Константин Волков «Звезда утренняя»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Вне Земли (Венера | На орбите Земли ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Семидесятые годы двадцатого века. Космические полеты понемногу стали обычным делом — люди освоили околоземное пространство, построили большую обитаемую станцию на геостационарной орбите. Однако Луна и другие планеты пока остаются недосягаемыми: автоматические станции не способны решить задачу мягкой посадки, а отправлять человека — большой риск. Молодой пилот Владимир Одинцов, протестуя против такой осторожности и невзирая на запрет, после облета Луны совершает посадку на Земле, в Черном море. Одинцова отстраняют от полетов за самоуправство, но очень скоро оказывается, что его опыт будет очень нужен для совершения еще одной такой посадки — но только не на Землю...
Входит в:
— цикл «Яхонтов и Одинцовы»
- /языки:
- русский (4), чешский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (3), самиздат (3)
- /перевод:
- Г. Вольфова (1), Т. Твароговский (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Podebrad, 24 июня 2020 г.
Роман обычно критикуют, и критика во многом справедлива. А здесь хотелось бы привести аргументы в его защиту.
Первое – замечательные картины природы Венеры. О Венере кто только не писал. Из нашей классики Беляев, Стругацкие, Мартынов, Казанцев, Гансовский и ещё десятки. Была даже румынская экспедиция сразу по всем планетам, не помню ни автора, ни названия. Так вот у Волкова Венера получилась самой интересной, за исключением, может быть, Беляева. А то, что большую часть венерианской жизни автор упрятал под воду, только придаёт дополнительный интерес. Фантастика редко касается подводных миров.
Второе – хорошее обоснование многочисленных научных теорий, разбросанных по тексту. Обоснования, конечно, на уровне представлений пятидесятых, но, на взгляд дилетанта, очень качественные и не во всём устарели. Теперь такое редко увидишь.
Третье – автор пытается оживить героев, дать каждому свою судьбу, свою биографию. Получилось неважно, но человек хотя бы попытался. Многие и не пытаются.
И, наконец, время создания романа. 1957, ещё до первого спутника. Представляю, как восприняли его самые первые читатели. Мне он попался в руки лет в 10-12, во второй половине шестидесятых. Тогда ведь мы действительно верили, что через 10 лет, не больше, человек доберётся до Марса и Венеры. А ещё лет через 10-15 могут начаться регулярные рейсы. Значит, есть какой-то шанс и самим побывать, пусть Венера на самом деле совсем не такая. Подобные книги поддерживали иллюзии. Да, конечно, иллюзии. Но я и теперь считаю, что человек уже добрался бы до Марса, если бы в восьмидесятых не победил повсюду свободный рынок. Кто бы добрался первым, наши или американцы, не так уж важно.
Фалкон, 16 мая 2016 г.
Очередная иллюстрация на тему «пилотируемый полет на Венеру». Конкретно — описание космического полета таким, каким он казался до начала реальных полетов — горизонтальный старт с эстакады (это еще начиная с «Космического рейса» 30-х годов); использование страшно ядовитой и нестабильной топливной пары (фтор+диборан или пентаборан); бравый гигантизм (десятки тысяч тонн веса ракетной системы); полнейшее пренебрежение вопросами безопасности; превалирование пилотируемого над автоматическим (слепой полет без предварительной разведки) и т.д. Нужно ли писать, что ничего из этого не сбылось, что весьма необычно для твердой НФ ближнего прицела. При довольно существенном объеме текста, автор даже не попытался сделать своих героев различимыми — с самого начала и до самого конца абсолютно никто не запоминается; герои спутываются и сливаются в некую абстрактную величину.
Особое недоумение вызывает то, что автор в команду «выдающихся ученых» неведомыми алогичными способами засунул молодоженов. Тут читатель (фантастика советская) вправе ожидать не эротики, однако каких-то человеческих взаимоотношений, душевного тепла какого-то. Ничего этого нет; точнее — слова какие-то дежурные есть, а чувств — нет.
Сюжет развивается абсолютно стандартно — и спойлеров никаких ставить не надо — тут ошибка при выведении на траекторию (единственное точное предсказание; однако странно, что это героев удивляет) и пресловутый метеорит; потеря топлива вследствие утечки. Любопытно, что ядовитое самовоспламеняющееся топливо хлестало внутрь ракеты, но ничего не воспламенилось и никто не отравился — чудеса прямо какие-то. Далее, как легко может угадать любой читатель данной рецензии, имеет место быть «драматический» момент поветствование — обсуждение, чего делать дальше — возвращаться (что возможно при оставшемся запасе топлива) или лететь вперед, без возвращения. Это прямо таки выбешивает! Никогда, нигде, никто такого вопроса не ставит — даже буржуи, не говоря уже об СССР. Вот вспомним амерский «Аполлон-13» — это в натуре та же самая ситуация, какую Волков «сконструировал» в своем тексте — после взрыва, потери кислорода и электричества — никто не ставил никаких вопросов — решение о аварийном возвращении было принято «автоматически». Так что за одну эту выдумку автору громадный минус.
Вообще, помимо отсутствия человеческой, эмоциональной составляющей — и в технический части полно ошибок и откровенных бредовых выдумок, про которые даже писать не хочется. Типа костров, которые астронавты весело жгли на Венере — тогда как при 15% содержании кислорода (это Волков сам написал) пламенное горение вообще невозможно или типа многомесячного хранения тысяч тонн сжиженного фтора в венерианских условиях, когда температура +40 градусов.
О немногочисленных плюсах:
1. Это приключение, которое, думаю, было принято благосклонно 10-летними школьниками образца 50-х годов. Не современными школьниками, которые вместо чтения предпочитают заниматься геймерством и прочей аналогичной хренью, а советскими школьниками 50-х годов.
2. Это дерзновенное проникновение в неизведанное космическое пространство советских исследователей, каковое могли принять и взрослые 50-х годов — конечно, если крепко закрыть оба глаза и отключить логику.
3. Это описание природы Венеры — подробное и обстоятельное. Не могу сказать, что оно отличается особой оригинальностью — тут нечто среднее между беляевским («Прыжок в ничто») пригодным для жизни человека миром и скафандрами у Стругацких («Страна багровых туч»). У Волкова герои расхаживают в обычной одежде и кислородных масках. Тем не менее, описано довольно увлекательно; описание природы Венеры это лучшее, что имеется в повести; остальное, как я уже сказал, представляет собой малонаучный алогичный бред, интенсивность которого нарастает к концу повести (недостаток топлива? а давайте на Венере найдем месторождение силанов, то бишь кремневодородов; на скорую руку изладим добывающую промышленность (силами нескольких человек), да и улетим обратно!)
В общем, читать только очень большим энтузиастам допотопной советской фантастики. Я читал с экрана и трижды чуть не уснул — то есть прерывал чтение.
Sumy, 3 сентября 2017 г.
В детстве мне эта книга в руки не попала, и прочитал я её, когда мне было далеко за пятьдесят. Скажу разу художественная ценность книги нулевая. Роман изобилует штампами, пафосом и псевдонаучной чушью. Гораздо интереснее было ознакомиться с мировоззрением автора, характерным для времени перед периодом хрущевской оттепели.
Роман начинается со спора двух персонажей, находящихся на первом искусственном спутнике, один из которых требует начать действовать по-русски, по-большевистски и посадить на Землю ракету совершенно для такой посадки не предназначенную(!). Причем спор носит следующий характер:
- Разрешите!
- Никогда не дам разрешения!
- Разрешите мне….
- Ничего не разрешаю!
- Ну, разрешите.
- В десятый раз повторяю – не разрешаю!
Всё это похоже на какое-то клянченье, при котором стороны не приводят никаких аргументов в свою пользу.
Кроме этого уже в первой главе мы узнаем:
- что космическому кораблю лучше приземляться на воду, ибо вода смягчает удар;
- что в первую очередь надо лететь не на Луну или Марс, а на Венеру т.к. атмосфера Венеры затормозит ракету при приземлении;
- что автоматика это полная чепуха и только ракеты, управляемые именно человеком, смогут безаварийно приземлиться на других планетах.
Дальше — больше. Некий житель Таллина добровольно предлагает себя на роль “морской свинки” для участия в эксперименте, чтобы не подвергать риску жизнь известных ученых.
А есть ли среди тех, кто читает мой отзыв, люди, которые верят, что в те далекие, практически сталинские времена любой несогласованный шаг влево-вправо приводил, как минимум, к расстрелу через повешение? Что, есть? Тогда я смеюсь над ними. Вот простой пилот Одинцов, получив задание облететь Луну, по собственной прихоти, наплевав на приказ, летит прямо на (так и хочется сказать – на Солнце, но буду правдив) Землю, чтобы всем доказать возможность посадки ракеты на воду. Со скоростью 400 км/час он мягко (???) входит в волны Черного моря. И чем это для Одинцова закончилось? Чуть-чуть пожурили и просто перевели (к тому же временно) на другую работу.
Как футуролог автор тоже не на высоте. Конец 70-х ХХ века, а люди не высаживались на Луну и даже автоматы на спутник Земли ещё не прилунились.
Заканчиваю, ибо критиковать эту повесть можно бесконечно.
В последнее время я время от времени наталкиваюсь на критические комментарии в адрес “Туманности Андромеды”. Вот критикам этого романа Ефремова я и посоветовал бы ознакомиться со “Звездой утренней” Волкова. Просто почувствуйте разницу. А ведь и то, и другое написано в 1957.