Трейси Бьюканан «Стена тишины»
Жизнь Мелиссы Баетт кажется идеальной, насколько это возможно: любящий муж, трое прекрасных детей и красивый дом в хорошем районе. Но внешняя реальность — обманчива. Однажды вечером Мелисса приходит домой, чтобы застать кошмарную картину: её муж лежит изрезанный на полу кухни, их дети спокойно стоят вокруг него... С ужасом она понимает, что один из них виноват. Но кто? И зачем им нападать на собственного отца? В мгновение ока она решает защитить своих детей любой ценой — даже если это означает лгать полиции. Но когда кто-то из соседей заявляет, что знает больше, чем должен, Мелисса понимает, что некоторые секреты находятся вне её контроля...Сможет ли она узнать правду о том, что произошло, до того, как распространились слухи?
Входит в:
— цикл «Саспенс «Лесной рощи»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Igor_k, 19 октября 2022 г.
Вернувшаяся домой Мелисса Байетт абсолютно точно не ожидала, какой «сюрприз» ее там ожидает. Она обнаружила лежащего на полу кухни окровавленного мужа, а рядом с ним стоящих двух дочерей и сына. Сразу понять, что случилось, решительно невозможно. Одно ясно: в этом как-то замешаны дети. Во-первых, нож, которым пырнули отца семейства, секунду назад был на кухне, а затем исчез (только дети могли спрятать эту улику). Во-вторых, они яростно что-то скрывают и не хотят отвечать на вопросы матери. А вопросов много, ведь рассказанная ими версия произошедшего явно шита белыми нитками. И что теперь делать бедной женщине?
Превосходная интригующая завязка. Да, мы привыкли, что подозреваемых в детективе должно быть много, а тут всего трое. Хотя кто его знает: может быть все совсем не так, дети ни в чем не виноваты, и все гораздо сложней? В общем, стартует «Стена тишина» предельно хорошо, захватывает с первых страниц.
Повествование ведется с трех точек зрения. Первая (и основная): мы смотрим на происходящее глазами Мелиссы. Вторая (спойлерная): внутренний монолог того, кто пырнул жертву ножом. Третья (путанная): чат, в котором соседи обсуждают происходящее. Придумана элегантно: Мелисса ведет свое расследование, через монолог преступника мы узнаем больше, чем знает она, что должно создавать дополнительный саспенс, а чат позволяет посмотреть на происходящее со стороны, заодно мы сразу поймем, что в данном случае, как частенько бывает, соседи тут далеко не идеальны, те еще сплетники и двуличные товарищи.
Почти сразу становится ясно, что перед нами далеко не классический детектив. Тут важно, не кто совершил преступление (мужа Мелиссы все-таки не убили, он в реанимации, есть шансы на выздоровление, но покушение на убийство – тоже преступление), этого человека легко вычислить по его внутреннему диалогу. Тут важно, почему все так случилось. По сути это социальный роман в детективной обертке. Разумеется, у всех есть скелеты в шкафах, и, разумеется, идеальная семья Мелиссы таковой только кажется. На самом деле это – не минус. В конце концов, в народе популярен давным-давно закрытый сериал «Коломбо», в котором преступники были всегда известны с самого начала, смотрели его не из-за формальных загадок. В данном случае главное с самого начала понимать, что тут вам не роман Агаты Кристи или Джона Диксона Карра.
Минусы этой книги совсем в другом.
Текст у Трейси Бьюканан получился избыточным, уж очень много в нем «воды». Слишком уж много писательница уделяет внимания тому, кто что ест, кто что надел, а еще гоняет одни и те же мысли по кругу, даже не особо подыскивая для них новые слова. Агата Кристи считала, что идеальный детектив не должен быть длинней двухсот-двухсот пятидесяти страниц. «Стена тишины» в два раза длинней. При этом при тщательном редактировании ее можно сделать именно что в половину короче. И это явно пошло бы роману на пользу.
Второй проблемой является психология персонажей. Трейси Бьюканан изо всех сил пытается сделать их рельефными и неоднозначными, но выходит как-то слишком уж плоско. Особенно не удалась в этом отношении главная героиня. В какой-то момент просто понимаешь, что она невероятно тупая. Хотя вроде бы должна быть вполне себе умной. Не замечала очевидных моментов, всю жизнь смотрела не в ту сторону. Да, она в некотором смысле еще в детстве убежала в некий выдуманный мир, симулякр счастливой семьи, и сознательно пропускала мимо себя все, что могло этот мир разрушить. Но даже это не удалось внятно показать. Вообще, в таких случаях важно, чтобы читатель смог проникнуться персонажами, стал бы воспринимать их, как реальных людей, тогда будет и импатия, и переживания по поводу их судьбы. В «Стене тишины» персонажи как были картонками, так и остались. Страдающая жена и мать. Ну, о`кей. Идеальный муж и отец. Мы поняли. Подростки с типично подростковыми проблемами в школе. Надо просто вспомнить какой-нибудь сериальчик на подобную тему. Неоднозначные дедушка и бабушка. С ними, вообще, все сразу понятно, быть именно такими от них требует сюжет.
Хороша идея чата жителей поселка. Можно было бы превратить его практически в античный хор. На деле мы получили некоторое количество реплик персонажей, чьи имена забываются практически сразу. Ну да, нам еще раз показали, каким двуличным и злобным может быть закрытое сообщество, в котором все друг друга знают и друг друга осуждают. Не более того. Хотя — и не менее.
Надо отдать должное, зловещих тайн прошлого Трейси Бьюканан навыдумала много. И в финале становится ясно, что все тут сложней, чем казалось в начале. Можно сказать, что она даже чуток перемудрила. И вроде бы придумано все очень даже здорово. Вот только подан этот материал в таком духе: а не вывалить ли все это на голову читателю одним махом? Потому-то в последней четверти книги происходит тот еще сумбур. Хотя местами и удивляет, что — явный плюс.
«Стена тишины» представляет собой отличный пример того, как исполнение губит хорошую идею. Но при всем при этом книжку все равно бросать не хочется. Потому что, не смотря ни на что, остается некоторый интерес узнать все подоплеки и мотивы. Вот только это не мешает все четыреста страниц поражаться тупости и слепоте главной героини.
Будем честны, «Стена тишины» может стать прекрасным материалом для короткого детективного сериала, которые так хорошо умеют снимать в Великобритании. Отдайте эту книгу умелому сценаристу, и он напишет сценарий лучше исходника. А потом позовите интересных актеров, пригласите отличного оператора, не забудьте про режиссера и композитора. Может выйти очень даже неплохо. Потому стоит посоветовать потенциальным читателям просто дождаться возможной экранизации (ну, мало ли?) или, если уж наш потенциальный читатель решил-таки ознакомиться со «Стеной тишины», читать только в случае, когда хочется чего-нибудь предельно легкого и чуток бестолкового, но при этом с социальным подтекстом (да-да, мы знаем, что идеальных семей не бывает, насилие случается не только физическое, но и психологическое, а хорошие соседи могут таковыми только казаться). В иных случаях все же стоит почитать что-нибудь другое.