Дэймон Гэлгут «Обещание»
1986 год. Глава семьи Свартов обещает умирающей жене, что их служанка Саломея, «доставшаяся их семье вместе с фермой», получит в награду за долгую службу дом, в котором живет. После похорон этот разговор быстро забывается, врезавшись в память лишь случайному свидетелю — Амор, младшей дочери Свартов. Но что может сделать ребенок?
Проходят десятилетия, сменяются поколения, семья медленно разваливается, но выполнит ли хоть кто-нибудь данное когда-то Обещание?
Награды и премии:
лауреат |
Букеровская премия / The Booker Prize, 2021 // (ЮАР) |
Номинации на премии:
номинант |
Фолио / Folio Prize, 2022 // (роман) | |
номинант |
Ясная Поляна, 2023 // Иностранная литература |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elninjo_3, 9 января 2024 г.
На 384-х страницах книги — лауреата Букеровской премии — Дэймон Гэлгут мы обозреваем описание четырех похорон. Это похороны не только одной отдельно взятой белой (это важно) семьи, нет, это картина падения африканеров в ЮАР. Аллегория автора предельно проста: семья Свартов — это и есть ЮАР до Манделы, страна, которая должна быть разрушена. И Гэлгут крушит направо и налево. В семье Свартов нет ни одного нормального человека, ведь даже хорошая Амор — это интроверт с обсессивно-компульсивным расстройством. Ее брат — бездарный социопат. Отец — инфантильный мстительный религиозный фанатик. Сестра — параноик. Все вместе они олицетворяют страну, которая единственная в мире выдумала уникальную форму правления — апартеид. И на протяжении 384-х страниц Дэймон (какое имя, да?) Гэлгут методично, заламывая себе руки и каясь, их убивает.
Они страдают сами, заставляют страдать читателя, свою черную прислугу, адвокатов и политиков. У Гэлгута отлично получилось показать распад: семьи и страны. Кроме Астрид ни у кого нет детей, ведь все эти отмененные люди не должны ничего оставлять после себя. Амор так и должна провести всю жизнь, ухаживая за больными ВИЧ-инфекцией, тихо умирая в одиночестве в однокомнатной клетке. И не важно, хорошая она, светлые ли были у нее мысли.
В общем-то вы уже поняли, что эта книга — знамя культуры отмены в ее нынешнем понимании. Покаяние автора. «Выжечь старые режимы дотла и провозгласить на пепелище новый мир». Но, в отличие от автора этой фразы, Гэлгут предлагает выжечь вместе с режимом и людей.
Это довольно топорное произведение, и ярчайший пример того, за что сейчас дают Букер. У меня спустя неделю после прочтения никак не уходит из головы вопросы о том, а как же «сын за отца не отвечает», презумпция невиновности, отсутствие коллективного наказания? Как книги, призывающие к коллективной ответственности целых этнических групп могут получать подобные премии?
Я не знаю.