Михаил Шолохов «Свет и мрак»
Входит в:
— статью «Свет и мрак», 1949 г.
— сборник «Слово о Родине», 1970 г.
— сборник «Россия в сердце», 1975 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 5 апреля 2021 г.
Не знаю, откуда этот отрывок, да есть у меня и сомнения, что это отрывок откуда-то, а не отрывок в значении «зарисовка». А тут именно зарисовка – такой вот короткий момент жизни, несколько минут, увиденных рассказчиком на полевом стане. И нет, в общем, в нём ничего из категорий сюжета, интриги, действия. Но его приятно читать из-за того, как сочно, живо написано. А ещё как всегда у Шолохова, прекрасное описание природы – буквально песня, а не описание.
И тут – удивительно – как-то ярко подумалось о реальности. Ведь что-то есть совсем похожее – то ли люди не меняются, то ли реалии нынешние стали вдруг ближе к концу сороковых годов прошлого века… И даже полевые станы всё ещё есть – знаю, видел, знакомые там работают, только вот общество уже не делает из них героев, и «офисный планктон» теперь приятней для читателя, чем работяга, трудящийся в «хозяйствах» (а не в колхозах). А их разговор… Ведь если его разложить. Вот чтение газет, в которых помпезно о достижениях – можно соотнести с новостными программами сейчас. Вот слово «американец» ставшее практически ругательством – а сейчас не так же, хотя есть и более злое – «либерал». И историю выпрыгнувшего из окна американского министра обсасывают не меньше, чем только что упавшего на трапе американского президента… Но это всё меркнет, когда старик вспоминает про новые налоги – как же, удивляется он, говорят, сажайте сады, сажайте, а потом описывают каждое плодовое дерево и взимают за него налог?.. Над стариком, конечно, смеются, ведь выпрыгнувший в окно министр-американец – новость более насущная… А сейчас не так же?
Это ли хотел показать – несоответствие, насторожившее старого человека – не знаю. Но по мне оно как-то весьма хитро укрылось в удали и веселье молодых ребят, в этом живом и сочном языке их; незаметно оттенило пафос и неизменное обращение к словам Ленина (куда ж без этого?) во вступительной части «отрывка». Ведь автор ещё с «Тихого Дона» умел показывать не то, что надо, а то, что есть.