Юрий Поляков «Совдетство»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Семейно-бытовое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В произведение входит:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Совдетство»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nikonorov, 28 июня 2022 г.
Прочитан сборник Юрия Полякова «Совдетство».
Что могу сказать? ПРЕСНОВАТЕНЬКО.
Почему решил читать? Наслышан о писателе, о его теплых воспоминаниях по СССР, хотелось, знаете, чего-то лампового, милого и уютного в духе Владислава Крапивина, но на современный манер. Чтобы с оглядкой на сегодняшнее время, которые внесли бы определенные коррективы в сознание и повествование, чтобы, ну, просто прочитать что-то поактуальнее.
Справилась ли книга с поставленной задачей? Наполовину. Как и в случае с романом «Город Брежнев» Шамиля Идиатуллина, «Совдетство» — своего рода блог юного 12-13 летнего паренька, живущего в конце 60х- годов 20-го века. Мы вместе с ним будем жить в коммуналке, где он ютится со своими родителями, будем драться на мечах во дворе с ребятами, будем ходить мыться к маме на завод, с папой в баню, будем сохнуть по однокласснице, готовиться к поездке на Черное море, гулять по дворам, зайдем в Центральный Детский Мир, покушаем жареной картошки с салом, погрустим о смерти Рокоссовского и так далее. Здесь полно детальных атрибутов быта простого человека советского союза, а кроме того, нам покажут их мышление, донельзя правильное и требовательное — то и дело та же мама главного героя будет сетовать на продукцию и грозиться написать в отдел качества. Инакомыслие также не допускается, а все светлое связано с наступающим коммунизмом.
Я не бросил на середине этот сборник только из-за того, что мне было интересно пожить немного в той эпохе и взглянуть на уже недоступный этап жизни. Почувствовать атмосферу, где-то ощутить дискомфорт, где-то — приятный трепет. И за всем этим стоит одна важная проблема: дальше сухого аутентичного блога книга никуда не продвинулась. Это просто заметки, без глобального сквозного сюжета. Поначалу, в первых главах, герой взрослеет, но не намного, а потом всё упирается в локальные путешествия по городу с решением задач, проведением досуга и прочих радостей жизни паренька, закончившего учебный год. Если по-простому, то книга ничем не зацепила, и если бы не моя тяга познать ту эпоху в деталях, я бы, пожалуй, и не нашел повода читать ее.
Потому-то и оценка — всего лишь 7. Язык не очаровывает, хотя можно было бы совместить подачу и то настроение, что задается автором. А еще постоянно сбивало и раздражало, что главный герой называет своих родителей по именам. Точнее, маму-то по имени (Лида), а отца вообще величает Тимофеичем. Пусть и в авторской речи, но все равно — я извечно воспринимал их как других персонажей, сторонних. Никак не мог привязать имена именно к родителям. Да и сами отношения сына и родителей несколько ненатуральные, будто дружеские: то ли автор хотел показать, что мама была не шибко опытной в материнстве и общении, то ли еще что... А про отца я вообще запомнил лишь то, как он в ночи да поутру извечно домогался до своей жены, а та давала от ворот поворот, потому что ПЦЫРОХА В КОМНАТЕ. Да, именно, своего сына они называли либо Пцырохой, либо Профессором. Не поверил. Немного неловко осуждать родителей мальчика, ибо сборник, как говорят, автобиографический. Но я комментирую сугубо произведение, не более.
В общем, если бы это написал Крапивин, были бы и магия, и шарм, и некое таинство. А здесь вышло слишком сухо, нейтрально, без души.
sergej210477, 6 октября 2022 г.
Очень узконаправленный роман.
Понравится книга, в первую очередь, тем, чью детство пришлось на шестидесятые-семидесятые годы XX века. Весь эффект романа, по-моему, состоит в силе и могуществе ностальгии. Кто родился намного раньше, или, позже этого времени, тот не сможет полноценно совместить свои впечатления и переживания с ощущениями героя книги — ученика седьмого класса московской школы Юры Полуякова.
А вот ровесникам этого персонажа, будет приятно вспомнить свое детство.
Я, например, часто ловил себя на том, что, во время чтения «Совдетства», сижу с задумчивым видом и глупой улыбкой на лице, погруженный в свои воспоминания. Именно свои. Роман — это ключ, который открывает дверь (которая, обычно, или, напрочь заклинена, или, еле-еле, с трудом, приоткрывается) в полузабытый мир своего детства. Да, покопаться в своей памяти — это интересно и приятно. Вспомнил некоторые вещи, которые давно исчезли из памяти. Поэтому, как ни странно, оказалось, что сама книга гораздо менее интересна для меня, чем те мысли «о своем», которые она вызывает.
Ну, и ещё, как мне кажется, стоит рассмотреть это произведение как детскую книгу. Да-да. По-моему, она очень похожа на истории Драгунского, Носова, Мусатова. Советскую детскую литературу. Рассказы о школе, дворовых играх, родителях и друзьях, первой влюбленности. Ведь и происходящее видится глазами двенадцатилетнего мальчишки, а не взрослого человека. Так что, это — вполне детская литература. Ну, разве что, герой несколько зациклен на теме секса. Разве автор забыл, «что в СССР секса нет»?! Впрочем, это не эротика, а, просто интерес к «запретной теме» мальчика, превращающегося в подростка. Ничего откровенного и пошлого в книге нет.
Вот и получается, что этот роман понравится или детям и подросткам, или, ровесникам главного героя, родившимся в СССР.
Мне очень «зашло». Почти не отрываясь, «влёт», легко прочёл за пару дней. Приятно, уютно. Ведь, как и пишет в предисловии автор, детство — это счастливая пора для всех. Повторюсь, я, больше вспоминал свое детство, чем переживал за героя книги, но, от этого, хорошие ощущения от прочтения не изменились. Атмосферно. На мой взгляд, описанное в романе и реальность того времени, практически, совпадают. Отличный яркий язык книги.
В других отзывах пишут, что нет четкой сюжетной линии. Да, все верно, это — просто книга о детстве, о обычном советском школьнике, с которым ничего особо удивительного, необычного не происходит. Зарисовки из прошлого. Быт той эпохи.
Надо бы, покритиковать для полноценного отзыва, но, не очень хочется это делать. Не знаю, на мой взгляд, если, не сильно придираться, книга достойна высокой оценки. Но, конечно, я понимаю, что понравится она не всем, поэтому, высший балл, все-таки, не поставлю.
URRRiy, 27 сентября 2022 г.
Воспоминания о детстве советского 13- летнего московского школьника из простой рабочей семьи, живущего в семейном общежитии при заводе, время — август 1968 года.
Душевно, рафинированно, подробно по местам обитания и пребывания — улицам, переулкам, метро и Детском мире, о детстве с выездом в загородный детский сад, о неграмотных бабушках, о дискуссиях с школьными учителями, о роли коммунистической идеологии в воспитании подрастающего поколения, а также о трудностях с реализацией личной семейной жизни на ограниченной жилплощади.
В общем, жизнь тогдашнего москвича, который не автомобиль и не мажор, не диссидент и не заслуженный артист Советского Союза.
Действительно пресновато, поскольку произведение ностальгически-биографическое, а не чисто художественное, с обострением конфликтов.
Тем не менее, читать нормально, поскольку показана достаточно достоверно жизнь того времени со всеми ее плюсами и минусами.
kagury, 11 января 2022 г.
Я люблю прозу Юрия Полякова. У него есть свой узнаваемый стиль, хороший язык и довольно яркие сюжеты. Но «Совдетство» — заметно отличается. Это неторопливая ностальгическая мемуарная проза, эдакое длинное эссе на тему, лишенное как общего сюжета (если не считать временной стержень, на который нанизаны детали), так и звонких бусин ожерелья из историй, которые хотелось бы перебирать. Я прочитала 13 глав из 30, и поняла, что пока не готова продолжать. И не то, чтобы это все было скучно или плохо написано. Нет. Но… чего-то не хватает. Интриги, иронии, персонажей. В общем, может и вернусь к этой книге, но попозже.