Сосукэ Нацукава «Кот, который любил книги»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези ) | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое | Лирическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Восточная Азия ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Старшеклассник Ринтаро Нацуки собирается закрыть букинистический магазин, который унаследовал от любимого дедушки. Но однажды самым обычным днем среди стеллажей появляется говорящий кот по имени Тигр.
Он увлекает подростка за собой в захватывающее путешествие, цель которого — спасение книг. Сначала от интеллектуала, запирающего сотни томов в шкафу, затем от профессора, маниакально кромсающего страницы ножницами… Что ждет юного Ринтаро и его подругу Юдзуки на этом пути и как им спасти все книги, оказавшиеся в опасности?
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги - Магический реализм года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Avtomosha, 26 марта 2024 г.
!Здравствуйте, Уважаемые Книголюбы!
Хочу поделиться с вами своим, хотя и субъективным, но мнением о книге про кота, который любил книги. Если честно, то книга Сосукэ Нацукава была куплена дочери, т.к. ей очень понравилась обложка, картинки и то, что тут есть животные. Поэтому мое знакомство с этим произведением проходило в два этапа:
1) – читала моя дочь и делилась своими мыслями/рассуждениями о поступках главного героя Ринтаро, где-то она была с ним согласна и поддерживала, а где – то считала, как и один из оппонентов Ринтаро, что книги должны быть легкими для восприятия, хочу сразу отметить, что ребенку 10 лет было на тот момент =)) Также, скажу, что в итоге книга дочери понравилась и именно она поставила оценку «9».
2) – когда через пару лет я наткнулась на эту книгу на своей полке и решила, а почему собственно и не прочитать …
Сюжет на много интереснее и сложнее, чем покажется на первый взгляд, т.е. если не судить, как моя дочь, только по обложке.
В истории представленной нам автором на первый план выносится тяжелое эмоциональное состояние подростка после смерти дедушки, который по сути был ему всей семьей. Главный герой очень замкнутый в себе мальчик, живущий в мире книг, по-настоящему любящий книги. Ему сложно контактировать со сверстниками, поэтому у него так мало друзей / знакомых, только Акиба и Сае. Зато Ринтару знает практически все книги из лавки Нацуки.
Но все меняется с появление кота Тигра в жизни Ринтаро. Появляется смысл – спасать книги. Что помогает выйти из того состояния, в котором он находился после потери близкого человека. Цель помогает раскрыться главному герою, показать свою силу.
Произведение лишний раз нам открывает глаза на то, как издательства подходят к процессу выбора книг для запуска их в печать.
Странная логика, подумал Ринтаро, Тут явно какой-то скрытый смысл.
- Именно так, -улыбнулся президент, — Мы продаем книги вовсе не для того, чтобы дать читателю знания. Мы выпускаем книги, которые людям нравится читать. Меня не интересуют книги, в которых есть идеи, философия — словом, то, что, как считалось раньше, нужно передавать из поколения в поколение. В том числе эзотерические откровения или жестокая правда жизни. Ныне общество не нуждается в подобных книгах, они не будут раскуп- лены. Издателю не нужно знать, что необходимо сказать миру. Ему нужно знать, что этот мир хочет услышать. Вот что нужно понимать.
- Послушайте... Вы говорите ужасные вещи.
- Ну раз ты это понимаешь, то ты умный мальчик. Выдающийся! — Президент со смешком взял со стола пачку сигарет и закурил.- Но это правда жизни. Именно так мы получаем хорошую прибыль.
Правда, для главного героя такой подход был за гранью понимания. Ринтаро просто никогда не задумывался об этом. Как и многие книголюбы современности, которым не столь важна обложка и легкость, как сказала моя дочь, как содержание, над которым хочется поразмыслить и ощутить послевкусие после прочтения.
-Никому не интересны истина и этика. Все устали от жизни и жаждут просто развлечения или душевного покоя. Чтобы выжить в таких условиях, книга должна меняться. Ничего другого ей не остается. Продажи- это все. Даже самый гениальный шедевр канет в Лету, если он не будет продаваться.
Если бы речь шла об очаровании и ценности книг.. О, тут Ринтаро мог говорить часами! Но то, о чем говорил президент, было за гранью понимания. Ринтаро просто никогда не задумывался [/spoiler]об этом. И вообще, мир, с которым он столкнулся сейчас, был для него совершенно чуждым и незнакомым.
Это тоненькое и в принципе легкое для чтения Произведение, ведь слог автора или благодаря переводчикам, очень хорош, на самом деле заставляет нас задуматься о многих вещах таких, как сопереживание, ценности книги, о том, что дают нам книги во время чтения. Ведь кому — то они дают покой, кому –то всплеск — адреналин, кому –то бурю положительных эмоций, но самое главное они несут в себе знания.
-А может, книги учат любить? Думать о людях? Учат нас милосердию, сочувствию?
Он сказал это совсем тихо, однако слова его тут же подхватило веселое эхо.
-В книгах запечатлены мысли и чувства многих людей. Их страдания, радости, смех.. Прикасаясь к мыслям этих людей, мы проживаем их жизни вместе с ними, мы понимаем их души. Души Людей, которых мы даже не знаем, которые живут в совершенно другом мире. Мы можем почувствовать это
- Если вы пытаетесь забыть, то я напомню! Я скажу громко! Сострадание и милосердие- вот в чем сила книг! В умении сопереживать и сочувствовать!
Поэтому я соглашусь с поставленной ребенком оценкой, но немного по другим критериям.
Стоит ли читать? Да, если вам хочется поразмыслить. но у таких книг должно быть свое время…
strannik102, 17 ноября 2024 г.
— Если читать легко, это означает, что ты читаешь то, что тебе уже хорошо знакомо. Если читать трудно — значит в книге написано что-то новое для тебя (цитата из книги)
Эта сказочно-мистическая история является просто формой выражения беспокойства. Беспокойства автора положением дел с книгами. Точно такого же, какое испытывают многие книголюбы и библиофилы, заядлые читатели и собиратели-хранители книг. И автор отправляет главного героя этой книги в своеобразное путешествие в миры, весьма отдалённо соотносящиеся с реальностью. Но одновременно являющиеся отражением этой самой реальности.
Путешествий этих несколько. По числу глав в этой совсем нетолстой книге, т.е. всего четыре. И каждое путешествие связано с той или иной совершенно конкретной проблемой. Отнюдь не книжной, но с книгами связанной. Так, в первом путешествии Ринтаро — так зовут нашего героя, ученика старшей школы — встречается
Второе путешествие отправляет Ринтаро в некий «НИИ», занимающийся изучением всего связанного с чтением. И заодно с оптимизацией этого процесса.
Тут же есть и критика так называемого скорочтения, и опять-таки кое в чём автор прав, иной раз и правда просто пробегаешь страницы книги, не вчитываясь с слова и предложения, а просто «узнавая» их и понимая, о чём там в целом речь. Тут и я грешен, чо уш там. Но при встрече с настоящими литературными шедеврами и мастерами литературной речи, типа Гоголя, Славниковой и т.п., сознательно замедляешь темп «считывания» текста и начинаешь читать книгу с внутренним проговариванием, наслаждаясь и кайфуя.
В третьем путешествии Ринтаро сталкивается современным книгоиздательским бичом. Т.е. со стремлением
И, наконец, в последнем путешествии Ринтаро оказывается перед выбором:
Всё это изложено языком, скорее ориентированным на подростков и юношество, однако и читатель вполне солидного возраста (типа меня) вполне сможет оценить те нюансы размышлений и доводов, которым в книге вовсе не единичными. И фантастическая форма вовсе не мешает и самому кое о чём подумать.
anka_hobby, 4 ноября 2024 г.
Ринтаро — хикикомори, живущий в книжной лавке Нацуки с горячо любимым дедушкой. Жизнь подростка меняется, когда дедушка умирает, а сам Ринтаро вынужден продать книжную лавку. Но внезапно появившийся в магазине говорящий кот увлекает парня в опасное путешествие, цель которого — спасение книг.
Сказка скорее для среднего школьного возврата с открыто подающейся моралью и очень маленьким антуражем самой Японии. Видимо книга была рассчитана больше на европейский круг читателей, потому что среди многочисленных упомянутых авторов в произведении встречается лишь один азиатский. А я надеялась узнать побольше о каких-то японских классиках или интересных работах, но герои читают вполне обычные для нас книги и никакой восточной литературы не упоминают.
Кот хорош, как и лабиринты, и обитающие в них злодеи. И пусть мораль лежит на поверхности, она очень хорошо перекликается с нынешним миром — скорочтение, быстрое получение новой информации; упрощение историй для популяризации их широкому кругу; издание книг ради издания, а не ради литературы.
Понравилась аналогия про души и конечно сам кот, который любит книги) Если Ринтаро и его подруга оказались довольно типичными для такой истории, то кот Тигр превзошёл мои ожидания своей бесцеремонностью, своенравием, правдой в лоб и небольшим сарказмом, получился истинно говорящий кот.
Книга скорее напоминает своим масштабом повесть, чем полноценный роман, а еще содержит яркие иллюстрации.
Теплая история с прямыми отсылками на книжную реальность, которая не смотря на свой возрастной диапазон школьников, все равно рекомендуется для всех любителей книг.
qkd, 4 сентября 2021 г.
Хорошая книга, которая станет не только украшением вашей библиотеки, но и новым приятным знакомством. Роман, который научит или поможет вспомнить, что во всём, ценить и любить стоит не только обложку, но и содержание. Мне она ещё помогла осознать и выразить то, чем я давно зрел, но не видел места и повода поделиться.
Книги с самых первых дней присутствуют в жизни человека. Сначала они такие же маленькие и не умеющие говорить, являющие собой сплошные картинки, слегка разбавленные чёрными чёрточками, которые нам ласково переводят и читают родители. После, научив нас читать, старшие, знакомят уже с другими, повзрослевшими и более серьёзными произведениями. В то время как мы становимся способны сами выбирать, что нам почитать, мы умудряемся встретить плохие и бездарные книги-личности. А ведь каждая, даже странично-строчная встреча изменяет нас. Обязательно пройдя через это, мы продолжаем искать и надеяться найти идеальное чтение. Чтение – общение, с книгой, являющейся настоящим другом, который никогда не предаст и всегда будет рядом.
Но всех книг не перечитать, как и не познакомиться со всеми людьми. Более важно определить для себя «свои» книги, так же как мы стараемся окружить себя «своими» людьми. Ведь книги, как и люди, бывают захватывающими и нудными, такими, что невозможно от них оторваться, или едва хватит воли их осилить. Держаться их или бросать – сложный выбор. Есть в жизни место и для книг, которые просто необходимо прочитать и невозможно не перечитать.
Тут обязательна разборчивость, избирательность и добрый совет, потому как в каждую книгу вложены не только знания и опыт автора. В любое произведение автор вкладывает время, силы и душу. Именно поэтому каждая книга жива и настолько сильна и сложна, насколько этими качествами обладал её создатель.
Пожалуйста, помните, что у всех книг, как и у людей есть характер и душа, и далеко не важно, как они выглядят, какого цвета у них бумага, яркие ли у них мысли и иллюстрации. В книгах важно другое — это уникальный опыт поистине разнообразного общения, вложенный смысл и посыл. А знаете, в чём нуждаются сами книги? Ответ прост. Во внимательном прочтении и вежливом человеческом отношении.
olga.sb, 6 августа 2022 г.
Хотя я бы поменяла название на: Кот, который любил классическую литературу. Потому что здесь пламенно осуждается развлекательный ширпотреб вроде фантастики (в книге, написанной в этом жанре. Ой, все). Это какой-то новый уровень: осуждать то, о чем пишешь. Я еще на филфаке искренне недоумевала от этой насаждаемой ненависти к некоторым жанрам. Мол, хороша только классика, а детективы и фантастика – фу-фу-фу. При таком подходе вы не можете говорить, что любите книги. В общем, очень сильно покоробили эти наезды.
Как, наверное, понятно, из трех глав, где герой переубеждает трех отщепенцев, я согласилась только с первым выводом: гнаться за количеством прочитанного бессмысленно, если не пропускаешь книги через себя. И то знаю нескольких людей, которым ну вот неинтересно перечитывать, или ну любят они себе челленджи ставить. Так и на здоровье, как по мне. Но нет, здесь это приравнено к пленению книг и резко осуждается. По второму пункту, скорочтению и упрощению классики в более легком варианте, я и вовсе в корне не согласна с декларируемым выводом: запретить! Изгнать подлецов! Сжечь на костре! Ведь они режут книги! Я же считаю, что нужно понимать смысл: например, редакторам важно из сотни книг выбрать интересный сюжет и разглядеть стиль автора. Да и в таких упрощенных книгах многие видят любопытную идею и приходят почитать оригинал. Несомненная польза! А по третьему выводу, что книги продавать нужно только умные и обучающие, это и вообще капитальный снобизм! Если читатель голосует рублем за детективы, что плохого в их продаже? Я например под разные настроения разные книги люблю. За что автор хочет лишить меня возможности расслабиться? Негодую!
К слову, один топ-менеджер крупного издательства (не буду называть имен) считает, что пользу приносят только пособия, а худлит и вообще нужно запретить. Но почему один человек решает, что правильно? Дайте нам выбор! Мне лично еще в школе надоело, что в меня пихают насильно выбранные не мной книги (хотя на минутку, читать я очень любила, только брала в библиотеке).
В общем, я сильно возмущена однобоким мышлением автора, и хотя тема про книги мне очень близка и вообще люблю овеществленные метафоры, как здесь, но запихнуть в глотку свои выводы – это очень спорный момент. Жаль, такая идея впустую пропала.
Последние же главы и вообще лишние, они стоят наособицу и рассматривают слишком абстрактные понятия души у книги. То есть, их еще и читать надо с чистыми руками и помыслами. Короче, автор явно решил просвещать необразованную массу и считает себя самым умным. Ну-у… Как учитель литературы точно знаю: насильно полюбить книги не заставишь. Отдельно отмечу постоянную смену настоящего и прошлого времени, что утяжеляет чтение и является стилистической погрешностью.
KROKS, 11 ноября 2022 г.
Говорят, каждая книга чему-то учит. Собственно об этой (немного устаревшей) парадигме сакрализации печатного текста идет речь в этой книге, только для читателей среднего школьного возраста и средствами художественной литературы. И, как ни странно, она действительно научила меня одной вещи: не стоит читать книги не по возрасту! Или, по крайней мере, не стоит возлагать на такую книгу особых надежд, следует рассматривать ее только с профессиональной точки зрения как знакомство с новинками для рекомендации соответствующей аудитории.
Книга — явный оммаж Экзюпери, о любви к которому автор заявляет в самом начале, скроенная по лекалам Маленького принца. Однако, когда герою пафосно изрекают очередную прописную истину, а авторский голос заявляет, что тот ничего не понял, читателю приходится остановиться и (дабы подавить желание стукнуть героя головой о стену) напомнить себе, что ему 15, а тебе уже давно нет.
Книгу мог бы оживить образ котика, но он шаблонный, к тому же выполняет лишь функцию проводника, с которой здесь могло бы справиться что угодно, например, мистическое радио. Замени кота на что-то другое, ничего не изменится. Да и не герои вовсе главные в этой книге, а философия. И это тоже Маленький принц.
Хорошо написанная, светлая, воздушная книга. Ее мысли будут полезны, когда тебе 14, и избиты, когда 18.
Художник, 21 декабря 2021 г.
Детская история по-японски просто и лаконично рассказывает об актуальных ныне проблемах, как-то: мало читающие люди, читающие быстро и бездумно, читающие много разного на скорость, чтобы похвастаться и побежать дальше за новым никем не читанным как многие книжные блогеры, читающие исключительно тоненькие книжки или сильно сокращенные, о месте человека в жизни и места магазина с бумажными книгами в современном мире. Так как Япония на острие прогресса, там уже давно, видимо, такая проблема, и они как всегда стараются обойти её острые края, начиная разъяснения в приключенческой манере с детско-юношеского возраста. Причём сразу вываливая на неокрепшую психику все возможные проблемы вселенского масштаба на фоне личностных трагедий, такое японское клин клином. Говорящий кот – в целом второстепенный персонаж, проводник осиротевшего мальчика по этому книжному квесту. Книгу приобрела из-за красивой обложки (издание вообще хорошее – твёрдый переплёт, цветные обрезы, иллюстрации). Написано неплохо, текст для молодёжи, для меня в ней ценности уже нет.
Werlioka, 21 сентября 2021 г.
Ринтаро Нацуки — обычный японский школьник, ничем не выдающийся и не примечательный. Разве что, он больше других детей любит книги и сторонится общества сверстников. Все свободное время Ринтаро проводит среди книжных полок букинистической лавки деда — единственного его родственника. Но дедушка умирает, и Ринтаро остается совсем один. Его ждет переезд к дальним родственникам, а лавке грозит закрытие. В один из этих невеселых дней в магазин к мальчику приходит рыжий кот и со свойственной котам наглостью заявляет, что тот обязан отправиться в Лабиринт и спасти пойманные в плен книги...
Интригующе, не правда ли? На этом месте поклонники Четверг Нонетот и Хильдегунста Мифореза непременно должны заинтересоваться. Увы, поспешу вас расстроить: книга разочаровывает абсолютно всем. В первую очередь, здесь слабый авторский язык. Абсолютно блеклый, он не дает погрузиться в чтение с головой. Диалоги между героями натужны и неестественны. Порой в повествование вклиниваются неожиданные флешбэки, чтобы также внезапно закончиться.
Кроме самого Ринтаро, мы знакомимся с его одноклассницей Саё и семпаем Акибой. Все персонажи картонные и не вызывают к себе ни интереса, ни сочувствия. И если присутствие Саё еще оправдано, то для чего в сюжет введен Акиба вовсе не понятно. Создается впечатление, что автор планировал сделать главному герою двух спутников (три Лабиринта — трое ребят, было бы логично), но в процессе отбросил эту идею. В результате функция Акибы, как персонажа, вообще не ясна.
Сюжет романа довольно прост, но это не главная беда — даже ничего в нем не меняя, иной писатель создал бы увлекательное произведение. Главный же недостаток романа — отсутствие атмосферы. Тот же «Город мечтающих книг» Вальтера Моэрса не блещет сюжетом, но в какой же восхитительный мир нас погружает автор! Читатель словно сам блуждает по старинным букинистическим лавкам и вдыхает аромат пыльных книг! В «Коте...» же книги — это картонные декорации, пустышка, не вызывающая эмоций. Удивительно, как можно было из таких «вкусных» ингредиентов создать столь невзрачное повествование.
Есть еще один момент, который может расстроить отечественного читателя. Книга написана японским автором и события ее разворачиваются в Японии, но ожидать от нее национального колорита и фольклора не стоит — их там нет. С тем же успехом события могли бы происходить в любой стране мира. Это нельзя считать объективной претензией к книге, но кого-то из читателей данный факт разочарует.
Уже ближе к концу автор вводит очень любопытную концепцию: книги, которые прочитало множество людей, впитывают их эмоции и переживания, делая частью своего характера. Книги обретают души, и души эти тоже могут страдать. Замечательная идея, которую автор мог развить широко, но, к сожалению, не стал этого делать.
Разумеется, в конце наших героев ждет победа — Лабиринты будут пройдены, книги — спасены, а Ринтаро изменится к лучшему и научится ценить дружбу. Посыл романа вполне ясен и многократно проговаривается самим Ринтаро: в книгах надо ценить содержимое. Ценны не красивые обложки, не тысячи книг в коллекции, не твой статус начитанного человека, а сами произведения. Иронично, что идею эту пытается донести книга, самая прекрасная часть которой — обложка.
Кто-то может возразить, что книга-то детская, и придираться к ней с высоты читательского опыта взрослого человека нельзя. Но я сторонник философии, что «для детей надо писать так же, как для взрослых, только еще лучше». И если слабый сюжет я простить могу, то отсутствие стиля и атмосферы — нет.
Mef, 3 ноября 2021 г.
У старшеклассника Ринтаро Нацуки умер дедушка и ему в наследство достался старый букинистический магазин. Нацуки собирался было закрывать его и перебираться к тетке, как вдруг к нему пришел кот по имени Тигр и сказал, что им нужно срочно спасти книги. Так как самого детства он был окружен книгами и любил их всем сердцем, отказать коту он не смог. И это привело его к странным приключениям, которые изменили и Нацуки и его отношение ко многим вещами.
Если коротко, то это аниме чистой воды. Только в букве. События, герои и диалоги, как будто сошли с экрана. Так что, если вдруг, вы не поклонник жанра, то книга вам совсем не зайдет. Что же до основной идеи, то она, то же не нова. Книга умирает как вид. Ее вытесняют электронные читалки. Люди стремятся прочитать как можно больше, совершенно не заботясь о том что они читают. Все чаще и чаще можно ознакомиться с кратким пересказом книги. И об этом рассуждает Нацуки и персонажи с которыми он сталкивается. Но вместе с тем нам говорят — не прячьтесь от внешнего мира в книгах. Настоящая жизнь она вне книг.
Если честно, то я не могу четко сформулировать мысль. Могу лишь сказать, что после окончания меня накрала волна спокойствия, удовольствия и эйфории. Последний раз у меня такое было после прочтения книги Эрленда Лу «Наивно. Супер».
Вот и про «Кота», я могу сказать. Наивно? Супер!