Дж. М. Кутзее «Элизабет Костелло»
Роман Нобелевского лауреата Джозефа Максвелла Кутзее — это, скорее, «манифест взаимоотношений». В центре этого «манифеста» — история жизни вымышленной австралийской писательницы Элизабет Костелло. Ей — 66 лет, ее книги признаны во всем мире, она выступает с лекциями, ведет дискуссии в академических кругах, рецензирует труды своих коллег. У нее есть слава и успех. В ее произведениях присутствуют секс, ревность, ярость, страсть, описания ее граничат с непристойностью, несут в себе смятение и постоянные сомнения. Но, как это всегда бывает, только наедине с собой, Элизабет Костелло может быть абсолютно откровенной. Именно в такие моменты, обозревая свою жизнь, писательница может оценить степень искренности своей жизненной и литературной позиции, становясь судьей сама себе.
В произведение входит:
|
Входит в:
— цикл «Элизабет Костелло»
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- Е. Бросалина (1), Е. Золот-Гасско (1), Г. Крылов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
evavan, 12 декабря 2009 г.
Мизантропия Кутзее представлена в «Элизабет Костелло» в полном виде. Автор не только высмеивает читателя, но и себя самого, свою роль писателя как шута для публики и как игрушки неведомого. Роман как всегда пронизан чувством вины, вины абсолютной и неизбывной, которая, по Кутзее, лежит на каждом человеке и человечестве в целом. Кутзее непростой писатель: слишком откровенный, злой, брюзжащий устами своих престарелых героев.
Это, наверное, самый автобиографичный роман Кутзее, какой мне доводилось читать. Элизабет Костелло – главная героиня романа – женское альтер-эго автора. Австралийская писательница преклонных лет, автор романа о джойсовской Молли Блум, писатель-проводник высших истин или просто запутавшаяся женщина. На протяжении всего романа она читает лекции то ученым, то студентам, то туристам в круизе, то самой себе…Лекции о защите животных, религии и вере, природе зла, роли человечества в мире, силе и бессилие разума, способностях писателя. Сюжет фактически отсутствует, он всего лишь скрепляет ряд эссе. После каждой лекции идет её опровержение, насмешка над героиней и её взглядами, спор на заданную тему, в который втягивается и читатель. Насыщенная интеллектуальная книга, где каждому тезису сам же Кутзее предоставляет антитезис, а что решение – если оно возможно – оставляет на совести читателя.
Последняя глава отличается ото всех других. Кутзее изображает некое чистилище, в которое попадает Элизабет Костелло, — «кафкианский» город с воротами в свет. Эта затершаяся сцена скрепляет всё повествование. Кутзее очень точно, на мой взгляд, изображает проблему современного эклектичного человека. Это человек, у которого нет твердых убеждений, он может верить во что-то «по настроению», а в другой раз с легкостью менять свои взгляды на противоположные. Все те проблемы, что поднимались в книге, не имеющие однозначного решения, всего лишь иллюстрируют амбивалентность современного сознания. «Отсутствие убеждений – это самое праздное существование»
nostradamvs, 9 ноября 2009 г.
Кутзее получил Нобеля в 2003 году, как раз в год выхода «Элизабет Костелло». Критики роман разругали, назвав лекцией, и они были правы. В 7 главах пожилая австралийская писательница Э.Костелло (вымышленная) ездит по разным саммитам и конференциям и читает лекции, которые выписаны дотошно и с кучей налитой воды. Но главное то, что лекции эти посвящены проблемам, которые мне – и любому почти человеку – вообще пофиг. Что Кутзее волнует – то он и написал. А мне пофиг все проблемы африканского изустного романа (1 глава), гуманитарных наук в Африке (1 глава), нравственной стороны вегетарианства (2 главы) и прочих вещей, которые настолько высосаны из пальца, что даже и говорить о них странно. По-крайней мере, в России. Последняя глава, где Э.К. ждёт у ворот то ли рая, то ли ада, — единственная более или менее стоящая. Заканчивается даже красиво. Читается, как ни странно, легко, хотя сюжета нет вообще никакого.