Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Стихотворение, описывающее реальные события и персонажей российской истории — поход князя Олега против хазарской рати.
Датируется, согласно помете в автографе, 1 марта 1822 г. Напечатано Пушкиным впервые в альманахе „Северные Цветы на 1825 год, собранные бароном Дельвигом“, стр. 253—257.
Входит в:
— антологию «Русская хрестоматия: для низших классов», 1869 г.
— антологию «Русская поэзия. В двух томах», 1902 г.
— журнал «Пионер 1974'01», 1974 г.
— антологию «Русская поэзия», 1988 г.
— антологию «Антология военной песни», 2006 г.
— антологию «Новейшая хрестоматия по литературе. 6 класс», 2007 г.
— антологию «Странник», 2011 г.
- /языки:
- русский (140), болгарский (1), вьетнамский (1)
- /тип:
- книги (128), периодика (2), аудиокниги (12)
- /перевод:
- Л. Стоянов (1), Тхюи Тоан (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 17 января 2023 г.
Это стихотворение Пушкина мне знакомо с детства, наряду с известными пушкинскими сказками. Помню книжку издательства «Малыш» с прекрасными иллюстрациями Вениамина Лосина, помню с каким интересом я перелистывал страницы и рано научившись читать, почти выучил певучие строки. Недаром стихотворение названо автором песнью, ведь текст в восприятии звучит настоящей балладой,эпиком, а вернее сказать старорусской былиной с гусельным аккомпанементом. Видимо поэтому произведение обладает таким сильным эмоциональным эффектом как для ребенка, так и для взрослого человека. И коль речь пошла о чувственном восприятии, то его усиливают уже упомянутые замечательные иллюстрации указанного издания, великолепные в исполнении и с тонкой детализацией.
Что касается самого текста, то он для меня пронизан атмосферой тайны и мистики, следа чего-то важного и давно уже практически утерянного. То было время стыка двух великих религий в истории нашего народа: ведической и христианской. Собственно ведическое восприятие мира это не только религия, это культурный пласт, включающий в себя цельную систему знаний со своей философией, космогонией и вытекающими отсюда сверхъестественными способностями. Таков был кудесник, покорный Перуну старик, для которого людские судьбы лежали на раскрытой ладони. Пушкин называет волхва любимцем богов, таким людям верили, поверил старцу и Олег, тем не менее пытаясь обмануть предначертанное. Эта тема фатальности, неумолимости судьбы буквально сквозит во всем стихотворении. И предсказанное не всегда следует воспринимать буквально, завеса будущего зыбка в деталях, но неизбежна в свершении, лишь причудливо укрываясь в переплетении причин и следствий. Этот посыл и определяет канву произведения, которую в замечательной стихотворной форме преподнес нам великий поэт.
А развязка по театральному эффектна и показывает наличие того самого великого и бесконечного, против которого бессилен даже самый могучий витязь. Эти неясные ощущения я как-то по особенному чувствовал в детстве, с годами они конечно-же притупились уступив место рациональному знанию. Но данное стихотворение я очень ценю и поныне за его красоту, внутренний смысл, особую наполненность и интересное содержание. Я считаю, что старик кудесник по настоящему счастлив, ведь он мог видеть вечность, а Олег, как и все мы, остался заложником времени и вложенной в него неотвратимости.
vfvfhm, 6 июня 2022 г.
Сегодня день рождения Пушкина — самый важный, святой ,праздник русской литературы, а ведь не так давно исполнилось 200 лет созданию этой Песни. Дай, думаю, перечитаю))
Понятно, стих наполнен гениальными смыслами — судьба, неотвратимость наказания, поэт и царь... Но каждый раз, когда я уже во взрослом возрасте обращаюсь, к этой бессмертной Песне ,меня больше всего потрясает гениальность самого творения. «Перл создания», как любил называть шедевры Гоголь.
Эпохальное величие в ритме, рифме, каждом слове, каждой букве. Это нужно впитывать с детства — что слава богу чаще всего и делается — чтобы настроить слух на бесконечно живой поток русской речи.
«История народа принадлежит поэту» — сказал сам Пушкин. И смог это доказать собственным гениальным творчеством. Но для чего она ему нужна? Он смог в одном произведении сгустить целое тысячелетие истории, культуры, языка русского народа. Показал свое безграничное самовластье над ними. Зачем? Не ради же красного словца или утешения собственной гордыни?
Конечно — нет! Как рачительный хозяин он все это сгреб и крепко сжал в единой горсти литого золотом стиха ради сохранения и приумножения, чтобы народ имел память и речь, продолжал жить, развиваться, духовно и материально обогащаться.
glupec, 1 апреля 2017 г.
Прекрасное стихотворение, на которое, увы, увы и еще раз увы, навели хрестоматийного глянцу. Высокая поэзия в исполнении гнусавых училок превращается в нудный пафос, а когда еще и задают на дом все это выучить, целиком — у детей «Вещий Олег» связывается разве что с монотонным бубнежом под нос. А ведь какие стихи, на сам-то деле...
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен.
Правдив и свободен их вещий язык
И с Волей Небесною дружен!»
Так мощно написать о предназначении поэта мог только Пушкин. (До него уже Василий Жуковский разрабатывал похожий сюжет в «Графе Габсбургском»: там тоже знатный властитель жертвовал ради певца-менестреля любимым конем. Но там все было «не то и не так». Лишь в исполнении А. С. эта история по-настоящему заблистала).
«Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.»
-- но, не отдав самое любимое, не спасешься от неизбежной смерти! А может быть, и пожертвовав, ничего не изменишь: рок грозен.
Правда, в старинных сказаниях и сама смерть по-своему прекрасна. Великолепна и торжественна... ведь и это — часть судьбы!
«Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.»
igor_pantyuhov, 24 мая 2015 г.
Еще одно стихотворение которое невозможно читать без иллюстраций. Собственно в этом и помогает данное издание. Так уж получилось, что сначала я увидел мультик, а потом прочитал сие творение. Несмотря на такой уж мрачный стиль написания, читать интересно. Оно вызывает не чувство безнадежности, а скорее чувство страха перед неизбежностью. Мне понравилось. Хоть и необычно для Пушкина.
solarius, 22 августа 2012 г.
Как ныне сбирается вещий Олег
Щита прибивать на ворота,
Как вдруг подбегает к нему человек —
И ну шепелявить чего-то.
«Эй, князь,- говорит ни с того ни с сего,-
Ведь примешь ты смерть от коня своего!»
(с) В. Высоцкий
Трагическая история, о безвременной кончине великого князя Олега, непревзойденного мастера по обивке городских врат армейскими щитами и борца с суевериями. Два великих гения, на протяжении нескольких веков (Пушкин — по праву первого), учат нас тому, что в каждом друге есть доля яда, заключенного в рептилии, которая в свою очередь нас и губит. То есть, мало того, что кончина подкрадывается незаметно, она закономерно приходит от близких вам друзей. Рекомендовано для изучения в средних образовательных заведениях, изучается не всеми. А жаль.