Руслан Галеев «Черепаховый суп»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Фантастика (Постапокалиптика ) | Постмодернизм
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Другая география )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Второй роман Руслана Галеева — прекрасная, пронизанная музыкой и солнечным светом книга-дорога через сюрреалистический плоский мир. Это роскошный «ЗИС», пыль бегущей по краю мира Кольцевой автострады, радио-волны старого доброго рок-н-ролла, кратковременные дорожные встречи с необыкновенными людьми, взгляд через телескоп на татуированные созвездиями бивни слонов... Это смертельный био-мир Эпицентра — хищные джунгли, выжженные солнцем камни, окольные тропы сквозь время и пространство, руки, сжимающие модернизированное первобытное оружие, спина друга с пошатнувшимся разумом, спина ненавидящей тебя подруги, неизвестный груз высшей ценности на плечах... Это сознание мужчины, бредущего сквозь кризис среднего возраста, сквозь вселенское одиночество, по Кольцевой собственного разума — в поисках потерянного себя... Светлая книга потерь и приобретений...
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 237
Активный словарный запас: средний (2753 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Artem_Nochkin, 7 мая 2016 г.
Аннотация:
Второй роман Руслана Галеева — прекрасная, пронизанная музыкой и солнечным светом книга-дорога через сюрреалистический плоский мир. Это роскошный «ЗИС», пыль бегущей по краю мира Кольцевой автострады, радио-волны старого доброго рок-н-ролла, кратковременные дорожные встречи с необыкновенными людьми, взгляд через телескоп на татуированные созвездиями бивни слонов... Это смертельный био-мир Эпицентра — хищные джунгли, выжженные солнцем камни, окольные тропы сквозь время и пространство, руки, сжимающие модернизированное первобытное оружие, спина друга с пошатнувшимся разумом, спина ненавидящей тебя подруги, неизвестный груз высшей ценности на плечах... Это сознание мужчины, бредущего сквозь кризис среднего возраста, сквозь вселенское одиночество, по Кольцевой собственного разума — в поисках потерянного себя... Светлая книга потерь и приобретений...
Аннотация вкратце рассказывает о том, «ЧТО» и «КАК» происходит в книге. И если со «ЧТО» хоть как-то, правда, то с «КАК» автор аннотации совсем заврался. По-сути перед нами типичный «сталкерский роман», но завёрнутый в чуть менее предсказуемую обложку. Здесь, так же как и в других книгах есть все обязательные атрибуты данного вида литературы. Среди которых: циничный Главный Герой (далее ГГ), крутые сталкеры, странные проводники, смертельные аномалии, опасные мутанты, всепроникающая радиация, дурацкие прозвища всех и вся. В общем, полный набор. Но книга отличается от остальных подачей сюжета, общим настроением и необычным миром.
Сюжет здесь прямой, как палка, но от него через определённые промежутки растут молодые побеги, которые ничем не заканчиваются и, ни на что не влияют. Как это выглядит? ГГ едет в машине, попутно ведя беседу с Сабжем (со своим знакомым). Сабж спрашивает, как у него дела с Буги (с напарницей). Вместо того, чтобы в паре предложений описать «как у него дела» и далее эту информацию развивать, ГГ, строя из себя циника, отвечает «никак». На этом глава неожиданно заканчивается и начинается флэшбек, в котором ГГ подробно рассказывает: кто такая Буги, чем она промышляет, как они с ГГ познакомились и т.д. В общем, вываливает массу информации, которую при желании можно было уместить в пару предложении. Темп бы не сбивался, и книжка бы от этого только выиграла, но автору виднее – он творческая личность.
Настроение романа можно прочувствовать ещё в начале, когда ГГ просыпается с жёстким похмельем и жуткой депрессией. Только вот ГГ вскоре протрезвеет, а его физическое и моральное состояние вообще не изменится. И в таком состоянии он пробудет до самого конца книги. Почему? Не знаю. Автор – художник, он так видит.
Необычный мир ограничивается тем, что автор время от времени напоминает читателям, что Земля у него плоская и вообще это не Земля, а спина гигантской черепахи. География в силу этого также претерпела небольшие изменения. Зону из Чернобыля перенесли в Нагасаки. Но что конкретно изменилось? Почему все авторские нововведения находятся где-то там, за пределами читательского глаза? Почему это просто оговаривается, но никак не используется? Многие тут сравнивают Галеева с Мьевилем и зря. У второго фантазия работает на книгу, на атмосферу, дополняя и улучшая её. Фантазия у Мьевиля – непосредственный участник книги. Она не просто фон, без неё роман бы уже не был Романом с большой буквы.
Кроме этого отдельно хотелось бы отметить, что автор иногда противоречит сам себе, забывая, что писал буквально на соседних страницах. Юмор в книге отсутствует. Персонажи не развиваются. ГГ постоянно ноет. Автор пытается философствовать, но эти попытки уж больно схожи на кухонные дебаты алкашей.
В общем и целом, роман могу посоветовать только фанатам сталкерской серии, которые уже устали от нее, но другого читать не хотят.
VovaZ, 11 ноября 2014 г.
Как и всё творчество автора, роман понравился мне пренебрежением любыми традициями жанра. Если уж Галеев решил писать в тренде «сталкер», то уж будьте уверены — привычных плоских безличных персонажей, и тупых, повторяемы из романа в роман боевых сцен опасаться не приходится.
У Галеева всё объёмно, нестандартно, увлекательно, со значительным налётом благородного сумашествия.
Автору скучно стоить свою «зону» на старой Земле с набившими оскомину Черобылями и «пикниками на обочине». Он, не стесняясь, начинает её строить на плоском мире Пратчета, стоящим на черепахе и слонах. И выходит динамично, хотя и не так уж и смешно.
Сюжет простой, но нелинейный. Галеев не боится переносить нас вперёд — назад по сюжетной линии, уверенный в обаянии своего текста. И ему удаётся избежать, как путанницы, так и сюжетных ошибок.
Некторая слабость романа проявляется лишь в интриге, и некоторых сценах. Это поисходит в те моменты, когда автор пытается обьяснить нам происходящее, призывая «капитана-очевидность». Тогла роман теряет темп и силу. Галеев силён отнюдь не в очевидности, а там, где пишет на грани сюра.
В основном же, сценизм высок и интересен. Совершенно нет заезженных схем. Даже трагический конец выражен вне рамок привычного трагизма.
В целом, не смотря на лёгкость повествования, это не развлекательное произведение, и настоящее удовольствие доставит лишь крепким читателям.
Агроном, 6 декабря 2013 г.
Цивилизация плоского мира, разрушенная в свое время глобальной войной, пытается возродиться. Уже довольно оригинально, не так ли? Возрождение не коснулось только, некоторых зон — эпицентров, которые были выжжены то ли ядерными ударами, то ли еще какой-то дрянью, они кишат максимально враждебными к человеку существами; и по ним, по этим зонам, странствуют отважные сталкеры. Что уже вроде как менее оригинально?
Что понравилось. Прежде всего атмосферность книги. Скупо, но в тоже время мастерски описанный мир «на слонах-и-черепахе», а также «мир в мире», ака зловещий эпицентр, дико враждебный к человеку и всему что с ним связанно. Описание прорыва трио сталкеров с непонятной поначалу целью, схватки, драки, погони, стрельба — все на очень, очень высоком уровне. Ну и конечно стиль и язык повести очень хороши. Можно даже сказать очаровательны.
Не понравилось слишком подробное описание жизненного пути всех героев, не понравилась находка с напарницей ГГ Буги, тот редкий случай когда один из центральных персонажей вызывает сугубо отрицательные эмоции, но на объективность не претендую, может быть это только мои ощущения. К тому же для книги, любые эмоции в отношении героев полезней безразличия.
Ну а к финалу уж не знаю как относиться, слишком уж он неожидан, даже для сюрреализма. Плох он или хорош не берусь сказать, даже для себя не решил, но по крайней мере заставляет запомнить роман надолго.
Al34561, 5 апреля 2013 г.
Все предыдущие вещи на тему «сталкеры и зона « так или иначе были боевиками . А тут , надо же , товарищ отличился . Сначала , так вобще ударился в жизненные передряги главного героя, размышления о смысле его жизни , тёрки с бывшими соратникам . Жизнь в свободное от зоны время , так как оно есть . Но потом зона напомнила о себе , тут она называется эпицентр . Это , наверное , самая самобытная зона , о которой мне пришлось слышать , нечто похожее было только в «Ста рентгенах за удачу». Оочень оригинальное место и такие же обитатели . А как вам , например , местные твари — стапи ?))
По стилю напоминает фильм Тарковского « Сталкер» . Экшена мало , а смотреть интересно . Вокруг одни загадки и ни одной отгадки . Читать тоже интересно , благо вкусный русский язык у автора никуда не делся . Умеет он расказывать про обыденные вещи так , что не оторваться , не говоря уж про необыденные .
MarchingCat, 5 августа 2012 г.
Нестандартный роман о Зоне и Сталкерах.
Нестандартный во всём. В первую очередь, тем, что тут нестандартна сама наша планета. А во вторую очередь, роман нестандартен своим псевдореализмом. То есть понятно, что никакого реализма нет в природе — фантастика чистой воды. Но ты веришь прочитанному. Автор пишет фантастику как современную прозу, а не как вымышленное художественное произведение. И это даёт вкус реализма всей книге.
Наверное, нестандартен и сам автор, так аккуратно перемешавший русский менталитет и американские реалии настоящего и прошлого. Американские провинциальный город и полицейские, в которых узнаёшь именно русскую провинцию и наших гаишников. Память и знания о настоящих хиппи и культовой музыки.
И, конечно же, невполне обычные Сталкеры. А так же Проводники, Призывающие и Полковник.
А ещё груз, который надо доставить центр Эпицентра, в центр Зоны.
Очень хорошо и очень необычно. Этакий артхаус от сталкер-литературы.
Не поручусь, что этот роман понравится поклонникам стандартных штампованных боевиков о сталкерах и зонах.
--------------------------------------------
Цитаты из книги:
»- Послушай, я всего лишь увидел знакомую машину и труп на капоте. И собрался заняться мародёрством и некрофилией. Разве это преступление?!»
«Смысл убивает кайф, порождает деньги и убеждённых девственниц. А жизнь — это главный флешмоб, и когда к флешмобу привинчивают на хер не нужный аппендикс смысла, он теряет свою прелесть.»
cadawr, 7 августа 2011 г.
Очень вкусная атмосферная книга. Прекрасный русский язык, чудный сюрр, просто погружаешься и плывешь в волнах текста... На этом фоне теряются и становятся мелкими многочисленные сюжетные нестыковки. Не помню под каким соусом подсунул жене — абсолютно НЕ ее тема. Я в культурном шоке: прочла запоем, попросила КМ. :smile: ИМХО — шедевр.