Льюис Шайнер «Фронтера»
В последние дни существования правительства армия США представляла пародию на самое себя, а корпорации переманивали к себе топовых специалистов и разрабатывали лучшие образцы вооружений, чтобы самостоятельно защищать иностранные активы от террористов и мятежников. После непродолжительной третьей мировой прокси-войны государства Земли коллапсировали, и корпораты были вынуждены заниматься расчисткой руин в условиях свирепствующей экономической депрессии, когда «налог на предотвращение мятежей» — не менее привлекательная мера ситуативного облегчения трудностей, нежели «ренессанс надомного производства».
Но вот пришла пора вспомнить, что до войны человечество успело сделать первые робкие шаги по колонизации Марса. Не могла ли уцелеть основанная там база Фронтера? Прошло десять лет с тех пор, как оттуда улетел на Землю последний корабль, а пятьдесят семь новоиспеченных марсиан проигнорировали призыв распадающегося правительства США и остались. Потом связь с Фронтерой прекратилась совсем.
А если база уцелела, то какие секреты она хранит? По крайней мере, спонсоры утверждают, что цель экспедиции лишь в проверке этого и эвакуации трупов колонистов...
Номинации на премии:
номинант |
Премия Филипа К. Дика / Philip K. Dick Award, 1985 // Лучшая НФ-книга в США | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1984 // Роман |
- /языки:
- русский (1), английский (5)
- /тип:
- книги (4), самиздат (1), цифровое (1)
- /перевод:
- К. Сташевски (1)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osipdark, 27 июля 2023 г.
Выражаю в этом отзыве благодарность FixedGrin за указание на этот роман и не только.
«Фронтера» Льюса Шайнера слишком актуальный роман для наших дней. Есть горькая правда в том, что обойденный должным вниманием прародитель киберпанка (особенно вниманием для русскоязычной аудитории) проявился в самой ткани реальности и новостных сводок сегодня (и вновь особенно для русскоязычной аудитории). Но еще горше от того, что сюжет (и Сюжет) «Фронтеры», несмотря на всю свою постапокалиптичность и дистоптичность, показывает мир с гораздо большим потенциалом оптимистчного исхода для всего человечества.
Ведь посмотрим на книжные факты прямо в глаза. Да, Льюис Шайнер описывает падение держав и сверхдержав, серьезный кризис, отрезавший новоиспеченные марсианские колонии от метрополии, период множества локальных войн и конечное установление власти корпораций вкупе с приватизацией самого веберианского признака государственности — права на насилие. Но в этой же литературной вселенной по сути введен безусловный базовый доход (мечту современных левых либералов, иронично обозначенную в романе как «налог против восстаний»), начинается новая космическая гонка, а одним из ее «гонщиков» и сверхкорпорацией является... «Аэрофлот». Последнее уж точно вызывает одновременно ехидную улыбку, саркаистическую гримасу на лице и несколько слез на щеке из серии «за державу обидно», когда эта госкомпания сегодня силится изыскать деталей для «боингов» в ситуации нежеланной автаркии и политико-экономической (само)изоляции.
Но все сказанное выше — лишь особенности восприятия и контекста прочтения «Фронтеры» сегодня. Если говорить о самом романе, его достоинствах и недостатках, необходимо отметить несколько пунктов. Во-первых, книга очень быстро и легко читается — образчик высокой и качественной беллетристики. Во-вторых, все же местами заметно — это первый серьезный литературный опыт Шайнера. В-третьих, многие якобы неожиданные ходы для формирования атмосферы космического триллера или межпланетного детектива все-таки наивны и предсказуемы. В-четвертых, при всех огрехах и нюансах, которых не так и много, мир «Фронтеры» сочетает в себе и здоровскую научно-фантастичность, и реалистичность. Та же приватизация монополии на насилие для одного боевого музыканта и страны, из которой он вынужденно — но явно не навсегда — уехал не новость. В-пятых, казалось бы, банальная идея использовать элементы из концепции мономифа Кэмпбелла для сюжетной канвы вряд ли сулит что-то интересное. Но Шайнер ввел наивную культурологию так оригинально и здорово, как, наверное, никому не удалось бы провернуть подобное. В-шестых, есть некоторое разочарование от совсем слегка, но все-таки скомканной развязки, от слишком рано и без явного конца завершенной линии астронавта Рида, от недосказанности по причине видений Сюжета Кейном... Но все это мелочи. И вполне укладываются в ту структуру и повествование, которые просто и со вкусом создал Льюис Шайнер.
Спасибо ему и переводчику романа!
слОГ, 11 октября 2024 г.
Дебютный роман, что говорит о том, что идей у автора больше чем мастерства.
Прочитав, возникла глубокая уверенность в том, что сценаристы «Вспомнить всё» точно читали Шайнера и кое-что взяли на вооружение. Более того «Фронтера» в 80-е была бы замечательной основой для фантастического боевика с неплохим бюджетом — Марс, телепортация, терраформирование Марса, гениальные дети-мутанты, борьба корпораций, биоимпланты в мозге, которые можно программировать, как с помощью компьютеров, так и с помощью НЛП, запутанные семейные отношения, немного эротики до кучи. Мог выйти блокбастер не хуже Верхувена.
Сейчас читается с интересом, но кроме обычной клюквы, связанной с представлением американцев в начале 80-х о жизни в СССР, раздражает несбалансированность текста и, как следствие, явно видно, что изначально планировался другой конец истории, так как часть выстреливших ружей, попали в молоко.
В итоге, интересный роман, писателя бывшего недалеко от лидеров киберпанка, но по уровню текста им уступающий.
FixedGrin, 27 октября 2016 г.
Сокращенный вариант статьи для Medium (http://bit.ly/2dLLo21).
«Фронтера» Льюиса Шайнера вышла в 1984-м, и ей очень не повезло: мало того, что роман сам по себе весьма сложен стилистически и рассчитан на пытливого и терпеливого читателя, так еще стартовала книга одновременно с «Нейромантом» Гибсона. Кто-то должен был собрать полное лукошко премий за дебютный роман, как впоследствии удалось это Энн Лэки. Повезло Гибсону, а выпади кости иначе, не исключено, что нынче истоки киберпанка возводили бы к почти неизвестному в русскоязычной сфере Шайнеру.
Начало третьего тысячелетия, где нам с вами места нет. После разрушительного конфликта в Северной Африке и на Ближнем Востоке, где перемешались все виды современного и умеренно футуристичного оружия, развитые страны мира по обе стороны Атлантики если не в руинах, то в жестокой экономической депрессии. Правительства на грани распада, в традиционных армиях по два офицера на одного рядового. Порядок в Соединенных Штатах и Японии кое-как пытаются навести дзайбацу и ЧВК, в Китае свирепствуют неомаоисты, дорвавшиеся до контрабандных биотехнологий. На окраинах СССР разгорается гражданская война, немногочисленные лояльные режиму военные возлагают вину за исход Большой Игры с отрицательной суммой на прельстившихся жвачками да джинсами партийных мажоров.
И вполне возможно, что так бы и тянулась вялая земная грызня на развалинах золотого века первой холодной войны, ведь теперь осваивать военные бюджеты не столь прибыльно, как барыжить чипами в Кремниевой долине да грабить корованы в Техасе. Но с Марса, куда перед самой войной отправилась группа колонистов, поступают тревожные вести об открытии, вполне способном подлить масла в очаг Пенелопы перед отлетом Одиссея с Итаки. Судьбу всей земной цивилизации теперь определять тем, кто первым доберется до Фронтеры и вытянет из пасти тамошнего Минотавра клубок путеводных нитей длиной в десятки световых лет.
Действительно, что могло пойти не так?
Grasssss, 17 сентября 2018 г.
Я не мастер писать отзывы, но от себя хочется сказать, что роман получился удачным! Само повествование не даёт заскучать и, прямо таки, просит не откладывать книгу, пока не дочитаешь её до конца! Не может человек наверняка знать чего ожидать от ближайшего будущего, в связи со стремительными темпами развития технологий и науки! Быть может, уже скоро удастся организовать колонию хотя бы на том же описанном Марсе... В одно искренне хочется верить, — что глобальная политика и интересы лиц стремящихся к господству не будут иметь место в таком будущем! Ведь подобный сценарий я уже прожил на страницах этого романа. Нужное произведение! Оставляющее в сознании ту самую мысль, о смысле всего и границах жизни.