Борис Акунин «Русский в Англии. Самоучитель по беллетристике»
Перед вами необычный самоучитель, написанный Борисом Акуниным. Вас ждут нескучная теория, непростые, но очень интересные задания и, конечно, примеры их выполнения. Это мастер-класс творческого письма в десяти уроках и одновременно сборник увлекательных новелл и историко-литературных эссе. Если вы давно хотели попробовать свои силы в беллетристике, то вряд ли найдете более интересное и полезное пособие для обучения. Изучайте, следуйте советам автора, и результаты не заставят себя ждать.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 25 февраля 2022 г.
Приличная вещь: умная, изящная. Прекрасные новеллы, лишь формально объединенные тематикой русских в Англии, представляют вариации приемов. Поигрывание мускулами Музы, очень забавно. Советы, как надо писать, и сами по себе хороши и непафосны, ну а уж новеллы автора...
Мне более всего глянулась про общение Питта с С.Р. Романцовым:
» Наглый щенок, — сказал по- русски посол Марфе Ивановне ( его борзая).
Она поняла слово, вздохнула. Перед усталым от жизни взором мелькнула сладостная картина, не столько зрительная, сколько обонятельно- осязательная. Сладкий младенческий запах, копошение мохнатых головок у живота, приятное потягивание в сосцах. Давно это было». Это ( неназываемый) Алданов.
А алчная на 500 гиней содержанка Петра или эпистолярный роман Чичагова?
Прекрасный сборник, славная антология
kagury, 29 ноября 2021 г.
Это книга называет себя учебником беллетристики. Построена она следующим образом. Сначала идет краткая вводная глава, например, как писать пьесу/рассказ/детектив и т.п.. Затем читателю предлагается некоторое количество исторических фактов, которые он должен взять за основу при написании своего творения. И, наконец, завершается каждый такой урок примером того, как можно упомянутую пьесу/рассказ написать.
У меня сложилось впечатление, что Акунин накопил массу любопытного фактического материала (вероятно, с целью использовать в своих книгах). Но, с одной стороны, писать длинные романы — лень, а с другой — просто распирает от желания с кем-нибудь поделиться своими находками. Результатом и стала эта книга (а также еще одна – «Нечеховская интеллигенция», где также подборка исторических фактов, только гораздо более фрагментарных).
У меня есть сомнения, что книга хороша, как учебник писательского мастерства, но как сборник интересных историй – вполне. К Акунину можно относиться по-разному (меня, например, раздражают его антироссийские воззрения, которые и здесь ярко проявляются), но занимательно писать он умеет, и эта книга неплохой тому пример. Например, истории про Герцена, Бахметьева и Муру вызывают желание познакомиться с этими персонажами поближе и пожалеть, что Акунина не хватило на что-то большее, чем несколько занимательных историй. Все-таки, романом всегда интереснее.
И вот еще. Очень рекомендую аудио-вариант. Книга начитана Акуниным и Клюквиным, и сделано это прекрасно.
majj-s, 9 ноября 2021 г.
Акунин-челлендж
«Писатель — человек, способный мысленно перевоплощаться в других людей. Это, я полагаю, врожденное качество. Научить ему нельзя.»
Я тоже так думаю. Есть вещи. которым можно научиться, есть — которым нельзя, и писателем, когда в тебя не положено дара, не сделает никакая креативно-творческая школа. Но овладеть приемами рассказчика, научить связно излагать мысли, чтобы заинтересовать людей тем, что интересно тебе — может. Зачем это? Ну, если вы спрашиваете, то вам и без того хорошо.
А для тех, кому не надо объяснять «Русский в Англии. Самоучитель по беллетристике» — то, что доктор прописал. Можно использовать как учебник, добросовестно выполняя авторские квесты, тогда общение с книгой растянется на срок, потребный начинающему писателю, чтобы наваять десять произведений, объемом в сорок тысяч знаков каждое (авторский лист), на исторический, авантюрный, любовный, социальный сюжеты, а также хоррор, мистику и пьесу.
Можно пойти путем, который выберет большинство поклонников Григория Шалвовича в его акунинской ипостаси — читать все подряд и получать удовольствие. Запомнив, что метод, который научит писать, таки есть, и можно обратиться к нему, буде явится нужда. Несколько слов о методе. Акунина любим не в последнюю очередь за корректные и компактные алгоритмы, упорядочивающие самые разные области жизни, вплоть до искусства красиво и с достоинством стареть.
Каждый «урок» разбит на пять этапов. Не первом автор ставит задачу и кратко описывает ее особенности. На втором — снабжает фактическим материалом. потребным для выполнения задания, что не исключает собственных дополнительных изысканий. Третьим ставит жанровую и стилистическую задачу: написать историческую новеллу в пушкинском стиле или хоррор, взяв за образец Уайльда. Четвертый — произведение, написанное самим мастером (признаюсь, самая любимая моя часть). И заканчивается все пятой, поясняющей, почему написано именно так.
Такого рода интеллектуальные упражнения Акунину не внове, скорее наоборот, естественны для него как дыхание. Каждый роман фандоринского цикла сделан в особом поджанре детектива; в серии Николаса за авантюрной новеллой поисков сокровищ Грозного следует книга о Достоевском в традициях «Преступления и наказания», а потом пиратская: среднее между «Островом сокровищ», «Похищенным» и «Алыми парусами» (страсть как люблю «Сокола и Ласточку»); есть даже целый проект «Жанры».
Все время было интересно (все жанры хороши, кроме скучного). И многие вещи, о которых прежде знала, но не подробно и впроброс, облеклись живой плотью — Акунин умеет растрогать, озадачить, позабавить. Для меня самым ярким открытием стал Бахметьев-Рахметов и история с его фондом. Другому покажется интересной другая из здешней десятки, но никто не уйдет обиженным.
Книга богато иллюстрирована, на Литресе представлена в двух форматах, и аудиоверсию читает автор. Очень хорошо, к слову, читает.