Александр Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Иван Петрович Белкин оставил множество рукописей, среди которых и его замечательные повести. Они, как сказывал сам Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ. Однако же имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сёл и деревень заимствованы из околотка.
Написано в 1830 г.
Первое издание: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» СПб., 1831, стр. I—XIX и 1—187.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— сборник «Повести», 1834 г.
— сборник «Повести русских писателей XIX века», 1986 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
12МарЛео, 27 ноября 2022 г.
Та книга, которую я перечитываю регулярно на протяжении, наверное, двадцати лет. И — не надоедает. Перечитать «Повести...» все равно, что еще раз послушать бабушкину сказку, хорошо знакомую, наизусть выученную, но такую желанную. Бабушек у меня уже нет. Сказок мне давно никто не рассказывает. И только Пушкин, как добрый и мудрый друг, всегда удовлетворит жажду встречи с русским словом.
В последнее перечитывание подумалось, что я, читающая сейчас, на четыре года старше Пушкина, писавшего тогда. Даст бог, буду становиться еще и еще старше его, но неизменным останется восхищение.
strannik102, 6 августа 2021 г.
Ай, да Пушкин, ай, да!..
Выстрел — повесть
Эта повесть помимо самой интересной захватывающей остросюжетной основы имеет ещё и великолепную экранизацию с Михаилом Казаковым и Юрием Яковлевым в главных ролях, однако и актёры, сыгравшие персонажей второго плана, едва ли менее значимы и имениты. Что касаемо сюжета, то на самом деле в этом столкновении нет правых, ибо оба героя — и Сильвио (Казаков) и граф (Яковлев) просто столкнулись характерами и стали заложниками стереотипов того времени. И вот это откладывание ответного выстрела на неопределённый срок явно сомнительно по всем меркам — человек меняется непрерывно и спустя некоторое время мы имеем дело уже совсем с другой личностью, порой в буквально противоположных обстоятельствах. Но это я с позиций сегодняшнего дня. А повесть (и фильм) от этого не менее интересны.
Метель — повесть
Ещё одна любимая повесть Пушкина из этого цикла. И на этот раз мы имеем не только качественно снятый фильм, но ещё и великолепную музыку Георгия Свиридова. И тут даже не знаешь, что вперёд придёт в голову в качестве ответа на вопрос «Метель» — повесть Пушкина или музыка Свиридова.
А сюжет донельзя романтичен и одновременно трагичен и драматичен. Обоюдная любовь и запрет родителей на отношения, тайное венчание и катастрофическая ошибка (не забываем, что узы брака в те времена были неприкосновенны и потому для Марьи Гавриловны ничего кроме тупика больше не было. Впрочем, как и для гусара Бурмина) и томительная жизнь в одиночестве и главной героини и нашего дурака-героя. И дальше просто включается режим магического реализма и волшебно-бытовой сказки — игральные кости судьбы сводят наших случайных супругов вместе, да ещё и влюбляют их друг в друга. Хэппи энд!
Гробовщик — повесть
А вот эта повесть из цикла почему-то напрочь выпала из памяти. Хотя сами «Повести Белкина» читаны как минимум дважды — в школьные времена и потом спустя лет этак с пятнадцать. И потому сейчас читал — как будто наново знакомился с сюжетом. Ну, наверное дань некоторой моде тех времён, когда разные именитые авторы касались темы смерти и посмертия, потустороннего и мистического — Жуковский и Гоголь, А.К. Толстой. Романтизм во всей его красе. В общем, было не скучно.
Станционный смотритель — повесть
История романтической любви, однако показанная нам не с позиций влюблённых молодых людей, а с точки зрения брошенного отца. Просто представляешь себя на его месте и понимаешь всю глубину отчаяния: молоденькая девушка-дочь уезжает с заезжим молодцом и… пропадает без вести. А когда разыскивается неутешным отцом, то оказывается, что возврата домой не будет. И остаётся старику только надеяться, что она не окажется на панелях, а обретёт нормальное женское семейное счастье. И финал повести вроде как уверяет нас в таком более-менее благополучном для неё исходе.
Барышня-крестьянка — повесть
А вот здесь мы вновь имеем дело с любовью романтической и отчасти таинственной. Таинственность состоит в подмене персонажа — ведь молодой богатый сосед уверен, что влюблён в молодую красивую крестьянку (представляю его мысли — поиграться может и получится, но перспектив на серьёзные отношения в общем-то никаких). А она, заигравшись в этой роли, запутывается с выбором, что делать дальше. Тем более, что ведь замуж отдают! А тут надо было как фильме «Тутси» сорвать с себя парик и крестьянскую рубаху-сарафан и просто открыто сказать, что я не я и всё прочее, вместе бы потом и посмеялись. Впрочем, смеяться, да ещё и именно вместе, им теперь предстоит до конца жизни.
Линдабрида, 13 апреля 2017 г.
«Повести Белкина» очень просты по форме, лаконичны — ни одного лишнего слова, ни одного ненужного эпизода. Именно в рамках той программы, которую Пушкин набросал для себя в «Евгении Онегине»: «...перескажу простые речи отца иль дяди-старика...» Не случайно же в большинстве случаев главные герои — люди совершенно незаметные, может быть, провинциальные барышни, или несчастный станционный смотритель, или гробовщик. Их истории разноплановы по стилистике, тут и романтическое повествование о страшной мести («Выстрел»), и сентименталистские любовные эпизоды («Метель», «Барышня-крестьянка»), и готика («Гробовщик»). Но каждый раз автор демонстративно отказывается следовать сложившимся канонам. Смысл мести Сильвио именно в том, что он не выстрелил. Дочь Самсона Вырина — не традиционная невинная жертва обольстителя и в финале не в пруд кидается, как карамзинская Лиза, а живет со своим гусаром в ладу и мире. Замогильные гости гробовщика — забавно, а не страшно. Если искать общий стержень всех пяти повестей, то им будет, наверное, авторская ирония. Легкий иронический намек, который внезапно снимает серьезность ситуации и возвращает нас с небес на землю. Вот как в «Метели» в самый патетический момент объяснения героиня замечает, что ее поклонник заговорил цитатами из «Новой Элоизы». И еще немного — идиллия, вроде маленького домика Вырина с бальзаминами на окнах.
kathakano, 6 августа 2019 г.
Повести Белкина это сборник малой прозы А.С. Пушкина. Короткие, лаконичные, полные лирики и одновременно простые рассказы. С огромным удовольствием прочел эти коротенькие истории. Больше всего мне понравился «Станционный смотритель». Что тут можно комментировать, это А.С. Пушкин — язык прост, краткость, яркость, ничего лишнего и цепляет. Великий талант одним словом.
Vindermur, 16 сентября 2018 г.
Смерть, любовь и война, главные темы 《Повестей Белкина》
Пушкин не меняет своего репертуара, это полная власть барина над крестьянами и крестьянками, любовь же только барская показана и светская..... Выделю для себя прозу 《Гробовщик》
Очень сильно и красиво. Сапожник Шульц лишь добавляет готического фарсу....
Sugar.book, 10 сентября 2017 г.
Из всей книги я прочитала два рассказа — это «Метель» и «Барышня-крестьянка». Оба рассказа о любви. Первое что пришло мне в голову это то, что данные рассказы ничто иное как «розовые сопли». Я очень сильно ошибалась, эти рассказы такие милые, что после прочтения улыбка умиления нисходила с моего лица. Язык легкий, было очень приятно читать.
dydyka, 16 декабря 2009 г.
Повести Белкина... Это песня русской словесности! Это гимн русского языка! Сколько в них цвета, яркости образов, сочности языка! Изумительная вещь! Перечитываю регулярно и вряд ли наступит насыщение пушкинским словом...
«Повести» с доброй шуткой и легкой улыбкой рассказывают о России с точки зрения Пушкина. В них нет возвышенного слога, пышных оборотов, пафоса. Написано просто и понятно, ярко и достоверно. Читателю рассказано и о жизни молодых офицеров («Выстрел»), и о простом станционном смотрителе и его драме, и об озорстве барской дочери («Барышня-крестьянка»). А самое интригующее произведение в этом цикле — «Метель». До самой развязки непоятно, как все же повернется жизнь молодых героев повести.