fantlab ru

Фёдор Достоевский «Скверный анекдот»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.19
Оценок:
177
Моя оценка:
-

подробнее

Скверный анекдот

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Прогрессивно настроенный действительный статский советник решает заглянуть на свадьбу своего подчиненного, проявить тем самым гуманность по отношению к «маленьким людям». Однако присутствие высокого начальства лишь смущает всех присутствующих и в итоге приводит к безобразию.

Примечание:

Впервые опубликовано в журнале «Время» (1862. № 11. С. 299—352) с подписью: Федор Достоевский.


Входит в:

— антологию «Книга непристойностей», 2001 г.

— антологию «Золотая русская классика», 2009 г.

— антологию «Красная книга алкоголика», 2009 г.


Экранизации:

«Скверный анекдот» 1966, СССР, реж. Александр Алов, Владимир Наумов




Полное собрание сочинений в 12 томах. Том 3
1888 г.
Полное собрание сочинений в 12 томах (А.Ф. Маркс). Том 3
1894 г.
Полное собрание сочинений. Том 3. Повести и рассказы
1905 г.
Полное собрание сочинений Ф.М. Достоевскаго. Том 4
1911 г.
Полное собрание художественных произведений. Том 4
1926 г.
Бедные люди
1931 г.
Повести и рассказы. В двух томах. Том 2
1956 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 4. Произведения 1862-1869
1956 г.
Собрание сочинений в 17 томах. Том 5
1972 г.
Полное собрание сочинений в 30 томах. Том 5
1973 г.
Дядюшкин сон. Село Степанчиково и его обитатели. Скверный анекдот. Зимние заметки о летних впечатлениях
1982 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 2
1982 г.
Белые ночи
1983 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Рассказы
1985 г.
Дядюшкин сон. Скверный анекдот. Вечный муж
1986 г.
Повести и рассказы в двух томах. Том 2
1986 г.
Повести и рассказы. Том 2
1986 г.
Село Степанчиково и его обитатели
1986 г.
Рассказы
1989 г.
Собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 4
1989 г.
Избранное. В двух томах. Том 2
1997 г.
Сборник
1998 г.
Село Степанчиково и его обитатели
1998 г.
Собрание сочинений в 20 томах. Том 4
1998 г.
Книга непристойностей
2001 г.
Село Степанчиково и его обитатели
2001 г.
Книга непристойностей
2002 г.
Полное собрание сочинений. Канонические тексты. Том 5
2004 г.
Село Степанчиково и его обитатели
2004 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 4
2005 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2. Село Степанчиково и его обитатели. Записки из Мертвого дома. Скверный анекдот
2005 г.
Записки из подполья
2006 г.
Подросток. Дядюшкин сон. Скверный анекдот. Игрок
2006 г.
Полное собрание сочинений: 18 томов в 20 книгах. Том 4
2006 г.
Село Степанчиково и его обитатели
2006 г.
Скверный анекдот. Сон смешного человека и другие произведения
2007 г.
Собрание сочинений. Том 2. Записки из Мертвого дома
2007 г.
Чужая жена и муж под кроватью
2007 г.
Красная книга алкоголика
2009 г.
Золотая русская классика
2009 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 9
2010 г.
Федор Достоевский. Полное собрание повестей и рассказов в одном томе
2010 г.
Игрок
2011 г.
Скверный анекдот
2011 г.
Двойник
2011 г.
Скверный анекдот
2012 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2012 г.
Игрок. Дядюшкин сон. Скверный анекдот
2013 г.
Новеллы
2014 г.
Двойник. Повести и рассказы
2015 г.
Повести и рассказы
2015 г.
Собрание повестей и романов в одном томе
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
2015 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 9
2015 г.
Чужая жена и муж под кроватью
2015 г.
Малая проза. Книга вторая
2019 г.
Комические рассказы
2020 г.
Двойник. Повести
2021 г.
Записки из мертвого дома. Рассказы. Т. 2
2021 г.
Кроткая
2022 г.
Скверный анекдот. Белые ночи
2023 г.
Записки из подполья. Повести и рассказы
2025 г.

Аудиокниги:

Дядюшкин сон. Крокодил. Скверный анекдот
2004 г.
Скверный анекдот
2005 г.
Скверный анекдот
2007 г.
Русская литература. Выпуск 1
2010 г.
Скверный анекдот
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Scandaleuse histoire
1945 г.
(французский)
Noches blancas. El pequeno heroe. Un episodio vergonzoso
2008 г.
(испанский)
White Nights & Other Stories
2008 г.
(английский)
Том пятый
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительный рассказ, пожалуй, самое лучшее, что создал Достоевский. Тут замечательные детальки разбросаны по всему тексту, именно они-то и составляют главную прелесть этого шедевра. Чего стоит хотя бы презрительное отбрасывание «генералом» ногою несчастной шавки, уже почти в самом начале рассказа совершенно недвусмысленно высвечивающее истинное отношение мажора-перестарка Пралинского ко всем, принадлежащим к миру этой безобидной собачонки. И — какое напряжение, какая придавленная, скрученная пока в пружину настолько сильно, что многим и не понятно ещё, что это именно пружина, — энергия ненависти, вражды, злобы, противостояния «низов» к верхам!!!! Причем наиболее ярко это проявляется как раз в едва ли не ёрнической униженности, подобострастии «мелкой сошки» (просто поразительны в этом отношении последние сцены рассказа, со «столоначальником»). Пусть даже сами эти «низы» всего этого еще не осознают либо осознают весьма смутно, подобно «барану непомнящему» Салтыкова. Но это «наследство» неминуемо перейдет к их детям, племянникам, внукам и правнукам (вспомним хотя бы историю сына щедринского Молчалина). И уже в 1905 году...

Да, вряд ли Достоевский хотел передать именно это. Но писатель есть писатель, и если он хороший, его произведения зачастую говорят и отображают не совсем то, что заключалось в его замысле, или даже нечто прямо ему противоположное. Недаром же такое мощнейщее воздействие на мыслящих людей оказала знаменитая концепция «смерти автора». Как задолго до 1860-х писал проницательнейший Кюстин, в этой стране (России т.е.) обязательно грянет революция. И ошибся — если то вообще можно счесть ошибкой — всего на несколько лет...

В этом творении Достоевский поднимается почти что до чеховских высот. Но в школьную программу на протяжении уже столетий упорно пихают почему-то тупой и скушный романище про старуху процентщицу (преступлением было написать этот роман, а наказанием — его читать, мнение какого-то английского, кажется писателя. Лучше не скажешь!). Да, собственно, и понятно, почему. НИКАКОЙ власти этот рассказ будет не по нутру. Не случайно ж созданную в середине 60-х в СССР экранизацию (впрочем, весьма своеобразную, с гниловатым артхаусным уклоном, но в первой своей половине просто отличную) «народная» советская власть не пропустила к зрителю. До 1987 года. Знала кошка ... Будущие и настоящие (на тот момент) предатели и перерожденцы, уже вставшие или пока только мечтающие «встать на задние лапы», безошибочно всегда чуяли в «анекдоте» что-то глубинно враждебное, чуждое, вскрывающее их грязную сущность и стремления. Куда безопаснее для любого режима пичкать детей унылой историей дурковатого Раскольникова.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий рассказ, от начала до последней сцены. Строго говоря, «скверным анекдотом» можно считать уже первые сцены повествования, когда либерал, гуманист и просто хороший человек Иван Ильич сперва высокопарно рассуждает о принципах человеколюбия, а потом бросается в ярость из-за отлучки своего слуги. Как говаривал один умный человек, все мы либералы, пока в желудке пусто не стало...

Далее же история получает комично-сюрреалистическое продолжение, в котором нет победителей, одни проигравшие. Одни проиграли борьбу за жизнь с рождения, другие же, вроде как будучи обласканными судьбой, всё равно... не выдержали...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как отмечают комментаторы, название для рассказа Федор Михайлович позаимствовал, скорее всего, из следующей реплики Плюшкина: «И такой скверный анекдот, что сена хоть бы клок в целом хозяйстве»...

Более всего мое внимание обратило здесь совершенно скотское отношение Ивана Ильича в плане покупки подарка своему подчиненному. Вломившись без приглашения на свадьбу он не удосужился купить по дороге хотя бы букетик цветов. А войдя он произносит глуповатую фразу: «Здравствуй, Пселдонимов, узнаешь?».

Да еще и ногой наступил в студень...

Также весьма доставляет образ новоиспеченной супруги Пселдонимова: «Это была худенькая дамочка, всего лет семнадцати, бледная, с очень маленьким лицом и востреньким носиком. Маленькие глазки ее, быстрые и беглые, вовсе не конфузились, напротив смотрели пристально и даже с оттенком какой-то злости. Очевидно, Пселдонимов брал ее не за красоту.»

В целом рассказ отлично читается и сейчас, и, по-видимому, своей актуальности не теряет.

И, напоследок, моя любимая цитата отсюда:

»...слюна вдруг начала выскакивать из его рта совершенно помимо его воли. Заметил он это на Акиме Петровиче, которому забрызгал щеку и который сидел, не смея сейчас же утереться из почтительности. Иван Ильич взял салфетку и вдруг сам утер его».

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно даже. Рассказ очень понравился, а написать что-то о нем сложно. Не случайно, видимо, он и тогда, по выходе был проигнорирован критикой. Тут даже не политическая сатира. И размышлять много нечего. Показана простая житейская ситуация, в которой вполне может оказаться любой современный начальник и большой, и маленький. Который на корпоративе напился и наделал глупостей. А потом мучительно переживает, как наутро идти на работу? А рецепт будет тот же самый — строгость и еще раз строгость! А это — значит: ни люди, ни обстоятельства не поменялись. В этом — гений Достоевского, уловить это. Только современный начальник еще менее счастлив чем Пралинский — ведь тогда не было айфонов! фоток не оставалось)))))))

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ощущения от рассказа такие, словно твой товарищ сделал дурное, а стыдно тебе.

Вот и здесь так. Очень жаль бедного Пселдонимова. Его старушку мать. Страницы о нем, просто на разрыв сердца.

Читается тяжело, потому что жгучий стыд за чиновника не переставая преследует тебя на всем протяжении рассказа.

Очень поучительное, живое повествование.

У Достоевского всегда так, его рассказы, не что бы посмеяться, а что бы подумать. Люди в них всегда очень живые, читая, невозможно не переживать им.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Скверный анекдот» – очень типичная чиновничья история, про начальников и подчиненных. Вообще я заметила: положительные герои, к которым автор относится с симпатией и любовью, почему-то встречаются у Достоевского только в романах. Малая форма – сплошь мелкие людишки, гоголевские карикатуры. Причем если Гоголь подсмеивается над своими героями довольно добродушно, то Достоевский делает это очень зло и желчно, клеймит их с презрением, и в результате после такого рассказа немного тянет помыть руки, а не только похихикать.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх