкого. Ветреность какая-то не иначе.
А вообще странное дело. У меня сложилось впечатление, что это книга без главных героев. Иванов берёт массив персонажей, вводит их в повествование, а потом про кого-то забывает, вспоминает и возвращает, снова забывает. В середине романа он вдруг тыкает пальцем в кого-то и решает этому герою уделить побольше времени. Потом тыкает снова в другого и теперь пишет с о нём. Нету какой-то целостности. Нету общего скелета., как бы Иванов искусственно не называл части произведения.
Имеется ли в романе основная идея? Да, имеется. И их даже несколько:
1: Это сила и важность прогресса. В Бронепароходах огромное место уделено
нефтедобыче, конкуренции промышленных гигантов. Иванов восхищается инженерами и людьми науки.
2: Это важность человеческой жизни. Не спроста роман заканчивается рождением ребёнка посреди кровавых смертей. (зачем это наследник Романовых не ясно. В чём посыл и задумка мне не понятно. Видимо для пафоса).
Есть ли в книге плюсы? На мой взгляд да!
1: Это необычная и редкая тема. Речные суда, сражения на реках, история речфлота – это действительно здорово и интересно. Жаль только всё описано так однобоко.
2: Это любовь Иванова к родному краю. Похвально и даже благородно, что автор изучает и популяризирует историю Пермских земель. Но опять же берёт досада, что на всё он смотрит под одним углом
Устал. Запыхался. Сам замельтешил и зарябил. Пора к итогам.
На мой взгляд Иванов поставил перед собой монументальную задачу и с ней, к сожалению, не справился. Вместо вдумчивого исторического романа мы на выходе получаем политический памфлет с либеральненьким посылом. Если Иванов доберётся до темы Великой Отечественной, то уверен, что у него и фашистские захватчики будут такими же людьми, как и советские солдаты.
Бронепараходы понравятся почитателям творчества Акунина или Яхиной.
6-ть из 10-ти!
Pavll, 13 февраля 2023 г.
Оценка «6».
Иванова читаю практически все, что выходит. Ну и мимо нового толстого романа, заранее до выхода расхваленного многими модными обозревателями, конечно, не смог пройти. Самое общее впечатление — детские воспоминания от советского кино о гражданской войне не прошли мимо уважаемого писателя Алексея Иванова.
Как в советском кино много бестолковой стрельбы, в стиле выстрел-труп, суеты и бестолковости происходящего, ведь общий результат «кто победил» всем, в том числе, и автору известен.
Ну, и по-ивановски, все действие происходит на Каме, Урале и Поволжье. Изюминкой книги является описание военных действий на реках, выразившееся в бесконечных боях, отходах и наступлениях пароходов, буксиров, барж и речных яхт большевиков, КОМУЧА и других белогвардейцев.
Автору, как обычно, натужно даются женские персонажи — вот не выходят они у него цельными натурами — строго однозначные — то глупые пустышки или страдающие мадонны, то беспринципные наполненные самолюбованием кровавые барыни. Герои-мужчины более содержательны, среди них и могущие впасть в полный грех холодные амбициозные красавцы, и безжалостные, но, томящиеся душой, убивцы.
В начале романа Иванов решил собрать всех известных исторических персонажей, кто был в 1918г. в Прикамье и выстраивать события с их участием. При этом решил раскрасить их образы авторским видением содержания душ и мыслей. Насколько он смог проникнуть в их реальную суть, кто его уже знает, но, кажется, пахнуло стилем Пикуля...
Как по мне, единственной цельной натурой книги, стал Троцкий — четкий, уверенный, человек-бронепоезд, решающий все вопросы категорично и эффективно. Правда, ненадолго, всего несколько глав его можно наблюдать. Да и все герои, кроме полюбившегося Иванову, экипажа мятущегося от красных к белым, а потом и сами по себе буксира-бронепарохода, быстро мелькают, возникают из ниоткуда и уходят в известное потомкам энциклопедическое прошлое.
Вот, хоть убей, не понял замысла А.Иванова дать шанс пожить какое то время
После прочтения, стало в очередной раз понятно, что на тему последней Гражданской войны в России, никому кроме Шолохова сильно и мощно написать не удалось.
Тема эта жесткая и неудобная, может, только нобелевским лауреатам по плечу
majj-s, 16 февраля 2023 г.
Идем за Нобелем
«А провожают пароходы
Совсем не так, как поезда.»
Алексей Иванов — человек-событие и невозможно представить, чтобы его новая книга появилась, не сделавшись тотчас предметом чтения-обсуждения. А представлять и не нужно, потому — бессмысленно. Не успел новый роман выйти, как о нем уже написали ведущие критики и литературные обозреватели: Галина Юзефович, Наталья Ломыкина («Форбс»), Татьяна Соловьева («Юность», Альпина), Константин Мильчин («Горький»). Отзывов топовых блогеров пока не видно, но читатели пишут очень достойные рецензии, подробно разбирая отдельные аспекты романа и все хвалят аудиокнигу в исполнении Сергея Бурунова, я читала глазами, но верю, хорошая аудиоверсия для книги как огранка для алмаза — позволяет засверкать всеми гранями.
«Бронепароходы» переводят Гражданскую войну, которая для большинства из нас переполненные поезда, вокзалы со спящими вповалку в зале ожидания людьми — на язык речного судоходства. Как-то сложилось, что этот аспект российских реалий не отображен в литературе, кинематографе, только и вспоминается, что арестантская баржа из «Зулейхи» Гузели Яхиной да подробно выписанный быт речников на маленьких суденышках в «Вечной мерзлоте» Виктора Ремизова — то и другое относится к более позднему периоду. А между тем, кровеносная система судоходных рек, не могла не быть сферой притяжения для грузового и пассажиропотоков, когда страна стронулась с места. Алексей Иванов, верный призванию «развлекая просвещать», вынимает из небытия этот пласт знаний об истории страны.
И по большому счету, оценивать книгу имеет смысл не только с позиций языка, стиля, увлекательности, мотивации и поведенческой логики персонажей, даже не того, насколько живыми получились герои, но именно с этой — возвращенного знания об истории родины: «мы не пыль на ветру и не захватническая империя, известная от веку лишь военными кампаниями, в нашей истории было еще и это». Спокойное мирное достойное движение по пути прогресса и цивилизации, и каждый раз, как нам дают возможность зарабатывать честным трудом, это возрождается. Жаль, позволяют ненадолго: НЭП, Оттепель, Перестройка — а в остальное время, вот уже больше ста лет, клапаны туже или слабее затянуты.
О чем книга? Гражданская, в которой все воюют против всех и большая часть озабочена элементарным выживанием, но есть и такие, кто борется за власть или пытается половить рыбку в мутной воде. Когда 99,9% населения беднеет, 0,1% закономерно, что? Правильно, обогащается. Роман Горецкий, злой гений и один из центральных персонажей романа из этой породы. В прошлом капитан одного из судов, ныне потерявший и судно и капитанство, но не растерявший куража и обаяния идет к цели, топовой должности в международной корпорации, не останавливаясь ни перед чем. Внешне плоть от плоти Порядка, на деле амбассадор Хаоса.
На стороне разума и прогресса ему противостоят не менее яркие персонажи: старый речной капитан Иван Диодорыч — олицетворение прежней, честной и достойной жизни; азербайджанец Хамзат Хадиевич чрезвычайный посол Альфреда Нобеля, который пытается спасти нобелевские разработки и оборудование в этом громокипящем котле; талантливый Алеша и упрямая Катя Якутовы, дети владельца судоходной компании, которые пройдут с нами через всю книгу. Это важный момент, потому что в «Бронепароходах» опасно привязываться к какому-то из персонажей, автор пускает их в расход с той же легкостью, с какой это делал Джордж Мартин в «Игре Престолов».
На вопрос: «Что ж такое множество хороших людей не сумело справиться с одним злодеем?» — есть ответ: «Он был не один, то есть, он целенаправленно боролся за личное обогащение, но идейных сторонников Хаоса было в тысячи раз больше». Эти люди тоже во множестве представлены в романе: например валькирия революции Лариса Рейснер, которую другой персонаж книги, Волька Вишневский, сделавшись маститым драматургом, увековечит в «Оптимистической трагедии»: «Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела!» Маргарита Володина в кожаной куртке была прекрасна, но Ляля в романе, при всей своей красоте, доброго слова не стоит.
Все кипит, бурлит, стреляет и взрывается; завязываются скоротечные романы и рушатся судьбы; расстаются, встречаются и снова расстаются, теперь уж навек люди. А река течет, спокойная, равнодушная к человеческим страстям. И корабли плывут. Ах да, о Нобеле, почему нет, лет через 25, ЕБЖ.
strannik102, 5 декабря 2023 г.
Трагикомедия жизни и смерти
Сразу скажу, что творчество Алексея Иванова после прочтения знаменитого «Географа...» для меня стало культовым. Т.е. вот уже более десяти лет то и дело читаю его романы и повести (и многие приобретены в личную библиотеку) и стараюсь не пропустить ничего нового, вышедшего в большую книжную жизнь из под его пера. Однако последние два романа до сих пор были в очереди…
Эта бумажная книга была куплена по случаю в магазине «Всё по...» (т. е. «Fix Price») — для жителей нашего райцентра это единственное место, где можно приобрести книги в бумаге, ни одного книжного магазина в Валдае нет, ну а всякие ларьки-киоски мы считать не будем. Но и лежала она недолго, всего полтора месяца, долее ждать терпелка кончилась.
Период Гражданской войны в России был одним из самых страшных по ожесточённости и кровавости. И неоднозначных в оценке действий обеих сторон. Причём довольно часто действия руководства всех видов и вариантов политических противоборствующих сил сопровождались и подменялись волей отдельных личностей. Помним фразу из фильма «Чапаев»: «Белые пришли — грабють, красные пришли — тоже грабють. Ну куды крестьянину податься? ». Да и Шолохов с его мечущимся Григорием Мелеховым тоже отчётливо показывает всю суматоху и неразбериху того времени.
В романе «Бронепароходы» мы как раз попадаем в самое горнило Гражданской войны 1918-19 гг., идущей в Поволжье и на Урале. И конечно же Иванов тоже показывает читателям реалии противостояния красных и белых, при этом не слишком стараясь очернить одних и обелить других. И герои книги, а их в романе несколько, тех, кто среди множества персонажей постепенно выделятся в главный действующих, страдающих и мечущихся по жизни лиц, — в общем, все эти люди то и дело попадают из огня да в полымя. В особенности волжские капитаны, чьи пароходы то становятся бронепароходами красных, а то реквизируются белыми и тогда меняют цвет флага.
Но и помимо капитанов в романе выведены некоторые другие герои, которые ведут себя в этих условиях по разному и выбирают ту или иную линию поведения. Князь Михаил старается всячески уйти от насилия вообще, стараясь просто спастись. Кто-то приспосабливается, стремясь нагреть руки, а кто-то просто сохраняет своё человеческое лицо, стараясь просто спасти людей, попавших в беду. И наверное выбор вот этих последних и есть самый важный и самый верный — остаться человеком и спасти тех, кого можешь спасти. И не случайно роман заканчивается рождением ребёнка на фоне смертей многих из тех, за кем мы следили на протяжении почти 700 страниц — жизнь продолжается!
Сильная книга, Алексей Иванов верен себе и своей фамилии — на Ивановых Россия держится :-)
flying_kitten, 20 ноября 2023 г.
Если рассматривать мозаику, подойдя к ней вплотную, то видно только отдельные камушки (кстати, красивые сами по себе), отходя от неё, мы начинаем видеть какие-то очертания, которые, по мере удаления, трансформируются в цельную картину. Люди-камушки из романа Иванова, приведённые в хаотическое движение Гражданской войной, перемещаются, цепляются друг за друга, выпадают из композиции, как будто под рукой незримого художника, но вот уже что-то начинает вырисовываться, сначала общие очертания, а потом и вся картина.
1918 год, в России бушует война, города и сёла переходят из рук в руки, простые люди, в массе своей, до конца не понимают происходящего и не знают «за кого они». Кама и Волга — до недавнего времени спокойные торговые магистрали, становятся одним из театров боевых действий, их воды бороздят невиданные доселе корабли — бронепароходы. Кто-то воюет за идею, кто-то жаждет наживы, а кого-то насильно несёт лавина перемен, кидая из стороны в сторону.
В центре повествования — речники — простые и не очень люди, те, кто, в массе своей, не хочет делать историю, а просто пытается выжить. Нет, конечно в книге присутствуют и военачальники, и крупные воротилы, но не о них речь в первую очередь. Мотает вверх-вниз по реке капитана Нерехтина, не красного и не белого, человека, который не только берёт, но и даёт другим. Его пароход «Лёвшино» — ковчег нового времени, отторгающий случайных людей и удерживающий «своих». В книге будут и красные, и белые, и идеалисты, и проходимцы, и погони, и бои, но надо всем этим будет — Река.
Динамичная, захватывающая книга, не отпускающая до самого конца, заставляющая думать и сопереживать. Гражданская война — до сих пор больная тема, «Бронепароходы», разумеется, вызовут неприятие у тех, для кого всё однозначно, независимо от их окраски. Но надо понимать, что подавляющее большинство людей было в роли заложников той непростой ситуации, яркие абстрактные идеи были им чужды, они просто хотели жить и заниматься своим делом.
Serp_xxx83, 5 мая 2023 г.
Доброго времени суток.
Впервые увидел данную книгу в обзоре одного из интернет блогеров, тематика гражданской войны в качестве художественной литературы никогда не привлекала меня и мой опыт был фактически на уровне школьной программы, уж слишком много в советское время было пропаганды связанной с тем периодом времени, а после 91-го, прямо до наоборот, но решил по своему рискнуть и не пожалел.
Что ж после прочтения хочется поделиться исключительно моими впечатлениями, впечатлениями человека не погруженного в тематику гражданской войны от слова «совсем»...
Первое, на что хочу обратить внимание это герои, тут и брат Царя, отрекшийся от престола, и пожилой капитан буксира, и дочь бывшего владельца пароходства, и тайный агент мусульманин на службе у шведских владельцев нефтепромыслов, все связано сюжетной линией замешанной на крови, предательстве, эгоизме и в то же время душевности, простоте, искренности русского народа, ставшего разменной монетой в борьбе за ценности о которых «русский мужик и не думал».
В целом роман Алексея Иванова поднимает множество вопросов, заставляет задуматься о реалиях того времени, поскольку для меня как для простого обывателя этот «пласт» нашей истории знаком только со страниц учебников, со слов преподавателей истории. «Красные» показаны кроваво красными, людьми без чести, готовые в своем желании выслужиться пойти на самые жестокие, бесчеловечные меры, но и белые представлены не решительными, не способными принимать крайние меры, при этом обладая опытом и знаниями в области военного дела!
Кроме того бросилось в глаза, что многие сюжетные линии не завершены, часть персонажей появившихся на страницах книги не получили развития!
Я поставил высокую оценку данному произведению, поскольку для меня в чтении есть один главный аспект, это погружение в книгу, точнее невозможность оторваться, желание поскорее вернуться к прочтению и узнать чем закончиться история, здесь я это получил сполна!
volodihin, 26 марта 2023 г.
Не ждите от этой книги фантастики, она присутствует там только в форме христианской мистики. Никакими силами человеческими невозможно спастись от человеческой корысти, подлости, обмана, жестокости. Гражданская война — а книга именно о ней, точнее, о борьбе на Волге и Каме в 1918--1919 годах, — как будто спустила крючок того звериного, что есть в людях, того худшего, темного... И они словно бы соревнуются друг с другом, убивая себе подобных а вместе с ними еще и надежду на доброе будущее страны. В иных добропорядочных карьеристов, сердитых дураков и честолюбивых лукавцев не иначе как вселяется бес — до того они становятся омерзительны...
Мало кто спасется — лишь те, кто остался добр. Полуразрушенный ковчег с малым стадцем тех, кто сохранил в себе образ Божий посреди кошмарных зверств, спасен будет чудом Господним, ибо сами люди уже не могут себя спасти в таком огненной купели. Чудо, а вернее, несколько чудес — вот и весь фантастический компонент романа.
Прекрасная, мудрая книга о Гражданской войне.
Давно не появлялось ничего столь же умного, ничего столь же талантливого на эту тему.
necrotigr, 7 декабря 2023 г.
Очень хорошая, цельная книга про поворотную эпоху в истории России. В отличие от предыдущих эпох, которые Иванов описывал — 90е XX века, времена Ивана Грозного, Петра Первого, тут прям чувствуется, что герои связаны и влияют на судьбу России. Но, несмотря на то, что события этой эпохи известны досконально, автор залезает буквально в каждую маленькую щёлочку и показывает истории как маленьких людей, так и неизвестные части истории большой. Которые переплетаются с вымыслом, конечно, это же ведь художественная литература.
Интриги с противостоянием Нобелей и Шелла — по уровню не хуже Игры Престолов, описания битв как самих бронепароходов на воде, так и людей на суше — добавляют динамизма, а баржа смертников — хоррора. И на фоне этого — бесконечная ностальгия по Прекрасной России Прошлого, которая уже погружается в омут революции и гражданской войны.
prouste, 16 мая 2023 г.
Иванов вообще сдулся. Это хуже Акунинских романов Аристономия и следующего из цикла семейного ( про Быкова и Юзефовича не говорю).
Неинтересно читать: ни слог, ни диалоги, ни сюжет, ни персонажи — вообще не за что глазу зацепиться. Без психологии, каких то цепляющих мелочей. Прям ох. И предыдущие не ах, тевтонские тени едва дочитал, а Бронепароходы даже и не смог.
alex33, 27 февраля 2023 г.
Водные дороги бывшей империи, Волга и Кама, становятся местом сражений речных флотилий основных военно-политических игроков на востоке постреволюционной России. Речникам приходится вольно или невольно участвовать в этой борьбе на чей-то стороне. Жизни разных людей, переименованных и бронированных речных буксиров и пароходов затягивает мясорубка гражданской войны...
Масштабный роман о страшной эпохе перемен. Для одних это крах больших и малых бизнесов, для других это время возможностей и быстрых социальных лифтов. В книге много известных исторический персонажей: творец революции и главный красный командир Лев Троцкий, амбициозная и горячая поэтесса и комиссар Лариса Рейснер, флотоводцы и лидеры белого движения Старк и Колчак, невзрачный великий князь Михаил Романов и ярый пермский чекист Ганька Мясников и т.д. В центре сюжетных линий судьба детей пароходчика Якутова и злоключения команды и капитана буксира «Лёвшино». Большой сюжетной линией идёт борьба корпораций вокруг перспектив нефтедобычи в Поволжье. Из названия книги понятно, что Иванов снова будет много рассказывать о реках и судоходстве. Как технический прогресс менял речной транспорт и какова была субкультура речников. И, конечно, автор не прошёл мимо истории с транспортировкой царского золота.
Книга мне понравилась! Приключенческая и трагичная, она не оставит равнодушным читателя, который интересуется судьбой нашей страны. Это не учебник истории и реальные персонажи художественно сильно переосмыслены, но оттенки и запахи эпохи переданы очень внятно. Отдельный плюсик С.Бурунову за отличную аудиокнигу!