Джон Треш «Эдгар Аллан По. Причины тьмы ночной»
Вот уже несколько десятилетий Эдгар Аллан По остается одним из самых популярных американских писателей. Он получил любовь и признание во всем мире за новаторскую детективную фантастику, рассказы ужасов и запоминающиеся, атмосферные стихи. Но что, если у человека, написавшего «Ворона» и «Падение дома Ашеров», была и другая сторона ?
В «Причинах ночной тьмы» Джон Треш предлагает новую смелую биографию писателя, чья короткая, мучительная жизнь продолжает волновать и вызывать жгучий интерес. Проливая свет на эпоху, когда границы между развлечениями, спекуляциями и научными исследованиями были размыты, Треш раскрывает одержимость По наукой и его стремление продвигать и подвергать сомнению человеческие знания. По был заядлым и часто воинственным комментатором новых открытий, публиковался и выступал на литературных сценах, где также выступали самые выдающиеся ученые эпохи и псевдоинтеллектуальные мошенники.
Треш показывает, что По жил, думал и страдал в окружении науки, а многие из его самых известных творческих работ лучше всего рассматривать через ее призму. Преследуя экстраординарные догадки и уникальное эстетическое видение, По оставался фигурой взрывоопасного противоречия: он с радостью разоблачал мистификации научных мошенников эпохи, даже когда сам мастерски совершал их в своих романах.
Входит в:
— цикл «Эдгар Аллан По: свободные продолжения» > Монографии
Номинации на премии:
номинант |
Книжная премия "Лос-Анджелес Таймс" / Los Angeles Times Book Prize, 2021 // Биография |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
korsrok, 24 сентября 2024 г.
Эдгар По лично для меня давно неисчерпаемый источник вдохновения, литературный идол и кумир, самый любимый писатель и поэт XIX века, человек, благодаря которому хоррор рассказы обрели ранее неведомою им силу, форму, изящество, красоту и стиль; он также стоял у истоков других жанров, работал редактором в множестве журналов (из-за чего у тех сразу же росли тиражи) сочинял очаровательную мрачную поэзию и на заре индустриализации, интересовался всеми актуальными достижениями науки и техники. Будучи интеллектуальным интеллигентным джентльменом-романтиком с пытливым аналитическим умом, увлечённым кроме литературы в том числе и мистическими науками, буквально в каждое своё произведение он вплетал тайны, их раскрытие, или собственные изобретения. Эдгар По увлекался месмеризмом, криптографией, конхиологией, астрономией, его всегда тянуло к сложному и потустороннему. А на пике своего творческого расцвета Эдгар По и вовсе прямо к вопросу возникновения Вселенной и рациональности идеи существовании Бога. Его философская космогония «Эврика» во истину двести лет тому назад являлась величайшим сенсационным открытием эпичных масштабов: он крайне образно, но с точно выверенным математическим подходом разработал теорию Большого Взрыва. Он назвал эту книгу величайшим своим достижением и вскоре после её публикации трагически погиб при крайне странных обстоятельствах. Но разве только в «Эврике» По проникся ранее неведомыми человеку истинами? О, взять хотя бы роман «Приключения Артура Гордона Пима из Нантакета» (вокруг подлинности истории рассказчика которого много спорили) — Эдгар снова новаторски рассматривал тоже будоражащую ум и воображения концепцию Полой Земли. Вот таким образом, параллельно знакомой биографии Эдгара По, Джон Треш изображает обстановку и прогрессивный дух времени в котором обитал величайший из литературных гениев всех времён. Чего стоит хотя бы глава про механический шахматный автомат Мельцеля (доставшейся ему от Кампелана), выигравший партию шахмат даже у Наполеона! Как будто реальный киборг из прошлого.
Очень жаль, что имя дядю миллионера, Эдгар По вынужденно скитался бедняком всю жизнь, нося двадцать лет одно пальто; с другой стороны — будь он сытым и удовлетворённым мажором, то едва ли стал бы доводить свои всевозможные изощрённые трансцендентные опыты до крайности. Название биографии «Причины тьмы ночной» это отсылка к парадоксу затемнения ночного неба и намёк на тот мрак, сквозь который прошел наш преподобный титан пера и гигант мирового значения. Спасибо автору за отличную книгу!