Роберт Харрис «Второй сон»
1468 год от Воскресения Господня. Кристофер Фэйрфакс, молодой англиканский священник, по поручению епископа отправляется в деревушку, затерянную в глуши Уэссекса. Кристоферу предстоит похоронить старого священника, тридцать лет прослужившего в этом приходе и погибшего при загадочных обстоятельствах. Вынужденный из-за разыгравшейся непогоды задержаться в деревне, Фэйрфакс постепенно начинает понимать, что покойный священник был опасным еретиком, занимавшимся коллекционированием древних реликвий: монет, осколков стекла и кусков пластика – артефактов исчезнувшей цивилизации. И у Кристофера возникает вопрос: не стала ли одержимость прошлым причиной смерти старого священника? Ведь его изыскания ставят под сомнение не только вероучение всемогущей Церкви, но и саму историю человечества…
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 17 августа 2023 г.
Средневековая Англия. 1468 год. На самом деле идёт 2827 по нашем счёту. В 2025 случился Апокалипсис.
Начнём с худшего. Худшее здесь картина мира через 800 лет после Апокалипсиса. Тщательно восстановленное средневековье при медленном, много более медленном, чем в реальном средневековье, техническом прогрессе. Автор настаивает на тормозящей роли церкви, которая вернула власть над умами и опасается новой катастрофы в случае нового прогресса. Но, даже если принять эту версию, церкви ведь будут разные. В Англии, Бразилии, Иране, Индии, Китае. Значит, и модели выхода из катастрофы в этом случае будут разные, из чего следует обмен полезными достижениями (мирный или принудительный, через разгром менее продвинутых) и постепенное развитие. Здесь страны не изолированы друг от друга абсолютно и, тем не менее, весь мир практически неподвижен. Не верю.
Немногим лучше сюжет. Развивается очень вяло и почти не вызывает интереса в том, что касается приключений героев. Сами они довольно невнятны. Почти все, что их касается (кто из них злодей, кто предатель, кто фанатик, кто окажется самым везучим, кто с кем будет спать), совершенно предсказуемо. Роберт Харрис умеет писать лучше. В общем, читаемо, но без главной интриги, природы Апокалипсиса, не стоило бы внимания.
А вот что действительно интересно, это сценарий катастрофы. Он так до конца и не раскрыт, но, судя по всему, дело было в коллапсе компьютерных сетей. Причём причиной коллапса была не ядерная война (ведь самые умные успели уехать и спрятаться), а, наоборот, коллапс с последовавшим параличом привычной жизни стал, как видно, причиной войн, разрушений и резни. А ведь возможно. Тупой робот под именем искусственного интеллекта при своём внезапном отключении способен устроить с миром нечто подобное. Конечно, не в 2025. Сейчас слишком много ещё дублирующих связей. И не так всё будет обвально, по крайней мере, в обозримом будущем. Всё-таки многие стороны жизни в принципе невозможно завязать на ИИ. Но вообще картина вырисовывается пугающая и довольно реальная. Ради этой версии и стоит почитать.
strannik102, 4 мая 2024 г.
От голода практически любой мегаполис отделяют всего шесть приёмов пищи…
С Робертом Харрисом знаком по книгам «Офицер и шпион» и «Помпеи», и потому без сомнений и колебаний взял в библиотеке замеченную на полке эту.
Сразу замечу, что с жанром какие-то непонятки — книга числится на сайте как «исторические приключения» и «зарубежные детективы», однако налицо все признаки «постапокалипсиса» и «фантастики».
Просто потому, что действие романа происходит спустя несколько столетий после свершившегося в начале 21 века апокалипсиса и фактически гибели современной цивилизации и посвящено исследованиям нашими далёкими несчастными потомками того, каким был наш мир и отчего именно он погиб.
Т.е. по сути, перед нами роман-катастрофа, роман-предупреждение. В котором автор довольно подробно и доказательно излагает один из вариантов возможного и свершившегося в романе апокалипсиса.
Что это за сценарий и насколько он реален — предлагаю читателям самим судить.
Лично я давно уже мрачно улыбаюсь на анекдот о споре Интернета, Связи и Телевидения кто из них важнее, ибо как-то так оно и есть, и всё это работает, пока трезв и жив электрик…
genametr, 11 ноября 2021 г.
Не верьте аннотации. Ни одна из заявленных линий не раскрыта, а от окончания истории просто скулы сводит, насколько оно «обычное». Самое смешное, что книгу нельзя назвать плохой. Просто она на любителя. Длинных описаний природы и пасторального быта, вялой любовной интриги под предлогом поисков клада и не стреляющих ружей развешанных на стенах. Но в итоге все кончится хорошо, порок будет раздавлен большим роялем, а любящие сердца отряхнутся и будут жить... да пес его знает как. Может просто разбегутся, ведь связывавшая их тайна рассыпалась в прах. Об этом история умалчивает. Вместе с тем автор умеет нагнать туману и создать впечатление чего-то большего. Еще можно наслаждаться стилем. Хоть я все эти прелести быта пролистывал. Ну зачем так подробно описывать то, что миллион раз уже было описано и даже отснято во всех деталях. Ну да «средневековая» Англия, единственной изюминкой которой является «грехопадение» и технологический апопокал случившийся тысячу лет назад примерно в наши дни. Традиционно церковь все запрещает, грешники каются, книги сжигаются. Смешной анахронизм — уцелевший айфон на фоне полностью уничтоженных достижений предков. Стены значит рухнули, бетон рассыпался, сталь проржавела, а вот надкушенное яблоко сохранилось. Видать автору понравился «дьявольский» символизм их логотипа. Но как и многое другое айфончик не выстрелил. На кой болт он был нужен знают наверное только маркетологи. Словом книга для тех кому нравится процесс. А я был разочарован финалом, ведь до конца надеялся, что автор раскроет какую-то тайну. Но интрига в принципе есть и не дает забросить чтение сразу, а потом можно и втянутся. Так что не пугайтесь. Вот я же выдержал и вам того желаю.