Михаил Ланцов «Помещик»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума | Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Наш современник, будучи смертельно больным, сознательно отправляется в прошлое. Подготовившись. С помощью прибора переноса сознания — этакой машины времени, построенной чокнутым профессором. И оказался в 1552 году в Туле, в теле 14-летнего паренька — сына мелкого поместного дворянина, погибшего совсем недавно во время осадного сидения от стрелы крымских татар. Опустевшее, разграбленное поместье весьма невеликой площади. Крошечные запасы денег и иных материальных средств. И сроку — год, чтобы подготовится к верстанию на поместную службу. А иначе…
Никаких великих целей Андрей перед собой не ставит. Он маленький человек, который просто живет и выживает. Но даже лавина начинается с маленького камешка. А он, несмотря на свои невеликие амбиции, слишком отличается от окружающих, превосходя их кардинально в знаниях. Из-за чего волей-неволей «роль личности в истории» в его лице начинает сказываться все сильнее и сильнее…
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
РосКон / Пересвет, 2023 // Опубликованные произведения. 3 место |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amlobin, 28 декабря 2021 г.
Строго говоря — это не попаданец. Это засланец, т.к. герой был ОТПРАВЛЕН с помощью машины времени сумасшедшим профессором с умыслом изменить мир. Он знал КУДА оправляется и у него было пять лет на подготовку. И он их использовал на 100500%! Изучил фехтование, историю, литературу, язык, устройство ульев, сеялки, косилки, плуга и плавильных печей, а также горнов и мехов, еще прошел основы коневодства, узнал рецепты изготовления ценных красок, земляных кирпичей, поташа, сода и гороховых концентратов, выяснил конструкцию деревянной фляжки, патронташа, лошадиной упряжи и многое, многое другое... Все это, как вы понимаете, он с успехом применил всего лет за пять. Всех во всем превзошел... В итоге у Ланцова вышел эталонный нагибатор и гиперактивный прогрессор. Он внедрил все вышеперечисленное, в ходе чего реформировал поместное войско и достиг таких успехов, что и писать страшно. Полный перечень сбывшихся мечт, громких побед, достигнутых рубежей и выполненных трудных задач займет слишком много места, так что не стоит.
В принципе, все было ясно уже в конце второй книги, но я из принципа дочитал весь цикл. Чем же он интересен?
1. Концепцией личности И. Грозного, прозванного за суровый нрав Васильевичем (шутка, причем не моя). Иоанн у Ланцова изображен как умный, острожный, набожный и искренне верующий человек, по меркам того времени — начитанный и интеллигентный. Отнюдь не монстр и не великий властолюбец. Здесь он еще молод, женат на любимой Анастасии и до опричнины еще далеко. В целом, все возможные/последующие приписываемые ему зверства следует считать ответом на боярские измены и народную косность. ГГ с ним прекрасно поладил, несмотря на многочисленные интриги завистников.
2. Развернутой экономикой военного дела на Руси 16 века. Стоимость брони и лошадей, урожайность наделов, отношения с крестьянами, ТТХ конейи меринов... Интересно и убедительно. Автор явно изучил какую-нибудь монографию типа «военное дело на Руси 16 века». И м.б. не одну. Профессиональный историк найдет, наверное, массу ляпов, да и мне некоторые рассуждения не кажутся убедительными — вряд ли стоит оценивать эффективность поместного войска, опираясь на реалии разоренной набегами Тулы. Регулярная армия, конечно, лучше, но — где деньги, Зин? ГГ добыл их разными читерскими лайфхаками, а реальной истории где их возьмешь? В конце-концов и в Европе, военное дело которой автор превозносит, были свои нищие дартаньяны и донкихоты.
3. Интересно решается проблема легализации «чужака». Скрыть свою необычность и сверхуспешность ему не судьба, так его
4. Кроме приключений Андрея как бы Прохорова регулярно вставляются сцены с беседами Ивана Васильевича Грозного, его жены, папы Римского, султана Сулеймана и многих других людей попроще. Это создает общее понимание картины мира читателем, понятно, что откуда и кому надо. Несколько ,т.е. сюжетных линий, выходит как бы эпопея.
В общем, энергично, динамично, напористо. Ланцов всегда так пишет, ничего неожиданного.
Что мне реально не понравилось, так это стилевая эклектика. Например, режет ухо выражение «волосатый мопед» как синоним слова лошадь. Периодически автора пробивает на такой юмор и этот мопед повторяется по десять раз на трех страницах. Потом полкниги все нормально — лошади, мерины, меринки и т.д. И еще многовато авторских отступлений с отсылками в 21 век и пространных примечаний. Информативно, но не позволяет вжиться в эпоху. Постоянное ощущение, что смотришь чужую игру на экране и это смазывает эффект сопереживания. Вроде бы история, а вроде бы и нет. Стилизация сплошная.
Поэтому только 5, хотя это далеко не худший роман про засланца в прошлое.
Dart3180, 31 октября 2023 г.
Обычное мэри сью с попаданчеством и мелким прогресом . Начало вроде нормальное ,а дальше хрень . Но кстати есть интересные моменты , а особенно исторические
mputnik, 19 ноября 2022 г.
Хороший цикл. Бравурно — выпендрёжно — авантюристичный. Попаданческие фенечки оформлены более чем эффектно, на уровне сочного коллективного ржАча. Типа ответа попаданца в «Мы из будущего» из подвала гауптвахты на вопрос часового «чего молчишь» — «Абонент временно недоступен».
Ежели ты, уважаемый потенциальный читатель, склонен воспринимать обязательства автора соответствовать требованиям потенциальной аудитории, ориентирующейся на шильдик «попаданческая Фантастика», то — не сомневайся, вот Она, перед тобой.
Ну, и прочие приятные параллельные бонусы типа адекватности литературной, познавательности историографической, жесткости бизнесОвой а-ля «self-made» — все тут. Полный комплект
webstranger, 20 августа 2021 г.
Отличный экземпляр моего любимого жанра попаданца-прогрессора исторического да ещё в любимые средние века. У Ланцова уже есть несколько циклов этого жанра и весьма недурного качества — Лжедмитрий, Ярослав Умный, Иван Московский, но в этом автор небезуспешно пытается выйти на новый уровень. Как и в Лжедмитрий\Иван Московский (или «Царь Фёдор» Злотникова) попадание в подростка позволяет обыграть ассимиляцию во времени и начать рост, но чтобы задача стала ешё более нескушной вместо попадания в царевича рецепиент отстоит довольно далеко от власти. Из произведений этого жанра на ум приходит только замечательный цикл «Отрок» Красницкого — как и в нём ГГ предстоит набрать силу во всех смыслах, убедить окружающих воспринимать себя серьёзно несмотря на возраст и позволяет автору показать динамику трансформации личности ГГ.
Характер и знания ГГ автор не списывает с себя, а вплетает в образы других действующих лиц (тоже совсем не плоско-картонных), что позволяет образу развиватся.
Прогрессорство заявленно ограниченное — ГГ жаждет не выделятся и точно нехочет менять эпоху стремительной НТР, но локально для себя пользуется целевой подготовкой прогрессора именно для этого периода — т.е. исторически-технологически должно быть выверено. Также предполагается точная историчность в целом (проявляющаяся в виде экскурсов в РИ и сносок).
С развитием серии прогрессорство плавно нарастает, но не выплавкой стали в промышленных масштабах и прочими «кованиями пулемётов в каждой кузне», а умеренным применением новых тактик и вооружений вполне соответсвующих технологическому уровню времени-места...
Политика, прогрессорство, боёвки\отношения хорошо сбалансированы, цикл идёт ровно и заставляет с нетерпением ждать продолжения (на данный момент активно пишется 4й том)
Короче очень рекомендую любителям жанра
Махновец, 13 октября 2021 г.
После отзыва webstranger, по этому произведению, и добавить нечего. В книгах М.Ланцова, представленного жанра, меня подкупает непредвзятый, на сколько это возможно, взгляд на Историю в целом и историческую «науку» в частности. Историческая «наука» опирающаяся исключительно на письменные источники не более чем «продажная девка политики». Летопись без проведения лингвистического анализа, исследования бумаги, чернил, изображений, всего что может пролить свет на её подлинность, не более чем образчик литературного творчества, часто в жанре фентези. Ланцов пытается исследовать историю и как технолог (в том числе и агротехнологии), и как криминалист, и как климатолог... По-моему, получается.