Джефф Лонг «Преисподняя»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Полая Земля, путешествия под землю
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Группа, совершающая паломничество по Гималаям, прячась от снежной бури, попадает в пещеру, в которой находит испещренное надписями тело. Среди прочих надписей есть четкое предупреждение — «Сатана существует!». Все члены группы, кроме инструктора по имени Айк, погибают в пещере. Ученые начинают широкомасштабные исследования, в результате которых люди узнают, что мы не одиноки на Земле, что в глубинах планеты обитают человекоподобные существа — homo hadalis (человек бездны), — которым дают прозвище хейдлы. Подземные обитатели сопротивляются вторжению, они крайне жестоко расправляются с незваными гостями, причем согласованные действия хейдлов в масштабах планеты предполагают наличие централизованного руководства...
Роман номинировался на премию «British Fantasy Award» в 1999 году.
Входит в:
— цикл «Преисподняя»
Номинации на премии:
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2000 // Роман — Премия им. Августа Дерлета |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
toraptor, 27 августа 2023 г.
Кому — то книга понравилась, кому — то нет, мне — понравилась. Буду читать продолжение. Приключения + мистика — это особая литература, начинают искать какие — то проколы, несоответствия. Каждая книга ждёт своего читателя. Читайте сами, то, что Вам интересно! Не полагайтесь на мнение других!
sergej210477, 19 октября 2019 г.
Роман сложно оценить — книга очень неоднородная.
Как будто, написана несколькими авторами.
Идея, по-моему, очень неплохая — подземный мир, и его таинственные и жуткие обитатели, хотя, и не совсем новая. Но — необъятное поле для фантазии писателя.
В общем — на хорошем, крепком фундаменте, кое-как, прилеплены блоки, разные по размеру, форме и материалу. Вот и здание, т. е. роман, получился очень невнятный. Нет впечатления целостности, завершенности и гармоничности.
В большинстве отзывов это уже написано:
Где дело касается подземных путешествий — все очень атмосферно, жутко, мрачно.
Да — многое от Жюля Верна, его «Путешествия к центру Земли». Но — интересно, живописно. Многие сцены — великолепны.
А вот с остальным, как мне кажется, прямо беда.
Зачем автор прилепил куски, идеи, сюжетные линии, которые, вообще, лишние?
А эпизоды войны и апокалипсиса в середине книги? Который, так и не наступил? К чему эта линия?
Вообще — центральная линия — экспедиция в недра Земли, интересная, неплохо проработанная. На этом и стоило бы, по-моему мнению, ограничиться.
Но, что касается остального?
Герои — плохо проработаны.
Многие фразы, мысли, высказывания — вообще чушь полная, как будто, ребёнок писал.
— Они называются остеофиты. — Бранч ткнул пальцем в голову.
Это подействовало на генералов сильнее, чем неведомая дыра в балканской земле.
К Бранчу вдруг стали относиться не как к испорченной вещи, а как к своего рода прорицателю. Его восстановили в командовании и предоставили самому выбирать маршрут, руководствуясь интуицией.»
Мощно написано!
После прочтения — осталось чувство досады. Недоделанная, непродуманная и несвязная книга. Ляпы, несуразности и недосказанности. Есть и очень сильные, талантливо написанные места, но...Ради, наверное, одной пятой части от романа, которую, на мой взгляд, стоит читать, на все произведение времени тратить не стоит.
Есть, правда, ещё и продолжение. Но, я, читать его, вряд ли, стану.
master alex, 15 ноября 2020 г.
Ну что же, сама задумка книги интересная, но есть некоторое но...
Мне всегда нравились романы такого плана, когда ГГ спускаются... Двигаются... Ползут...куда-либо. В место, где их совсем не ждут. Так случилось и здесь, поэтому я и начал читать эти две книги.
Завязка вполне стандартная. Происходит нечто непонятное, о котором мы узнаём далее. После начинается сам сюжет, когда главные герои совершают своё путешествие под землю. Собственно, под землёй интереснее описано, чем наверху.
Единственно мне не понравилось несколько вещей. Это рога, религия, которая, по моему мнению, здесь просто притянута за уши. А ещё мне текст показался немного суховат. Наверное, это просто манера письма автора, но все равно для меня этого не хватило.
Здесь есть тайна, путешествие, боевик, преступник, исследование, и ещё куча других вещей. Короче, весь набор для проведения хорошего вечера за чтением.
В целом, вполне хорошие эти две книги, которые можно прочитать разок. Была бы третья, прочитал бы и её, но, увы...
URRRiy, 4 декабря 2019 г.
Вещь фэнтезийно-хоррорного плана, при этом в рамках соприкосновения с абсолютной реальностью — но только на поверхности. Идея весьма и весьма не новая, но нетривиально изложенная. О подземном мире и спрятанных там сокровищах, охраняемых местными жителями, на людей похожими лишь карикатурно, люди рассказывали тысячи лет. Сказки про разных гномов, троллей, всякого рода кобольдов и гоблинов есть в фольклоре каждого народа. Джефф Лонг решил скрестить сказку с реальностью и получил страшную нереальность. Жители подземных глубин — хейдлы, сильные быстрые бледные реально похожие на демонов ада, но все же подвид человечества, но вот служат они отнюдь не человеку...
Опыт горных восхождений и личного посещения Тибета позволил автору красочно нарисовать завязку сюжета именно в этом таинственном и труднодоступном уголке планеты. Однако дальше сюжет развивается в мировом масштабе. Мне лично книга понравилась, как и продолжение — «Адская бездна», но хоррор нравится не всем, а в этой книге есть весьма натуралистичные эпизоды.
magistral, 9 июня 2019 г.
Только что закончил читать. Что сказать — книга захватывающая на фоне большинства серых современных фантастических произведений. И тема увлекательная, и литературное мастерство у автора присутствует, и детали он не ленится прописывать, хотя и не все персонажи «достаточно выпуклые», всё же. И не уходит от острых тем, наоборот, вскрывая их, как хирург скальпелем. Лишь чуть больший уклон в детектив (в стиле «кто убил?»), чем хотелось бы и чуть меньший уклон в научность.
Моя оценка — 8. Немедленно начал читать продолжение ;)
karlan, 14 августа 2017 г.
Самая страшная книга которую я читал.
Сюжет — кровавое полотно из садизма, исторических загадок и приключений. Начало не произвело большого впечатления, но постепенно роман раскрутился так что я читал не отрываясь хоть и с легким отвращением к происходящему в тексте. Автору с моей точки зрения как то повезло угадать и совместить потайные страхи человека перед абсолютно неограниченным злом и любопытство заглянуть за грань дозволенного природой и человеческой психикой. Некоторые сцены просто тошнотворны, жестокость зашкаливает за все рамки, Лонг совершенно безжалостен к читателю — но желание узнать что будет дальше и как с подобным злом можно справиться заставляет перелистывать страницы. Редкий случай когда автору удалось абсолютно все — Ггерои, локации, атмосфера ужаса, повороты сюжета.
Скажу честно — роман произвел на меня впечатление , но не понравился. Наверное потому что ранее ничего подобного не читал. Не совсем понятно почему такую нажористую вещь еще не экранизировали в Голливуде.
Не рекомендую детям и беременным женщинам.
7 из 10.
montakvir7511, 6 февраля 2016 г.
Соглашусь с мнением ниже — попадись мне у Лонга первой книгой «Стена», тут бы знакомство с этим автором и закончилось. Потому как оказалось муторной и непонятной книгой про альпинистов и заснеженные склоны. Про первых не скажу, а про второе лучше фильма «Турбаза «Волчье» ещё никто не сказал. А скорее, вообще не мой жанр.
«Преисподняя» совсем другое дело. То, что для других оказалось недостатком, для меня стало достоинством. Наименее интересной оказалась начало, описание первых, ещё малопонятных человечеству контактов с жителями Полой Земли. Тяжеловато написано, конечно. Много персонажей, часто хаотичных, описанных схематично, куча пересекающихся сюжетных линий, постепенно начинающих во второй части книги сходиться воедино. И вырисовывается постепенно монументальный финал, задуманный Лонгом...
К стилю изложения привык, а когда начался поход новых конкистадоров в невероятные по масштабам пещеры, вообще стало не оторваться. Пещеры, пронизывающие плоть Земли как кровеносные, но бескровные, сухие сосуды. Гигантские полые пещеры, благодаря которым можно путешествовать под океанами. Где-то можно проехать на машине, а где-то надо часами сдирать себе кожу, пробираясь сквозь лазы размером с бутылочное горлышко. У меня от простой попытки все это себе вообразить волосы дыбом вставали. Иногда накрывала клаустрофобия, ага.
Ну и тайные до поры до времени жители этой параллельной Земли — хейдлы. Жестокие до последней степени, но жестокие не как мы, современные люди, а скорее как животные. Не по злобе все ими делается, а по суровой необходимости выживания на ограниченной любыми ресурсами территории. Рабство, клейма, выжигание меток, подрезание жил и отрезание конечностей у пленников — все это описано автором достаточно буднично, хотя и живописно. Понятно, что постепенно живущие по своим суровым законам дикари будут вытесняться почуявшими новый фронтир жителями Верха. И они уходят все глубже, все дальше внутрь нашей планеты, где они и сами никогда не бывали, где, по слухам, есть полость невообразимых размеров, а в ней Крепость, а в ней их Вождь, единственный, кто способен организовать достойное сопротивление оснащенным новейшим оружием современным ковбоям...
Книга, конечно, сырая. Лишние мистические и прочие детали, некоторые не важные в плане развития сюжета персонажи и линии. Вязкий, трудный для чтения язык. Сократить эту книгу страниц на сто, цены бы ей не было. Тем не менее, мне очень даже понравилось.
Илориан, 25 декабря 2014 г.
Если бы можно было ставить оценки книге частями, то одним эпизодам я бы поставил баллов 8-9, а другим где-то в районе нулика...
Господин Лонг писатель, умеющий искуссно описывать однообразные вещи: путешествия, каньоны, леса и пр. Это у него получается захватывающе, сочно и атмосферно. Как, например, в его «Стене»: вроде должно быть нудно — лезут, лезут, лезут на гору — вот и вся книга. Лишь в конце кульминация. А ведь интересно же. Как живо всё описано!
В «Преисподней» великолепна та часть, где рассказывается об путешествии экспедиции под землю — аж дух захватывает. Хочется читать, читать и читать не переставая.
Но, к сожалению, автор пытается сплести какую-то интригу, ввести элементы триллера, чего он делать совсем не умеет. Эпизоды, касающиеся братства «Беовульфа» откровенно занудны. Набор диалогов, встреч, топтание сюжета на одном месте. Кроме того он ведёт повествование таким образом, что долгое время просто не понимаешь о чём речь. Читаешь, вроде всё ясно, а «не доходит». То ли это особенность стиля, то ли язык у него такой, трудно сказать.
Вот и получилось такое неоднозначное произведение: частями аж пищишь от восторга, а частями еле сдерживаешься, чтобы не сжечь книгу... на голове у автора.
MarchingCat, 11 марта 2015 г.
После прочтения романа «Стена» я больше не хотел ничего читать у этого автора. Но аннотация уж очень заинтриговала...
Сразу скажу, что это лучше чем «стена». Просто на голову выше. Если в романе «Стена» отлично было написано только то, что касалось гор и альпинистики, то в «Преисподней» плюсов намного больше. Но «больше» — не значит «отлично». Огрехов очень много.
Очень неровная вышла книга. Скачкообразная, с обрывами в интереснейших местах.
Начало романа просто прелесть. Подробное, интереснейшее описание историй случайных встреч с хейдлами. А затем... Вот даже интересно, чем вызвано то, что автор в нескольких словах упоминает о глобальной войне с хейдлами и тут же переходит к событиям после войны? И никаких подробностей о самой войне. Пропустил эти события так, как пропускают в рассказе подробности о том как, например, главный герой доехал от дома до работы... Упомянул о войне, а дальше нудная «бытовуха» рядовых событий.
Сообщество это, непутёвое какое-то, просто кучка отверженных энтузиастов, как-будто в правительствах никого не посещали такие же мысли о проблеме...
Освоение недр семимильными темпами при помощи вдруг откуда-то возникшими технологиями (действие-то фактически в наше время происходит!)...
Реинкарнация, доступна всем или многим хейдлам, а пользовался ей только один... Да и вообще с этим сатаной алогичностей столько, что мама не горюй...
В общем, книга написана хорошим языком, увлекательно, читается почти залпом. Но оставляет кучу недоумений и сожалений о том, что этот роман мог бы быть намного лучше.
NikoKlaus, 9 января 2012 г.
Фантастическая идея романа отнюдь не оригинальна. Драматическая составляющая сюжета построена грамотно. Образы героев, несмотря на некоторую экстравагантность получились блёклыми по причине полного отсутствия психологизма. Логическое обоснование сюжета отсутствует, за каждым кустом — белый рояль, автор не озаботился приданием событиям хоть какой-либо правдоподобности. Книга из разряда крепко сбитых боевичков, наподобие бессмертных произведений Престона, Чайлда, Роллинса и иже с ними. Одним словом — типично америкосовская жвачка (практически — сценарий в худших традициях Голливуда) с тайной надеждой на экранизацию Стивеном Спилбергом. Но Джеффу Лонгу до Майкла Крайтона, как Экваториальной Гвинее до Северного Полюса.
Книга бездарная, но автор очень старался. Можно читать, если совершенно некуда девать время, а под рукой больше ничего нет.
primorec, 14 апреля 2012 г.
Еще одна бессмертная тема фантастики — подземный мир, развивающийся по своим, отличных от наших, законам. Ах, как сразу замирает сердце при воспоминании о «Путешествии к центру Земли» и «Плутонии». Что тут еще можно придумать? Хотя Лонгу удалось внести в вечную тему свое, населив подземный мир не вымершими динозаврами или мамонтами, а мутировавшими людьми. Некогда они властвовали и на поверхности, оставив после себя мрачные легенды, а ныне — выродившиеся и жалкие, доживают последние дни в мрачных глубинах и делают последние попытки для возрождения былого величия.
На этом все, что могу сказать про книгу хорошего, заканчивается. Вся эта неплохая задумка убивается длинным, просто таки бесконечным повествованием о блужданиях по мрачным коридорам этого подземного мира и нудными описаниями его «Чудес», многочисленными повторами сюжетных ходов и абсолютно безжизненными персонажами. Небольшую приключенческую нотку добивает огромное количество всякого рода длинных рассуждений и ненужной информации, поскольку автор сваливает в одну кучу древние и средневековые легенды, перемешивает исторические факты с псевдонаучными домыслами, пытаясь создать атмосферу тысячелетнего противостояния жителей поверхности и глубин. В результате, можно перелистывать целые главы, не теряя при этом ни информации, ни сюжетной линии.
Ну не может быть приключенческая или фантастическая книга быть такой нудной! Задача этого жанра — будить воображение и жажду знаний, рассказывать о познании мира, побудить заниматься наукой. Но такое повествование может только отбить все эти желания сразу и надолго, если не навсегда.
StarFighter, 27 июля 2014 г.
Очень хорошая книга! И в плане сюжета, и в плане исполнения. А тем, кто говорит, что книга нудная, скучная и унылая, могу посоветовать только одно: учите английский язык. Я читал её на английском, и, будучи филологом, скажу, что редко попадаются писатели с таким богатым и «плотным» языком. А про сюжет скажу лишь, что захватывает сразу и не отпускает до конца второй части книги.
Это одна из тех книг, про которые я точно знаю, что через 2-3 года я их перечитаю.
skr72, 26 февраля 2013 г.
Интересно задумано, но нудновато исполнено — персонажи сугубо функциональны, а сюжетные ходы предугадываются в самом зачине. Вместо того, чтобы подольше интриговать читателя загадками и историей Бездны автор включил режим отчета о событиях и проделанной работе. Итог — любопытно, но рекомендовано для одноразового прочтения.
neveragain, 10 января 2013 г.
Произведение сильно затягивает, будто сам бродишь по этим темным и мрачным подземельям!Читая книгу, несколько ночей снились кошмары!Советую!
nikn, 16 июня 2009 г.
Идея романа очень понравилась, исполнение хотелось бы более выверенное и продуманное. По ходу прочтения обращают на себя внимание масса неясностей и нестыковок. Возникает ощущение, что герои искусственны и не на своем месте, злодеи отличаются особыми изощренными маниакальными характерами. «Наземная» сюжетная линия слишком заморочена и изобилует массой непонятно зачем включенных в сюжет моментов (например, эпизод с Туринской плащаницей). Покоробило странное описание автором некоторых моментов в Сербской войне (наверное американская пропаганда поработала). Финал логичный и предсказуемый.
Несмотря на это роман понравился и если не обращать внимание на негативные моменты вполне интересное чтение.