Брюс Стерлинг «Чёрный лебедь»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Главный герой, журналист, в чём-то похожий на самого Стерлинга, встречается в туринском кафе «Елена» с загадочным хакером Массимо Монтальдо, который сливает ему инженерные разработки, происхождение которых невозможно отследить. Возможно, потому, что они разработаны не в нашей версии реальности?
Впервые опубликован под названием «Cigno Nero» в антологии «Robot: Rivista di Fantascienza» (весна 2009) на итальянском языке.
Первая публикация на английском: журнал «Interzone» № 221, март-апрель 2009.
Входит в:
— антологию «The Best Science Fiction and Fantasy of the Year: Volume Four», 2010 г.
— антологию «Year's Best SF 15», 2010 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика: Сумерки богов», 2010 г.
— сборник «Gothic High-Tech», 2012 г.
— сборник «Robot Artists & Black Swans: The Italian Fantascienza Stories», 2021 г.
Номинации на премии:
номинант |
Сайдвайз / Sidewise Awards, 2009 // Лучшее произведение малой формы | |
номинант |
Опрос читателей журнала "Interzone" / Interzone Readers Poll, 2010 // Рассказ |
- /языки:
- русский (2), английский (7)
- /тип:
- книги (8), самиздат (1)
- /перевод:
- Д. Кулаков (1), Г. Соловьёва (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
слОГ, 29 сентября 2023 г.
Классный рассказ от столпа киберпанка про параллельные миры. Причем в кои-то веки действие происходит в Италии (да и опубликован рассказ впервые был на итальянском), а главная роль второго плана отведена Николя Саркози с Карлой Бруни, которая правда по имени не упоминается, да и вообще могла быть заменена на любую другую умницу-красавицу. По мне, хороший рассказ тот, который заставляет о чем-то задуматься-поразмыслить. Бывает о чем-то совершенно неожиданном. Вот «Черный лебедь» Стерлинга напомнил о Саркози, о его харизме, о харизме французских президентов до него и после. По сути Саркози (не совсем француз, да наверное и почти совсем не француз) по своей харизме превосходит всех последующих французских лидеров. Вот по действиям... Так Стерлинг и пишет, что он тот еще авантюрист-проходимец, который может и быть президентом, а может своими действиями уничтожить Европу...
Стерлинг, по мне, очень чутко чувствовал дух времени (да у него и роман такой был), он очень классный провидец и один из его поздних рассказов это только подтверждает.
melnick, 16 июля 2022 г.
Похоже, автор любит самоутверждаться за чужой счет: по кому только не проехался. Оригинально? По-моему, как-то пошло. А с метафорой «черный лебедь» — так вообще плагиат (ни слова про Талеба)! Причем, похоже плохо понятый. В общем, не понравилось мне все это. Какое-то позёрство и вульгарные эффекты. Невнимательность к тому, что было страницу назад. Фамильярность с гигантами промышленности. Все раздражает. И, насколько я знаю, на мемристорах выгодно только память делать, а не процы.
Prosto_Chitatel, 2 марта 2024 г.
История, которую, судя по отзывам, можно понять совершенно по-разному. Кроме очевидной политической сатиры. Для меня же это — передача правления от одного «бога» другому. Автор сам дает подачу о том, что речь, возможно, идет не о путешествии, а о создании миров в момент активации адской машинки. Таким образом, Монтальдо — это творец, а автор — его преемник ввиду сложившихся обстоятельств. Так сказать, естественная передача «трона» ввиду анигилирования предыдущего «бога» — природное самоочищение в действии.
Рассказ не сильно зацепил стилистикой и читался с некоторой натяжкой, ибо все эти мемристоры и альтернативы Саркози не слишком легли на душу. Да и ирония, прямо скажем, здесь весьма спорная, на любителя. Искренне признаю, что тут сыграла роль исключительно вкусовщина, и, возможно, кому-то другому сей литературный эксперимент зайдет великолепно. Вот ж...ой чую, что моих скромных умственных возможностей как-то не хватило для понимания всего, что там есть, поэтому и в критику не стану ударяться. Когда-нибудь откупорю шампанского бутылку и перечту «...Лебедя» Стерлинга — и сумею-таки осознать всё до конца.
led-zeppelin, 7 февраля 2019 г.
Какой-то невнятный рассказ, про то, как один итальянец пытается продать другому итальянцу супер чипы из другой (параллельной) реальности.
При этом второй (покупатель, он же корреспондент) вдруг тоже стал путешественником в параллели. А зачем? почему? даже и не понятно.
Поставил бы рассказу 2-ку, но мне понравился юмор. Автор прикольно «приложил» «венгерско-еврейского президента Франции» (c) Саркози и некоторых других наших современников-политиков. Ради юмора рассказ можно прочесть. А так — ничего интересного.
vam-1970, 4 марта 2020 г.
Сюжет не оригинален — повтор подобного от многих сюжетов иных писателей. Использование достижений науки и техники иных миров с пользой для нашего мира. А финал печален — авантюристы от торгашества натолкнулись случайно на крутого деятеля иного мира , а им оказался Николя Саркози, и закончились успехи... Может этим и силен сюжет, может в этом и есть изюминка...
Manowar76, 25 апреля 2019 г.
В итоге: очень хороший рассказ про альтернативные измерения, поданный через призму истории современной Италии, как ни странно, через судьбу Николя Саркози. У нас он президент, а где-то — самый разыскиваемый преступник, Николя-Крыса.
Ненавязчивые рассуждения о важности личности для истории и незаметности «Чёрных лебедей» — редких событий, кардинально меняющих историю. Каждому «Лебедю» находится объяснение задним числом, и только находясь «снаружи всех измерений», можно понять, насколько были малы шансы того, что история пойдёт так, а не иначе.
Поворот с «божественностью» путешественника меж измерениями не очень понял, но это не помешало получить удовольствие от рассказа.
Mishel78, 20 марта 2020 г.
Оказывается, путешественников по параллельным вселенным пруд пруди. Захотел — посмотрел на Италию, ставшую колонией, или на бывший Советский Союз, города которого стали стеклянными радиоактивными озёрами, а захотел — стырил технологию, которой нет в нашей реальности и получаешь за неё прибыль. Как-то вот знаете, в данном рассказе уж слишком просто получается путешествовать по реальностям. Хотя и перечисление их меня немного развлекло.
Всё дело в том, что рассказ больше разговорный и долго приходится читать о том, как два главных героя — журналист и промышленный шпион беседуют во французском кафе и переносятся в параллельную вселенную, но при этом практически ничего не меняется. Что же, придётся довольствоваться и этим.
Но отличает этот рассказ от многих других присутствие реальной политической личности и появление её в описываемой параллельной реальности заканчивается плачевно для наших героев. Вместе с тем, это добавляет рассказу юмора и толику динамики, делая рассказ достойным прочтения.