У. Скотт Пулл «Пустошь: Первая мировая и рождение хоррора»
В человеке заложена тяга к пугающему, она пустила глубокие корни в культуру, однако свою зловещую пляску смерти в художественной литературе и кино хоррор начал как одно из последствий Первой мировой войны — катаклизма, которого в истории человечества еще не бывало, — показывает У. Скотт Пулл. Война заставила целое поколение столкнуться со смертью лицом к лицу: Фриц Ланг выжил, но вернулся с мыслями о природе зла; Зигфриду Сассуну мертвые являлись даже в госпитале; картины Отто Дикса стали одной из самых натуралистичных и жутких визуализаций ужасов войны; Зигмунд Фрейд написал бессмертное «Жуткое» в 1919 году. Хоррор стал не катарсисом, а повторением, не развлечением, а чем-то вроде путеводителя по новой нормальности. Снаряды, пули, газы и прочие технологические достижения превращают тела в бесформенные оболочки, по-прежнему материальные и органические, но внушающие почти хтонический ужас. Солдаты восстают из могил и обвиняют обывателей в том, что они ничего не знают о принесенной воинской жертве. Вампир создает пространство «великой смерти». «В каждом фильме ужасов, в каждом рассказе в жанре хоррор, в каждой компьютерной игре этого жанра резвятся и щекочут нам нервы призраки Первой мировой войны, обитающие у самого порога нашего сознания».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kain_vega, 14 февраля 2025 г.
Отменное исследование жанра через призму траншей, отравляющего газа, разлагающихся трупов и крыс, что пожирают каждое мёртвое тело.
Автор на примере культовых писателей (куда он включил даже Франца Кафку), художников (Отто Дикс, Макс Эрнст, сюрреалисты) и режиссёров (отдельно было интересно читать о Фрице Ланге) рассказывает о развитии хоррора, о том, как война может стать катализатором для тёмного вдохновения, как послевоенная пустошь может оказаться отражением в зеркале, и это отражение вам не понравится.
Читается очень легко, У. Скотт Пулл раздвигает границы жанра, а что ещё лучше — углубляет его смысловую составляющую. Поставил бы все X, но слегка вызвало отторжение идеологическая подоплёка — легко понять, кому автор симпатизирует, а кому нет. Но, при всех прочих, книга понравится каждому, кто хочет окунуться в мир хоррора и понять его истоки.
Отдельно отмечу, что само чтиво не из лёгких в эмоциональном плане — У. Скотт Пулл безумно красочно описывает ужасы войны, так красочно, что, порой, тошнота подбирается к горлу, если пытаться всё им сказанное визуализировать.