Сергей Снегов «В полярной ночи»
Первый роман Сергея Снегова, написанный почти за десять лет до его обращения к фантастике, рассказывает о жизни и работе людей, строящих в Заполярье металлургический комбинат. Действие происходит во время Великой Отечественной войны, осенью 1942 и зимой 1942–1943 года. Будучи заключённым Норильлага, Снегов сам участвовал в подобном строительстве — но только не в вымышленном городе Ленинске, а в Норильске.
Таким образом, это классический советский «производственный роман». Однако то, что он написан по собственным впечатлениям автора, прожившего в Заполярье почти двадцать лет, без сомнения, выделяет его из множества книг этого жанра. Единственная немаловажная особенность подобного рода строек, которая не вошла в книгу — то, что они осуществлялись не в последнюю очередь силами «зэков», но, разумеется, написать об этом в 1950-е годы автор не мог.
Первый роман Снегова «В полярной ночи», опубликованный в «Новом мире» (1957),
В полярной ночи: роман / С.Снегов // Новый мир. – 1957. — № 4. – С.32-74; № 5. – С.21-97; № 6. – С.34-103; № 7. – С.114-116.
Ан. Дремов. Покорители Арктики (рецензия на роман С. Снегова «В полярной ночи») // журнал Молодая гвардия № 7 1961, с. 301-302
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 5 ноября 2019 г.
Классический, в лучших традициях советской литературы, производственный роман. Никаких боевых действий, совсем немного экшена в самом конце, никаких расследований, но тем не менее, читается с большим увлечением и волнением, чем большинство детективов и боевиков. Автор прекрасно изобразил героические трудовые подвиги, которые для победы были не менее важны, чем боевые действия на фронте.
Прекрасно прописаны и характеры — очень быстро начинаешь симпатизировать им и сопереживать, наблюдая за их проблемами, сомнениями и развитием. Естественно, заботы у них разные, кто-то решает сложнейшие производственные задачи, кто-то хочет получить хотя бы капельку любви в это сложнейшее время, а кто-то растёт над собой и становится настоящим Человеком.
А персонажи здесь реально геройствуют, проявляя чудеса изобретательности, выкручиваясь из самых тяжких производственных проблем и на ходу совершая открытия, чтобы любой ценой, в самые наикратчайшие сроки выполнить правительственное задание, от которого будут зависеть жизни тысяч и тысяч людей на фронте. И надо понимать, что трудятся и строят они в тяжелейших климатических условиях, при вечной мерзлоте, морозе и бурях. При неразвитой ещё транспортной сети и в условиях жесточайшего дефицита всего, чего только можно представить. Моё скромное мнение — роман этот должен быть внесён в золотой фонд классики отечественной военной литературы, как одно из лучших художественных описаний трудовых подвигов.
vgi, 20 апреля 2013 г.
Продолжаю читать реалистическую прозу Сергея Снегова.
Интересно, что это роман понравился мне больше, чем написанный Снеговым позднее (и, следовательно, более опытной рукой) «В глухом углу». Не знаю, в чём здесь дело. Быть может, в том, что тут автор писал от души, о том, чему сам был непосредственным свидетелем и участником (строительство Норильского металлургического комбината), а роман «В глухом углу» написан отчасти по чужим впечатлениям и под социальный заказ (абстрактная молодёжная стройка в Сибири).
Разумеется, в книге тщательно обойдена тема участия зэков в заполярных стройках, но поставить это в вину автору (который в описанное время сам был заключённым Норильлага) сложно — «Один день Ивана Денисовича» ещё даже и не написан.
И, да — Снегов в первую очередь силён описаниями процесса творческого труда. И не очень важно, идет ли речь о вводе в строй нового искусственного солнца на Плутоне или о запуске новой ТЭЦ в Заполярье. Именно эта его сильная сторона дала ему возможность сделать непростое дело — интересно и ненатужно (на мой субъективный взгляд, разумеется) написать производственный роман. Не знаю как кого, а меня увлекло, например, описание методов размораживания вечной мерзлоты под земляные работы...
Но не хотелось бы никого напугать — люди и их характеры в романе тоже занимают не последнее место. Очевидно, в этой книге Снегов поступил так же, как позднее сделал в своей знаменитой трилогии «Люди как боги». Никого не выдумывая, просто взял да и вставил в роман своих друзей и знакомых. И здесь это вышло даже удачнее — в конце концов, просто описать своего приятеля легче, чем представить его же, но в качестве командира межзвёздного крейсера или имперского разрушителя первой категории.
Ставлю роману семь баллов («неплохо» по моей шкале).