Марк Лоуренс «Девушка и Луна»
На планете Абет узкий Коридор зелёной земли со всех сторон окружён ледяными равнинами, где выживают только сильные. Яз из племени Иктов совершила опасное путешествие и прибыла в Коридор, и он превзошёл все её ожидания. Всё кажется другим, но некоторые константы остаются неизменными: её старые враги по-прежнему на два шага впереди, желая её уничтожить. Яз направляется в Монастырь Блаженного Милосердия, где монахини обучают молодых девушек, у которых проявляются прежние дары, но, как и сам Коридор, Монастырь полон опасностей и возможностей. Яз предстоит многому научиться у монахинь — если они не решат её казнить.
Судьба всех, кто зажат между огромными стенами Коридора, и в конечном итоге судьба тех, кто пытается выжить во льдах, зависит от Луны, а битва за её спасение сосредоточена на Ковчеге Пропавших, погребённом под дворцом императора. Все хотят, чтобы Яз стала тем ключом, который откроет Ковчег — тем самым, который мудрые искали поколениями. Но порой одного желания оказывается недостаточно.
Входит в:
— цикл «Вселенная "Книги Предка"» > цикл «Книга Льда»
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- книги (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Р. Гимазов (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 18 июня 2023 г.
Привыкнув оставлять отзывы на прочитанные книги, я начинаю их сочинять еще по ходу дела. И вот дойдя примерно до середины третьего романа «Книги льда», я собирался сравнить эту трилогии с рекой. В горах она, мол, бурная и быстрая, а спустившись на равнину расширяет русло и теряет темп движения воды. В первом романе «Девушка и звезды» нас ожидал ураганный экшен, а действие уместилось в считанные дни. В «Девушке и Горе» темп снизился, мы долгие месяцы странствовали вместе с героями по обширным ледяным пустошам, зато были резкие смены локаций и сильно возрос масштаб повествования. А вот «Девушка и луна» приземлила нас в двух изъезженных еще в «Книге Предка» вдоль и поперек «точках сборки» сюжета — Монастыре и Верити, столице Империи. И действие сменилось подробными и неспешными описаниями двух отдельных приключений. И даже становилось порой скучновато, что со мной при чтении Лоуренса случилось впервые (а я больше десяти его книг прочитал во всех жанрах, даже стихи!).
Но тут! Лоуренс с математической точностью инженера ровно на середине романа пускает упряжку сюжета во внезапный галоп. И до самого финала это будет безостановочный ураганный экшен, так знакомый нам по первому роману трилогии.
Новых особо харизматичных персонажей при этом не появится, но зато старые наши знакомцы — команда Яз и ее враги отработают свои номера на 150%.
Что хорошо всегда у Лоуренса получается, так это злодеи. Ну такие они коварные и всемогущие мерзавцы, что просто хочется, как в детстве, схватить рогатку и начать стрелять в них алюминиевыми пульками! Севс, Эулар и их присные делают все возможное для тотальной драматизации повествования, и делают это на отлично!
По ходу повествования у меня возникла претензия к Лоуренсу по поводу его демонов — ошметков Пропавших. Они справедливо считают себя негодными обрубками. Но ведь и то, что Пропавшие оставили себе — это точно такие же обрубки! Нельзя от человека кусок отрезать или демонтировать — это не испорченный механизм. Человеческая психика не так работает! И опять-таки оказалось, что Лоуренс понимает сам прекрасно, о чем пишет. Ближе к финалу романа Яз говорит то же самое, осуждая Пропавших. Негативные черты человека — это его неотъемлемая часть и без ущерба целому от нее нельзя избавиться.
Кстати, насчет финала. Если в «Книге Предка» с его битвой за Верити и слиянием человеческого сознания Избранной и ИскИна финал достигает невероятного эпического крещендо, от которого ум за разум заходит, то в «Книге Льда» финальный эпик разбивается на несколько промежуточных итераций, и впечатление от происходящего несколько размывается. Лоуренс постоянно меняет регистры от пафоса до паузы, и сверхмощного катарсиса при этом не испытываешь. Но так как все сюжетные узлы тщательно завязаны и развязаны в нужных местах, чувство глубокого удовлетворения от финала трилогии непременно наступит.
Также мне весьма импонирует исторический оптимизм Марка Лоренса. В «Разрушенной империи» мы встречаем человечество, впавшее в состояние дикости после ядерной войны. Но потом оно возродилось из пепла и доросло до межзвездных путешествий. Из двух трилогий Книг мы узнаем о пяти таких экспедициях, но по некоторым оговоркам Элиаса Тэпрута можно понять, что только ими дело не ограничилось.
И так приятно знать, что один из лучших персонажей этой сложной и разветвленной Вселенной и десятки тысяч лет спустя продолжает свою эпическую борьбу, став полноценным Мифом и дуайеном цивилизации будущего.
Вообще, мне жаль тех читателей, что с высокомерной брезгливостью полистали «Принца Терний» и отвергли дальнейшее знакомство с Марком Лоуренсом — «а, мол, это кровь, кишки, цинизм, чернуха». Вот и не узнали они настоящего автора замечательных романов в жанре «сайнс фэнтези». Одного из самых гуманистичных и добрых создателей боевой фантастики.
П.С. Вот что меня по-настоящему шокировало при чтении «Девушки и луны», когда я понял, что Госпожа Пути, сестра Кастрюлька — негритянка!)) Что-то читая «Книгу Предка» я этот факт упустил))
tapok, 12 марта 2023 г.
Очень связанные дела
***
«Девушка и луна» – это заключительной роман трилогии «Книга Льда». И если после второй книги («Девушка и гора») сложилось впечатление, что «Книгу Льда» стоит читать до «Книги Предка», то «ДиЛ» всё же намекает – читать лучше по хронологии написания. Но об этом чуть позже.
…Яз и её друзья едва попали в зелёные земли, как их тут же обвиняют в убийстве и воровстве. Причём всё это совершенно против священнослужителей Империи, поэтому казнь неминуема. И за клевету нужно сказать спасибо давнему врагу – Эулару. Яз понимает, что слепой старик теперь получит ящик с Тэпрутом, а это практически прямая дорога к Ковчегу. С учётом того, что Эулар – агент Севса… Коридор находится в шаге от катастрофы…
Роман начинается с минимальным таймскипом (причем лакуну потом закроет флешбек), ведь Лоуренс оставил своих героев в тяжелой ситуации. Иными словами, книга начинается без раскачки. Автор взвинчивает темп, но потом умело гасит его, разбивая сюжет на несколько сюжетных линий. Их можно условно назвать «Монастырь» и «Верити» – обе локации хорошо знакомы читателю по «Книге Предка». И до поры Марк ведет обе сюжетки, грамотно тасуя их друг с другом, практически каждый раз обрывая главу клиффом. Ход этот правильный, ведь обучение в Монастыре – это пройденный этап для читателя, если читать по хронологии написания. В целом, по динамике романа и экшен сценам вопросов к Лоуренсу нет. Особенно последний пункт (экшен) набирает обороты в последней трети книги. Там – сплошь драма, сражения, твисты.
Что касается твистов, то Лоуренс приберёг их на финальный роман с избытком. Отдельным пунктом идут вопросы со звёздами, с Пропавшими, с Севсом. Но самые большие неожиданности (а вообще-то это самое ожидаемое!) жду читателя, когда раскрывается суть персонажа Х. Что за Х? Если вычитали первые две книги трилогии, то вы и так поймете. Для прочих – тайна, которая должна остаться тайной до последнего. Самое главное, что некоторые слова этого Х связывают воедино сразу… четыре трилогии. А вообще «Закон об Оружии» и «Невозможные времена» (про последних – только на основе отзывов, пока что) тоже входят в эту «Расширенную Вселенную». Наконец, к твистам можно отнести и темпоральные пертурбации. И вот именно они намекают, что «Книгу Предка» лучше читать до «Книги Льда». В противном случае читателя ждут серьёзные спойлеры.
Что сказать о минусах? Имбавость некоторых героев – бич Лоуренса. Возможно, это следствие того, как он поступил с Йоргом. Финал оставляет простор для воображения, хотя если его соотнести с событиями «Книги Предка», то кое о чём можно догадаться.
Заключение: хорошее завершение трилогии, достойное. Связей с «Книгой Предка» стало намного больше. Читатель наконец-то узнает о сестре Совушке. Здорово смотрятся мелкие отсылки (книга про Кроу, Булавушка, дерево в центре клуатра и так далее).
9 лун из 10.
Slimper753, 3 января 2023 г.
Отличное завершение трилогии, да и вообще всего цикла. Вторая трилогия мне понравилась даже больше, чем первая, она более масштабная и запутанная, со всеми этими перемещениями, городами-разумами, «богами»-Пропавшими, поломанными искусственными интеллектами со своими приказами, которые они интерпретируют на свой лад и творят дичь. А самое интересное, что Пропавшие просто самоустранились, забив вообще на все, и, судя по концовке, их утопия без лишних частей, которые они отрезали, продлилась недолго, жаль только, что мы так и не узнаем всех подробностей. Особенно то, почему племена улетели с Земли,
Марк Лоуренс умело закрутил всю историю, смешав прошлое с будущим, объяснив, почему все произошло именно так, как произошло, хотя и не без огрехов, конечно, но они не портят впечатление благодаря хорошо структурированной истории. Автор полностью завершил историю, но оставил некий задел на будущее, которое он вряд ли будет показывать в новой трилогии (хотя кто знает), но зато заставляя читателя самому пофантазировать, что будет и как повлияет на мир дар от Прометеуса. Хотелось бы, конечно, узнать, что будут делать персонажи дальше, особенно Сломанные, которые остались подо льдом, будут ли их оттуда вытаскивать и как? Судя по Зоул, как минимум икта доберутся до южного края льда и будут жить там.
Что Разрушенная империя, что Книга Предка — неплохие образчики фэнтези, в которых Лоуренс если и не ломает каноны на корню, то перестраивает их так, что они играют новыми красками. Как по мне, в Разрушенной империи первая трилогии была намного лучше второй, а здесь наоборот — во второй трилогии автор так рьяно вгрызается в лор, что щепки летят, только успевай ловить. При этом в Разрушенной империи вторая трилогия страдает самоповторами, а здесь же Книгу Льда можно вообще читать отдельно от первой, а потом уже первую трилогию, но не советую, ибо после медлительной первой вторая читается с неплохим бустом, сюжет практически сходу погружает в мир и несмотря на отдельные провисания, держит интерес до самого конца, который в 90% всех историй, будь то книги, фильмы, сериалы, игры и т.д. чутка смазан, так что не стоит акцентировать на этом внимание, общая история хороша.
8/10 — Марк Лоуренс в своей нише отличный автор, он всегда пытается не лепить клишированное чтиво, а добавляет щепотку своего оригинального видения и элементы из других жанров, так что это не 100% фэнтези, что только радует, ибо смешение жанров всегда выглядит интересней, чем классическое представление миров, которые мы уже десятки раз видели от других авторов, только с другого угла.