fantlab ru

Никлас Натт-о-Даг «1795»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.12
Оценок:
47
Моя оценка:
-

подробнее

1795

1795

Роман, год; цикл «Микель Кардель»

Аннотация:

Как раненое животное, Тихо Ситон бродит по городу и составляет план, чтобы вернуть утраченную славу. Он устроит спектакль, такой удивительный, завораживающий и отвратительный, какой еще не видели в Стокгольме.

Остановить его пытается Эмиль Винге, но он стремительно теряет поддержку. У параноидальных властей есть более важные дела, а его оруженосец Микель Кардель занят поисками Анны Стины Кнапп, которая исчезла после смерти ее двоих детей.

Люди уверены, что уж с ними-то ничего плохого случиться не может. И скорее всего, уверены напрасно...

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Ассоциации детективных писателей Японии / 日本推理作家協会賞 / Nihon Suiri Sakka Kyōkai Shō, 2023 // Перевод (перевод ヘレンハルメ美穂)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
С. Штерн (1)

1795
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По следу маньяка

***

«1795» – прямое продолжение романа «1794» шведа Никласа Натт-о-Дага. Если «1794» можно было читать в отрыве от «1793» (есть такие люди, кто любит читать не с начала!), то «1795» без «1794» читать бессмысленно. Финальный (пока что) роман получился самым коротким в цикле. И, увы, самым слабым.

…у Микеля Карделя осталась одна цель в жизни – найти Анну Стину и искупить свою перед ней вину. Эмиль Винге, напротив, подобрал растерянные камни и пытается стать лучшей версией себя. Он хочет поймать Тихо Сетона. Сетон же хочет спастись. А еще лучше вернуться в общество Эвменид…

Роман «1794» был чуть слабее первой книги, но автор в целом выдержал стиль (и стилистику), напряжение и атмосферу. Но даже при этом казалось, что автор зря решил разделить историю на две части. «1795» с первых страниц подтверждает эту мысль. Это заметно буквально во всём. Во-первых, автор изменил своему стилю. Если раньше сюжет двигался вперёд за счет расследование, то здесь читатель изначально знает личность антагониста. Это Тихо Сетон, с которым всё было ясно и по прошлой книге. Во-вторых, у Никласа всегда было несколько сюжетных линий, которые соединяются в общую картину лишь в самом конце. Здесь же Эмиль и Микель – это практически одна сюжетка. Конечно, есть еще сюжетки Тихо и Элиаса. Про Сетона читать совсем неинтересно (жесть ради жести, разве что чуть про общество любопытно). Элиас – жестко и сурово, но неплохо. В-третьих, в прошлых книгах всегда было 4 части, по одной на каждое время года. Здесь автор предпочел «слиться» с прошлого работающего метода. Хотя формально части снова носят название времён года.

Так ли всё плохо? Скорее да, чем нет. Конечно, Никлас закрыл вопросы Сетона. Здесь всё такая же жесть (проституция, убийства макабрические театральные постановки , секты и тому подобное). Но она какая-то вынужденная что ли. Кардель вызывает уже не так много сочувствия, как и Эмиль. Историческая основа? И здесь автор уступил себе же предыдущему.

Отдельного упоминания достоин финал. Потому что он оказался слабым. Конечно, хэппи энда ждать не приходилось ни одну страницу трилогии. Но закончил Натт-о-Дагг на весьма минорной ноте. Хотя и не для всех героев.

Заключение: «1795» – самый слабый роман трилогии. Интриг все меньше, атмосфера жиже, герои не вызывают сопереживания, антагонист – опереточный злодей. Если вам не зашел роман «1793», то и дальше читать не стоит. Жаль, ведь Натт-о-Даг выдал шикарную первую книгу (нуар, гротеск, лютая жесть, совершенно отрицательные герои), но потом пошёл по пути коммерции, начал выжимать уже выжатое. В итоге свою же планку покорить не удалось. Увы.

7 Стокгольмов из 10.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дочитала, наконец-то, Стокгольмскую трилогию очень успешно выстрелившего несколько лет назад в скандинавской (да и в мировой) литературе новичка – Натт-о-Дага. И первой мыслью, когда, я закрыла книгу, было: ну вот чего он на первой книге-то не остановился? Но обо все по порядку.

Действительно, многие отмечают, и я склонна согласиться, что начало трилогии – «1793» – самая сильная часть этого проекта. Во-первых, это сюжетно замкнутый детектив с вполне себе логичным, ставящим точку в истории финале. Во-вторых, это прекрасный, на мой вкус, очень атмосферный роман с отлично прописанным историческим фоном, невероятно образно переданным духом времени. Успех книги мне понятен. Мне самой очень понравилось. Для дебюта – вообще шикарно.

«1794» — тоже хорошо у меня пошла. Новое кровавое дело. Новые персонажи – это я про братьев/сестер Винге, хотя многих эта «санта барбара» смутила, но мне кажется, что зачетно выкрутился автор. Мне снова понравилась книга, хотя чуточку меньше, чем первая часть.

А вот «1795» — это сплошное разочарование. Надо было, как мне кажется, объединить последние две книги в одну, так как история у них общая, в отличие от первой, и не размусоливать уже этот унылый тлен. Ну и знаете, уже появилось ощущение натужности и повторяемости. Словно автор вымучивал, выдавливал из себя сюжетные ходы, чтобы поддержать до конца и в полной мере нуарный антураж, кровавость, безысходность. А вышло уже как-то так себе, не впечатляюще.

Если в общем о трилогии говорить, то да – это было классно, но подпорчено последней книгой. Ну и повторюсь, меня до мурашек пробирало именно от атмосферы. Погружение в эпоху в моем случае получилось стопроцентное: запахи, грязь, убогий быт, погода, общий мрачный фон; все эти беспризорники, старые больные насквозь проститутки с пустыми глазами, нищие, пьяная рвань, прокисшие забегаловки, вонючие лестницы, смердящие канавы, физиологические подробности, — все очень натуралистично, оттого и жутко.

За автором я в любом случае буду наблюдать. Пишет он хорошо. Главное — уметь вовремя останавливаться.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пройти мимо заключительной части трилогии Никласа Натт-о-Дага я просто не мог. В своё время мне очень понравился роман «1793», а вот «1794» оставил противоречивое впечатление из-за незавершённости сюжета. Продолжение должно было исправить этот недостаток.

Если «1793» вполне можно назвать самостоятельным романом, последующие части представляют собой две части одного целого – настолько их сюжетные линии взаимосвязаны. Микель Кардель и его соратник Эмиль Винге продолжают поиски сбежавшего от них Тихо Сетона. Тот же, в свою очередь, затаился и практически не проявляет себя. Лишь однажды антагонист даёт о себе знать в своей фирменной кровавой манере. Сетон в очередной раз устраивает жестокое извращённое шоу для богатых масонов. Эти скучающие аристократы давно пресытились обычными развлечениями и ищут утешения в запретных удовольствиях. Чего стоит, например, надругательство над невестой в первую брачную ночь, описанное в «1794». Сетон же всячески старается угодить им ради собственной выгоды. Их поддержка особенно важна сейчас, когда Тихо лишился всего. Стоит отметить, что шоу, устроенное Сетоном, описано очень подробно, и слабонервным его лучше не читать.

Главных героев в романе по-прежнему двое. Микель Кардель пострадал в конце второго романа, спасая детей Анны Стины из пожара в детском приюте. Ему это не удалось, и он получил сильнейшие ожоги, изуродовавшие его. Однако гораздо сильнее пострадала душа Карделя. Он винит себя в смерти детей-сирот в приюте, так как рассказал правду о Сетоне в присутствие душевнобольного, который и устроил поджог. Все силы однорукий пальт тратит на поиски исчезнувшей Анны Стины, пытаясь таким образом искупить вину перед ней. Эмиль Винге работает на полицейское управление, помогая раскрывать самые запутанные дела. По сути, он занял место покойного брата, что не приносит ему ни малейшего удовольствия. Во время расследований он слышит в голове голос Сесила, который даёт ему подсказки. По ходу сюжета мы всё больше узнаём о прошлом Эмиля и о его взаимоотношениях с братом и отцом. Можно сказать, что и Эмиля и Микеля мучают внутренние демоны, которых всё никак не удаётся победить. Роль Анны Стины Кнапп мала и значительна одновременно. Дело в том, что её ищут помимо Карделя многие влиятельные люди Швеции, т.к. у неё в руках оказывается документ государственной важности. Самой же героине в романе уделено довольно мало места. Психологизм персонажей автор передаёт как всегда неплохо.

А вот в плане сюжета всё не особо весело. Судьбы героев из первых частей банально затерялись на фоне политических интриг и новых персонажей. В «1795» больше времени уделено борьбе за власть в Швеции, чем расследованию убийств. Подобное смещение акцента мне не понравилось. Финал, честно сказать, застал меня врасплох. Такой развязки я точно не ожидал. Конечно, ознакомившись с первыми романами, можно было и не ожидать хэппи-энда, но здесь он превзошёл сам себя.

Зверства, грязь и атмосфера всеобщего упадка в финальной части трилогии никуда не делись. Стокгольм, по-прежнему место, где правят пороки и жестокость. А вот откровенно кровавых сцен здесь меньше – лишь описанное выше представление, устроенное Тихо Сетоном. Историческая составляющая прописана очень неплохо – передан общий дух эпохи.

Итог: На мой взгляд, во всей трилогии самая сильная книга – первая. Так чаще всего и бывает, поэтому я не удивлён. Автору не стоило разбивать «1794» и «1795» на два романа, т.к. история в них одна и та же. За счёт этого последняя часть выглядит вымученной и тяжеловесной. Если сократить рефлексии и самокопания, объединив романы, история получится более яркой и динамичной.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень ждала эту книгу, тем сильнее мое разочарование. Много чернухи, которая в этот раз выглядит притянутой за уши. Герои стали какими-то мелкими, действия их абсурдны, Эмиль ужасно раздражает, Кардель просто выбешивает, ему вообще отведено слишком много места. Анна Стина как человеческая единица сведена к нулю. Неожиданно Тихо Сетон из хищника превращается в жалкое травоядное, ему даже немного сопереживаешь. В первой половине книги практически вообще ничего не происходит, такой финал вообще можно было всего в нескольких главах пришпендюрить к предыдущему тому. Мда, никакущий конец, а ведь так все хорошо начиналось...

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх