fantlab ru

Алекс Михаэлидес «Девы»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.29
Оценок:
17
Моя оценка:
-

подробнее

Девы

The Maidens

Роман, год

Аннотация:

Эдвард Фоска – убийца. В этом Мариана уверена. Харизматичный красавец-профессор преподает курс греческой трагедии в Кембридже. Его обожают коллеги и студенты — особенно студентки из тайного общества «Девы», готовые на все ради своего наставника. Ведомые мистическими учениями профессора, девушки устраивают оккультные игрища и ритуальные обряды. И вскоре, одну из них находят мертвой с перерезанным горлом и выколотыми глазами... Мариана Андрос – талантливый психотерапевт с посттравматической депрессией из-за гибели мужа. Она ясно видит: Эдвард Фоска — нарциссичный социопат, умело манипулирующий людьми. Есть что-то зловещее в его одержимости культом Персефоны, спустившейся, согласно мифу, в царство мертвых. И смерть студентки – буквальное воплощение путешествия богини-девы в загробный мир. Эдвард Фоска — убийца. Осталось это доказать…

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2021 // Детектив и Триллер (49 829 голосов)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Е. Пальванова (1)

Девы
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Алекса Михаэлидеса заявлен как литературный триллер, но по мне — “добро пожаловать в массовую литературу”

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с погонями с кинжалами по болотам Кембриджа.
Одни сплошные претензии — на оригинальность, на знания греческой трагедии, на знания природы одержимости и горевания. При чем тут неадекватный клиент главной героини с ножом? При чем тут Альфред Теннисон и его поэма о любви и утратах? Без них сюжет не проиграл бы, что они привнесли в произведение — до сих пор не понимаю.

“Безмолвный пациент” мне понравился больше — было напряжение, чувствовалась интрига, конец поражает и выбивает из колеи. Тут же… не удивляет совершенно, сколько бы автор ни кидал “тень” и не пытался объявить маньяком, убийцей Дев то случайного знакомого Марианны Фреда, то преподавателя греческой трагедии Эдварда. Не верится: первый — большой ребенок, верящий в параллельные миры, второй — нарцисс. А нарциссы да, навязывают свои вкусовые пристрастия, грубо нарушают границы, играют роли и “блистают”, требуют аудитории, собирают вокруг себя фан-клуб из лиц противоположного пола, спят с ними,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но на убийство не пойдут. Струсят, побоятся тюрьмы, да и зачем?
Не любит автор психотерапевтов и, судя по всему, родителей, а в семью не верит.

Главная героиня романа Мариана Андрос… считаю, что как терапевт никакой. Не попросила из терапевтической группы явно неадекватного человека, которого нужно было направит в психиатрию, и это было бы профессионально. Влипла с этим неадекватным пациентом в “треугольник Карпмана”, превратившись в Жертву из Спасателя. Автор решил напугать читателя сталкингом Марианы со стороны Генри, а вызывает только недоумение. Героиня позволяла водить себя за нос, вываливала на полицию “сырые”, непроверенные теории без явных фактов и неоспоримых улик, портя реноме. Алисия из “Безмолвного пациента” более яркая, прописанная, проработанная личность с четкой внутренней логикой и понятными мотивами.

Кстати, о непрописанности. Роман кажется “сырым”. Воодушевленный успехом, писатель перестал работать над произведением, он повторяется. И тут дело даже не в никудышном переводе. Духа Кембриджа, университета с многовековой историей, я не ощутила: безжизненные декорации. О Рут, супервайзере психотерапевтов, я была лучшего мнения, исходя из предыдущего романа автора. Нельзя впадать в крайности, швыряя родителей с пьедестала в грязь, хотя бы потому, что они где-то между. Любили как умели, давали что имели сами, не получив в детстве любви не стали бы излучать ее в отношении ребенка. Зато отец дал Мариане “базу” для поступления в престижный университет, позволил поселиться в Англии, которой та бредила, раскусил ее мужа. Невольно вспоминается В. Кирьянова: “Если психологи готовы вас долюбить вместо родителей — флаг им в руки”. Так ведь не долюбят, выстроят границы и отношения “клиент — предоставитель услуги”.

Единственный положительный момент книги — дневниковые записи и письма настоящего маньяка. Я сразу поняла, что с таким детством и такими родителями он пойдет убивать. Другое дело, что описанное подходило и странноватому, в чем-то по хорошему, “ясновидящему” Фреду, и самовлюбленному Эдварду Фоске. Накал держалась до последнего, на настоящего автора я бы не подумала. Ну не верит господин Михаэлидес в счастливую семью.

Михаэлидес в “Девах” завляет больше, чем дает. Рассказы о мистериях с пребыванием “на грани” во имя Деметры и Коры вылились в опаивание девушек “наркотиком согласия”. Если это постмодернизм — впихивать невпихуемое, смешивать то, что не смешивается, сводить счеты с родителями (недодали), вплетать дешевую, неприятную драму, то “Девы” и есть самый настоящий постмодернизм, яркий представитель. Книга на один день, времени не жалко.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пазл наконец сложился, и предстала правда, которую она так долго не желала видеть.

Дело было вечером, делать было нечего или история о том, как читала очередной «бестселлер» Михаэлидеса. Честное слово, я-то наивно полагала, что избегу повторной ошибки, особенно после того как плевалась от Безмолвного пациента, но мне надо было как-то с пользой (аж смешно теперь) заполнить время, раз от рабочего процесса не отвлекает. Эх, бездарно потраченные часы, лучше бы музыку послушала)

Завораживающий литературный триллер, сплетающий воедино греческую мифологию, психологию и убийство... — вот, что обещает читателем громкоговорящая аннотация, но стрелянного воробья не провести, и я чувствовала, что Алекс сделает закос под Донну Тартт и ее роман «Тайная история», и ничего удивительного, что была права. Правда автор не изменяет себе и решил повторить тот же фокус, как и в прошлом своем потрясающем творение.

Мариана Андрос – психотерапевт, временно отошедшая от своих дел, ведь груз прошлого мешает идти вперед. Эх, Михаэлидес, опять на сцену выходит Королева драмы? Все меняется, после звонка племянницы, которая сообщает любимой тетушке о том, что убили ее сокурсницу и...

Мариана взяла себя в руки и рванула разгадывать загадку. Сразу же втемяшила себе в голову, что профессор Эдвард Фоск — убийца и четко шла по этому пути.

Не, в детективе на многое закрывала глаза, все же от автора не ждала шедевра, но историю можно было бы неплохо представить, если бы автор не споткнулся на прошлой же ошибке. Распутать кто же убийца – задача простая. Тут даже не надо быть профи в детективном жанре, все достаточно прозрачно. Единственное, что не понимала, так это мотив. Хотя, чего я ждала, особенно после логики героя в Безмолвном пациенте. Кстати, от многих читателей не скрылось, что автор оставил пасхалку)

Конечно, можно было бы сказать, что детектив хороший, но не сегодня. Читатель может разгадать загадку раньше времени, но мотив должен быть куда более убедительнее, чем нам представили. Дойдя до финала хочется сказать — да какого черта?! 352 страницы ради высосанного из пальца мотива?

Короче, если автор и выпустит что-нибудь новенькое, то надо гнать себя стороной. Не стоит потраченного времени.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Тайная история» для бедных

«Почему убийца пытается сбить нас с толку? Что мы, по его замыслу, не должны увидеть? От чего он отвлекает наше внимание? Найди ответы на эти вопросы, Мариана, и ты его вычислишь. Ты наделена редким даром: способностью сострадать»

.

Честно говоря, не замечала, чтобы сострадательность коррелировала с детективными способностями, отнесу это на счет нелепиц, бродящих по романным страницам стадами. Каких например? Дама-психотерапевт, ведущая групповые занятия, которая убеждена в своем профессионализме, однако проявляет удивительную беспомощность, когда один из пациентов срывает сеанс.

Та же дама не справляется с преследованием со стороны психа, не умеет переключить его внимания и практически сбегает, бросив группу на середине курса, в университетский городок, чтобы... заняться расследованием убийства подруги своей племянницы. Убийцу она «вычисляет» мгновенно и начинает преследовать его с той же истовостью, с какой саму ее доставал несчастный дурачок.

Молодой харизматичный красавец профессор древнегреческого (салют, «Тайная история»), чьи лекции популярны как концерты поп-исполнителей, внезапно выделяет эту не самую красивую, не самую молодую и уж точно, не самую умную Марианну из толпы своих поклонниц, устраивает ей ужины при свечах и ведет задушевные беседы. При том, что среди его фанаток, которых зовет девами, дочери американского сенатора, кинозвезды и русского олигарха — все дивные красавицы.

Вопиющая некомпетентность Марианны, которая экстраполирует собственные проблемы взаимоотношений с отцом на всех, окружающих, ведет себя с тактом слона в посудной лавке, невнимательна, неспособна на простые логические выводы. В ее системе координат словно не существует презумпции невиновности, назначенный ею преступником, должен им быть , ни твердое алиби, ни отсутствие мотивов, ни безупречная репутация не переубедят самопровозглашенную сыщицу.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

֍💀 УТРАЧЕННЫЕ ИЛЛЮЗИИ, или СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЧУЖОГО ВОСПРИЯТИЯ 💀֍

ЦИТАТЫ:

«Иногда Мариане чудилось, будто какая-то злокозненная богиня из древнегреческих мифов навела на нее проклятие: терять всех, кого полюбит.»

(Алекс Михаэлидес. «Девы». 2021)

«— У Фоски есть группа студенток-фавориток, которых он собирает на отдельные, закрытые занятия ...»

(Алекс Михаэлидес. «Девы». 2021)

«Себастьян не смотрел на нее через призму чужого восприятия; он составил собственное мнение. Может, и ей попробовать так же?»

(Алекс Михаэлидес. «Девы». 2021)

Аннотация к роману «Девы» (2021) Алекса Михаэлидеса разбудила в памяти роман Донны Тартт «Тайная история» (1992). Что это? Очередная история о студентах (campus novel)? И снова «пропитка» античным культурным наследием? Надо посмотреть. А для начала – абстрагироваться от Донны Тартт и её «Тайной истории». Хотя это не просто, если ты читал эту книгу …

***

Роман «Девы» Алекса Михаэлидеса как оммаж – дань уважения: работа-подражание знаменитой писательнице не так уж и плох. Не шедевр, конечно. «Девы» – второе произведение Алекса после романа «Безмолвный пациент». Он в начале творческого пути: пробует себя в качестве писателя после создания целого ряда синопсисов.

… Когда убийца (злодей) «назначен» в самом начале романа – это настораживает, если, конечно, он не один из ведущих персонажей произведения, как, например, доктор Ганнибал Лектер в романах Томаса Харриса. К тому же следует отметить для себя, кто именно из героев отвёл роль убийцы персонажу.

У любителей литературных психологических детективных историй со временем развивается психологическое чутьё (если можно так выразиться). Что такое детективный роман? – Это игра, которую затевает автор с читателем, в которой всегда начинают «чёрные». Вот и смотрим, кто же затеял весь этот «сыр-бор». А потом постепенно должен проясниться мотив.

Главная героиня – Мариана Андрос – талантливый психотерапевт, специализирующийся на групповых сеансах:

«Мариана глубоко верила в психотерапию, прекрасно разбиралась в этом деле …»

Но она уже год пребывает в посттравматической депрессии из-за гибели своего мужа. Её наставница, научный руководитель во время учебы на психотерапевта, а потом – супервайзер предлагала ей пройти полный курс лечения. Но Мариана отказалась, хотя и не могла объяснить почему.

Депрессия, или меланхолия – это не шуточки! К тому же Мариана очень рано потеряла мать. И вместе с тем она, как тётя и опекун (?!), отвечает ещё и за Зои – студентку Кембриджского университета, колледжа Святого Христофора, где случилась жуткая трагедия: убийство лучшей подруги Зои – Тары Хэмптон. И это не единственное убийство.

В таком депрессивном состоянии, думается мне, не то что непросто вести детективное расследование, но и мало вероятно адекватно воспринимать реальность. А между тем Мариана сама взяла на себя роль сыщика-следователя. Слишком самоуверенно в её нынешнем положении. Отсюда и всякого рода «косяки» … Зато жизненно: она – не супер-детектив, а несчастная 36-летняя женщина, взвалившая на свои плечи непосильную ношу. Справится ли? Ей самой бы кто помог.

Ошибки, заблуждения – не только спутники тех, кто пытается что-то делать. У заблуждений – психическая и психологическая основа, плюс недостаток профессиональной компетентности. А большие ОШИБКИ, по мнению Аристотеля, как утверждает автор, могут стать основой хорошей фабулы (для романа).

Крайняя степень ошибочного поведения – психологическая слепота: человек не может и не хочет адекватно воспринимать окружающую действительность, близких людей и даже своих родителей. Он даже сам себя не знает и не понимает. Не способен не то что к самоанализу, даже – самоконтролю. Шоры на глазах, «розовые очки», витание в облаках … Приятная сладость липкого самообмана. Такая ошибочность и самообман, на мой взгляд, и есть одна из тем романа «Девы» Михаэлидеса.

… Великолепно выписан образ Эдварда Фоски: красавец-профессор преподает курс греческой трагедии в Кембридже. В него поголовно «влюблены» все студенты колледжа. И есть за что. Даже читателю сложно не подпасть под его ослепительно сияющее обаяние. «Нарциссический социопат, умело манипулирующий людьми» – такой вердикт выносит ему Мариана. Она – профессиональный психотерапевт. И, как говорится, всё «своим аршином мерит». Но слово «профессиональный» не всегда равно – «компетентный».

«Их взгляды встретились, и в этот миг все сомнения развеялись. Отныне Мариана была совершенно уверена: она смотрит в глаза убийцы.»

… Забавно, что персонажи из предыдущего романа – «Безмолвный пациент» чудесным образом «эмигрировали» в роман «Девы». Это Рут, которая была психотерапевтом Тео Фабера в кампусе после неудачной его попытки суицида – отравление парацетамолом. В дальнейшем – они друзья с Тео.

Эта же самая Рут, проживающая в Лондоне, была научным руководителем Марианы во время её учебы на психотерапевта, а потом стала её и Тео супервайзером. В обоих романах она играет роль Светлого Ангела, к которому прибегают и Мариана, и Фабер в случае жизненного кризиса или тупика.

Тео Фабер – главный герой «Безмолвного пациента» собственной персоной возникает здесь и в том же качестве: криминальный (судебный) психотерапевт. Так Алекс Михаэлидес перекидывает мостик от одного романа к другому и делает ещё один реверанс, но только уже не в отношении Донны Тартт, а себя, любимого: самопиар в условиях рыночной экономики уже давным-давно не чужд искусству.

«Мариана ревновала наставницу к Тео и даже слегка ему завидовала, поскольку тот был любимчиком Рут.»

Ну, кто кого любит больше всех, понятно: Алекс Михаэлидес не ровно дышит к своему персонажу Тео Фаберу.

Появление «старых» персонажей в «новой» книге – не подсказка ли это, или намёк на то, что в «Девах» всё будет также, как в «Пациенте»? А может быть, совсем наоборот, и это такое «лассо», чтобы поймать читателя, а потом оставить его с носом?.. Как бы то ни было, читать было интересно.

«Почему убийца пытается сбить нас с толку? Что мы, по его замыслу, не должны увидеть? От чего он отвлекает наше внимание? Найди ответы на эти вопросы, Мариана, и ты его вычислишь.»

Эти вопросы из уст Тео Фабера, адресованные «доморощенной сыщице» – Мариане, с большой долей вероятности адресованы и нам – читателям. Вот и разбираемся, догадываемся, анализируем, вычисляем …

Неплохо, когда автор не теряет контакта с читателем: пишет не только для себя, но и держит руку на читательском пульсе. В хорошем детективе обязательно должны быть подсказки. Проницательный Тео Фабер – помощь «тяжёлой артиллерии» депрессивному психотерапевту – Мариане. Бедняжка, наделённая редким даром сострадания …

«— Ты наделена редким даром: способностью сострадать. — Тео улыбнулся. — Ничего удивительного, что Рут так высоко тебя ценит.»

А на мой взгляд, психотерапевт должен быть не столько сострадательным, сколько объективным и компетентным. Разве не за этим к психологу обращаются за помощью? А реветь и мотать сопли на кулак можно, уткнувшись в мягкую грудь мамы: кто ещё более призван сострадать, как не мать? Но внятного, бескомпромиссного совета от мамы можно не получить: она априори всегда на стороне своего чада.

Тут нужен беспристрастный и грамотный совет специалиста. Такой, какой может дать Рут: профессиональный и честный, но горький, как полынь. Когда-то же должен наступить момент истины: прозрения и самопознания.

Как мне думается, именно на такие размышления пытается навести своих читателей Михаэлидес. Влияние Рут помогает Мариане совершить перелом во взглядах на своего отца, а то, что произойдёт дальше – следствие этого прозрения ...

«Мариана помедлила, тщательно подбирая слова.

— Еще в раннем детстве Ифигения приняла проявления деспотизма отца за любовь. С тех пор эта ошибка влияла на ее восприятие окружающего мира.»

Главная идея романа «Девы» – психологическая: любовь-нелюбовь в семье и её влияние на формирование личности индивидуума. Причём не только в семье. На этапе взросления, получения образования роль наставника, воспитателя, педагога не менее важна. А порой и более …

Психология отношений сквозит практически в любой современной книге, особенно – детективного жанра. Беспроигрышный вариант. А главное, – интересно.

Алекс Михаэлидес и в «Безмолвном пациенте», и в «Девах» не просто предупреждает, а буквально внушает: психическое здоровье – вещь хрупкая и никаким иным видом здоровья человек заменить его не может. Берегите свою психику. Будьте компетентны в вопросах её сохранения и укрепления. А главное, – учитесь видеть, зреть в корень, отыскивать истоки того, что с нами происходит …

«Девы» – интересный роман и по форме, и по содержанию. Михаэлидес вовсе не стремился подражать Донне Тартт. Идея его романа – иная. Он только покружил немного вокруг профессора, преподающего греческую трагедию, напоминая читателям о ключевом персонаже «Тайной истории» – Джулиане Морроу, чтобы потом преподнести неожиданный сюрприз.

И если Тартт делает основной акцент на воспитании в семье, колледже, роли родителей и наставников, то Алекс Михаэлидес – на психологии и психике как первооснове этого воспитания (!). Это так трудно, но порой просто жизненно необходимо: посмотреть правде в глаза:

«Необходимо узнать. Понять. Посмотреть правде в глаза.»

P.S.

Двойное манипулирование как психологическое воздействие с целью обогащения на страницах романов я встречаю уже не в первый раз. У Михаэлидеса оно скрыто невероятно глубоко. От этого роман приобретает особую остроту и увлекательность.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх