Вук Задунайский «Сказание об ослеплённых королях»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Психологическое | Религиозное (Христианство (Православие ))
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Невероятные испытания, обжигающая страсть, людская любовь и ненависть выпали на долю юной византийской принцессы Симонис. Совсем маленькой девочкой из уютных дворцовых покоев Константинополя попала она в жестокий мир междоусобных распрей балканских королевств.
Станет ли хрупкая красавица-ромейка безвольной игрушкой в руках судьбы? Или сумеет отстоять свою честь и воплотить в жизнь известные только ей пророчества?
Входит в:
— цикл «Балканcкий венец»
— антологию «Наше Дело Правое-3. От легенды до легенды», 2011 г.
— сборник «Балканский венец», 2012 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nadia Yar, 25 октября 2011 г.
Четырнадцатый век: византийская царевна Симонис (Симонида) обещана в жёны варварскому принцу, сыну грозного короля сербов Милутина. Юная византийка, этот обласканный роскошью и культурой дряхлой ромейской империи ангел, попадает в Сербию, край жёстких, гордых и сильных людей, чтобы пережить там всё, что положено пережить на земле человеку, и, пустив в эту землю корни, полив её и слезами своими, и кровью, стать истинной, вечной в ней королевой.
This is it. Это оно и есть — та красивая мощная вещь, которую ожидаешь от такого большого, громкого сборника. Может быть, даже лучше. Если так дальше пойдёт — а это второй текст «Балканского венца», который я читаю — на выходе у Вука получится что-то чрезвычайно сильное, и это будет замечено далеко за пределами Ф-и-НФ-фандома. Во всяком случае это «Сказание» бьёт наповал. Воссозданные будто старинным золотым пером, что плетёт волшебную вязь, перед читателем оживают люди старых времён — какие тогда жили люди! и как мы, и не как мы, злодеи, жертвы, грешники, святые, а между ними гиганты, тот же король Милутин — ландшафты, веры, народы, войны... Целая эпоха в том легендарном и роковом регионе, дающая, кстати, возможность понять, почему история Балкан — и всей Европы с ними — пошла именно так, как пошла. Здесь эпоха — и люди. История глазами её героев.
Всё в этой повести улеглось на своё место, ничему нигде не тесно, материал не торчит. Язык «Сказания» одновременно стилизован под старину и современен, он лучше, чем в «Сказании о сестре Софии и падении Константинополя». Всё очень ярко, живо, пластично и плотно, причём _не_ сверхплотно. Материал не взрывает рамки произведения, всё влито в форму, отточено, в самый раз. Текст приковывает и затягивает, я его дочитала уже под утро, никак не могла оставить. Очень уж интересно было. Поначалу показалась немного не в тему сакральная арка, объединяющая прошлое с настоящим, но нет, всё это также на своём месте. Рефлексия истории и исторических смыслов через взгляд современника удалась. Автор великолепно справилась с горным массивом своего материала, и на выходе — интереснейшая вещь, кровавая и трагическая, как настоящая хроника старых времён — но и свободная, светлая. Провозглашение одновременно мистического детерминизма истории, рок народов и человеческих судеб — и, через сознание и приятие Провидения, освобождение от всего этого. Душа вырастает в вечность, откуда святые грядут в свободе и силе и славе к концу времён. В финале героический солдат КФОР, наш современник, получает в дар отблеск грядущей вечности — чудо. В «Сказании об ослепленных королях» звучит сакральная струна, в чём-то схожая с библейскими. Здесь непосредственно сознательно намечен, близок настоящий прорыв к Небу.
Raymond, 23 октября 2011 г.
Последнее «Сказание» Вука Задунайского — повествование о природе власти и ее границах. Четко обозначенные приоритеты Милутина идут во благо государству, но чаще всего за счет близких людей. Его юная супруга, византийская принцесса Симонис, поняла это достаточно быстро для своих лет и поднялась над собственной обидой и растоптанной любовью. Эта книга о том, как мало и как одновременно много значит человеческая жизнь с точки зрения истории, и как поступки отдельных людей оборачиваются многолетним проклятием целого народа, спасенного когда-то чьим-то волевым решением.
Милутин — образ крайне противоречивый. Сильный, властный и никогда не сомневающийся в целесообразности собственных решений персонаж оказался способен и на сильные чувства, и на прощение — «тронули рассказы эти суровое сердце господаря, решился он возвратить сына». А позже признал вину и перед женой и перед сыном, чье возможное счастье он разрушил своим же решением. Но проклятие рода уже изжить просто так было невозможно. Дорогой ценой были оплачены мир и благополучие Сербии. И хватило их ненадолго...
Тем не менее Сказание не только предупреждает, оно еще и учит...Учит ответственности за свои решения и способности предвидеть. Ибо перед лицом вечности будут иметь значение не только сиюминутные цели и стремление защитить свой народ, но и то, с каким сердцем ты подходил к решению этих вопросов. И как ты использовал дарованную тебе небом власть. Во благо или на погибель. Иначе воздаяние,хоть бы и длиной в пять веков, неотвратимо.
Эндер, 1 декабря 2011 г.
Стилистически безупречная, написанная великолепным языком, задевающая глубокие струны в душе печально-величественная повесть о прошлом и настоящем братского сербского народа, о любви и предательстве, о правде одной и правде абсолютно противоположной, о силе власти и бессилии властителей... О сиюминутном и вечном. Настоятельно рекомендуется к прочтению. Огромное спасибо Вуку Задунайскому за это произведение!
STPAHHIK, 25 августа 2012 г.
У Вука традиционно получилась хорошо написанная интересная история. Только один минус — фантастический элемент практически отсутствует.