Юрий Никитин «Я живу в этом теле»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Егор Королев — человек неординарный. Вместо кошки он держит дома муравьев, ощущает связь со Вселенной и уверен в том, что послан на Землю с великой миссией, вот только еще не знает, в чем та заключается. Но наступает момент, и судьба предоставляет ему возможность проверить себя в деле, исход которого определит шансы человечества выжить в грядущей космической катастрофе.
Входит в:
— цикл «Странные романы»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 88
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3000 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hades-2, 2 октября 2024 г.
1. Знакомство с творчеством ЮАНа началось для меня с рекомендации брата.
Он еще в младших классах школы прочел «Мегамир» и потом с восторгом мне пересказывал. Мол, интересный оригинальный мир, ни на что не похоже, приключения...
В 1999-м я слышал по радио (!) анонс романа «Трое из Леса», который читали вслух приглашенные актеры. Представляете? Вот как раскручивали книгу. На моей памяти подобной чести удостоились только «Жизнь насекомых» Пелевина и «Тот, кто знает» Марининой. Тогда у известного издательства на букву «Э» не было современных мямлей, которые говорят: «Раскручивайте книгу сами в соцсетях, мы не знаем как, потом придем и соберем сливки». Тогда они работали на совесть.
В 2000 году к нам, в первый и последний раз в жизни, приехали родственники из Риги, надарили кучу книг фантастики, и дядя Дима очень хвалил все тех же «Троих из Леса». А он не абы кто, интеллигент, ругавший все и вся (Стругацких назвал «жидами»).
Где-то в 2001-м брат принес из библиотеки «Империю зла». Опять восторгался, интересная идея, вообще Никитин это оригинальный и смелый фантаст...
А я дозрел только в 2003-м, взял в библиотеке «Имаго», на тот момент новинку. Обложка и аннотация показались необычными, чувствовалось, что книга «не для всех», и удивило, что такую вещь издали тиражом в 40000 экз. Даже по тем временам это было очень много.
Взахлеб прочел за 3 дня, в полном восторге. Ново, свежо, смело и ни на что не похоже.
Должен сознаться, что я никогда не интересовался особо славянским фэнтези Никитина, да и «яростной» серией тоже. Читал, пробовал, и в целом нравилось, но это не мое. Юрий Александрович так и остался для меня автором «Странных романов», которые я прочел ВСЕ. Для этого цикла Никитин взял за образец то ли Горького, то ли «Что делать?» Чернышевского — книгу неуклюжую и топорную, в отдельных моментах смехотворную, но изменившую мир даже не сказать как! Идеи этого памфлета, воплощенные в жизнь руками В. Ленина, просто переломили ход мировой истории!
ЮАН, очевидно, тоже замахивался на подобное, и если представить, что на его книгах вырастет такой же пассионарий, как Владимир Ильич... Такого не случилось, но попытка засчитана!
2. Пик литературной карьеры Никитина пришелся на 1999-2004 годы. Он долго шел к успеху, всю жизнь, через тернии и страдания, и продержался на гребне славы всего 5 лет. В 2002 году автор обошел по тиражам Лукьяненко и Перумова, продал более 600 тыс. экз. своих произведений. Если кто не помнит или не знает, у него — единственного фантаста в России — была собственная именная серия с золотым тиснением (!).
Это была замечательная серия с оформлением гениального Лео Хао, который параллельно работал с группой «Ария» и даже западными коллективами (!). Обложки, шрифт, даже запах страниц, все это очень нравилось и возбуждало читательский аппетит.
В 2006 я переехал в другой город, и там Никитина увидел уже в новой серии с обложками Петрова. Не то чтобы плохими, но... короче, таких положительных эмоций эти издания уже не вызывали.
И у Никитина начался явный творческий спад. В коммерческом плане он, если брать Гая Юлия Орловского, только поднимался, заработав себе на роскошный особнячок в Подмосковье. Но книги его грешили самоповторами, пропагандой весьма спорных идей трансгуманизма. Это все еще был «мой» писатель, но уже с оговорками.
3. Итак, роман «Я живу в этом теле». Очень необычная вещь не только в российской фантастике, но даже в творчестве Никитина. Ни до, ни после он не писал ничего подобного.
В романе мы имеем попытку изложить в доступной и коммерческой форме реально подтверждаемый наукой психический феномен, который Маслоу называл «самоактуализацией», Юнг — «открытием Самости», Перлз — «несовпадением с самим собой», а Курпатов — «переходом на второй уровень развития». Этот феномен также называли «экзистенциальным кризисом». Достоевский изобразил его в «Братьях Карамазовых», а Толстой — в «Войне и мире» и «Анне Карениной».
В чем заключается суть этого феномена? Живет себе человек, не тужит. Как писал Лев Николаевич: «Делает все, что делают другие, и не делает того, чего другие не делают». И вдруг в нем внезапно что-то ломается. Или некий тумблер переключается. Человек вдруг начинает чувствовать отвращение к себе и своей жизни, к окружению. «Жить как раньше я не могу и не хочу, а впереди — мгла».
Еще интереснее, как у человека меняется восприятие себя. Он вдруг понимает, что он — это не он. А кто-то чужой и незнакомый (потому роман Никитина называется «Я живу в этом теле»). И вообще: что такое «Он»? Человек ощущает, что словно играет в жизни какие-то роли, ходит на работу, общается с близкими, воспитывает детей, но все на автомате, как по сценарию, а его Самого — Настоящего — никто не видит и не слышит.
В общем, в романе ЮАНа герой Егор Королев, «по-мужски красивый», успешный, живет обывательски, плотски, ни о чем не задумываясь. Как все. Он, в буквальном смысле является ТЕЛОМ. Но плоть его полностью удовлетворена и пресыщена. Развиваться более некуда, кроме как в экзистенцию, в сферу духа.
Егор просыпается самым обычным утром, идет в ванную и видит в зеркале чужого, незнакомого человека. Он только ЖИВЕТ В ЭТОМ ТЕЛЕ. Но кто такой — «Он»?
Дальнейшее духовное развитие персонажа показано рядом интересных и, порой, даже великолепных сцен
Герой ищет смысл жизни и находит его.
Книга рекомендуется в качестве библиотерапии для людей, которые «ищут себя».
Гридень, 20 июня 2024 г.
Прочитав эту книгу пришло желание больше никогда не покупать и не читать книги Никитина. К сожалению к тому времени я их купил изрядное количество. Из серии «ТРое из леса». Но читать я их не стал. Хватило вот этой дряни.
Corell, 2 августа 2012 г.
М-дя.
Начинается всё с фирменного Никитинского предисловия.
Предисловия у Никитина отличные! Они всегда выдержаны в одном стиле: куча самовосхваления, куча толстых намёков, что книги мэтра они не для всех, что они для тех, которые эти, что прочитанное нужно уметь понять... Ну и прочий бред для «думающих» читателей, чтоб «не думающий» читатель потом не возмущался, что не предупреждали.
Для начала хочу восхититься профессионализмом автора. Из ничего раздул аж целый роман на 450 страниц!
Медаль в студию!
В центре сюжета вялотекущая жизнь обычного офисного страдальца, который живёт обычной спокойной жизнью, как мы с вами.
Но чу!
В переклинившую от осознания бессмысленности собственного существования голову приходит мысль и герой начинает её думать.
Мысль проста:
- вот жыву я, чота делаю, иногда это чота делаю с девками, а иногда без них, варю кофе, пью кофе, снова варю и снова пью...
- это неспроста...
- ведь не может же быть такого, что вся эта обыденная фигня происходит зря...
- со мной...
- они быдло и даже не задумываются о таких вещах...
- а я задумываюсь...
- наверное, я не такой как все...
- наверное, я избранный!
Вот об этих «мыслях», щедро смешанных с описанием унылейшего быта героя вся книга.
А потом поклонники пишут в отзывах, как они это читали и «многа думали».
MarchingCat, 10 июня 2018 г.
Роман подвёл мои ожидания трижды.
Облом первый. Завязка сюжета и то, что последовало за ней — небо и земля. Ибо начало намекало на то, что нам покажут взгляд на жизнь человека обыкновенного глазами вселенца из другого мира. Как многообещающе! И такой облом.
Облом второй — финал. Вот нафига было приводить рефлексию, кризис среднего возраста и страх смерти к финалу, имеющему ко всему тексту романа ещё меньшее отношение, чем даже завязка этого романа?
Облом третий. И главный. По существу текста. Не могу спорить — очень и очень многое в ощущениях кризиса обычного мужика автор передал верно. Тоже себя узнавал не раз. Но... Как блекло это всё описано и с каким перебором по каждому моменту... Описание чего-то типа панических атак, страх смерти выходящий уже на уровень паталогии — это не норма для обычного рядового мужчины. А автор как норму подаёт. И не надо мне про гиперболу. Это просто перебор. А иногда вообще похоже на банальное наполнение объёма.
Впрочем, по-своему книга хороша. Особенно если кто не читал ничего лучше написанного на схожие темы. Но лично для меня вывод однозначен — темы психологии человека — не для Никитина. И ничего в этом плохого или стыдного нет. У Никитина Талант проявляется в иных сюжетных темах.
Отговаривать читать никого не буду. Вкусовщина — дело тонкое. Но и советовать не возьмусь. Ведь у книги есть ещё одна беда — она не даёт ответов, советов, надежды, точки опоры — ничего не даёт, она просто описывает кризисное состояние да ещё и в околоклинической форме по состоянию персонажа и с ненужным закосом под смежные литературные жанровые формы.
Лично от меня плюсик вот за такое наблюдение автора. По себе — очень точно:
Подозреваю, что высокие оценки у романа как раз оттого, что почти каждый нашёл строчку-другую как будто лично про себя.
Но слишком уж блекло и бесцельно написано....
Ren33, 27 ноября 2012 г.
Хм, эта книга хороша только тем, что заставляет задать себе вопрос «А я чем-то отличаюсь от главного героя?», а потом добавить «А моя жизнь такое же дерьмо? Не, нафиг, надо что-то менять!» Это есть главный и единственный плюс этой книги. А десятку ставлю только за описание смерти собаки главного героя. Реально на слезу пробило!
sakevich_e, 16 февраля 2011 г.
В своё время, где-то на курсе 2-м института прочел этот роман. На тот момент, в жизни царила полная неразбериха и кавардак, и так совпало что он помог немного по другому взглянуть на нашу повседневную, серую реальность — понять и осознать эту безысходность на примере героя романа. Советую книгу всем кто мечется и не может определиться в жизни. Да, книга немного, так сказать, своеобразная, но поэтому, и помещена в цикл странных. Мы все живем в наших телах :wink: и зачастую бывает у всех, что совершив какой-либо поступок и анализируя его со стороны, мы понимаем, что не хотели и не могли такого сделать...что это кто-то другой... советую почитать.
Оценка 10
Kriptozoy, 18 июня 2008 г.
Как это часто бывает в Странных Романах Никитина — много воды. Иногда это идёт на пользу. Примеры: Имаго, Великий Маг. Но в данном случае оно того не стоит. Всё это прекрасно уместилось бы в короткой повести.
Приходит Главному Герою в голову мысль, что он богоизбранный, что присутствует на Земле с особым предназначением, находится в ментальном единении с муравьями, живущими у него дома. Ну ладно. Хорошо. Как выяснилось, не так уж он и ошибался. Но вот вместо того, чтобы познавать себя, пытаться раздвинуть границы и учиться быть Зачеловеком, он ссорится с соседями, занимается сексом (ну как же без этого), ходит на работу, где вместо профессиональных обязанностей режется по локалке в компьютерные игры, снова занимается сексом (никитинская фишка), идёт домой и там, сидя перед телевизором, рассуждает о том, как всё плохо в этом мире устроено. Вот уж действительно «кухонная интеллигенция». Сюжета — ноль, действия — ноль, развития идеи — минус один. И всё это вылилось в полновесный роман. Не понимаю. А в написанное не верю. Откровенно слабая книга, хоть и «ужасник»..... . . . . .
fatkh, 24 января 2011 г.
Книга потрясающая. Можно много говорить о том, что много воды и скучно — но это лишь тогда, когда не способен прочувствовать все переживания героя на собственной шкуре, когда неспособен серьезно думать над поднятыми проблемами.
Книга заставляет взглянуть внутрь себя, подумать над многими проблемами. Пусть автор не открывает ничего нового в плане философии — но он может это великолепно описать! За что ему огромное спасибо!
Vir, 17 января 2009 г.
Честно говоря это единственная книга Никитина которую я прочел(дочитал только с 3 попытки), и после этой книги у меня пропало всякое желание знакомится с остальными произведениями автора. Всю книгу герой решает бог он или нет (утрирую). Совет начинать читать Никитина с этой книги однозначно не стоит
Fауст, 12 февраля 2008 г.
В своё время эта книга просто потрясла до глубин души. Показала то, что сам раньше от себя постоянно отгонял, боясь задуматься.
Теперь вижу, что чего-то архинового здесь нет, ибо имел опыт чтения различной философской литературы на эту тему. Но всё равно впечатляет. До сих пор. А уж как сильно это повлияло на мировоззрение тогда, после первого прочтения...
Даже десятку поставлю.)))
Morok, 19 июля 2008 г.
Гениальная психологическая книга — все переживания героя прочувствовал на своей шкуре! Единственное- немного подкачала концовка
mudrost, 18 января 2009 г.
Даже легендарный цикл о троих из леса мне нравится меньше, нежели «Странные романы». Читать такие серьёзные книги после юморного фэнтезийного квеста очень нелегко, зато интересно.