Сергей Снегов «Хрононавигаторы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Спасение мира | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Планета Гаруна поражена войной и раздвоением времени. Живущие в разных временных потоках населяющие ее расы отчаянно бьются за единственную реальную ценность — время. Хронобури и хроновороты, в основании которых время спрессовано в мгновение, а в устье воронки растягивается в вечность; деревья-вампиры, высасывающие из людей их жизненный срок; цикличное — то омоложение, то старение — бессмертие, приводящее к тому, что два последних бессмертных умирают: один — от впадения во младенчество, другой — от дряхлости... На эту планету в разгар войны попадает исследовательский хронолет землян, посланный на поиски истоков цивилизации. Но как бы ни были различны облики живых существ, законы нравственности, добра и справедливости едины — земляне вмешиваются в войну и спасают несчастную планету.
Две первые части романа издавались в виде отдельной повести «В фокусе хронобоя».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Povlastnich, 5 апреля 2022 г.
Дочитал роман сегодня. Проштудировав отзывы, я очень боялся разочарования, и оказался прав – я заглянул в бездну и бездна заглянула в меня, я страшно, ужасно разочарован. Отзывами и самим собой, что изменил своему правилу и читал их до самого произведения. Povlastnich, нельзя так! Нельзя сначала нудить, а потом читать!
А роман?
Великолепный!
Отличная интрига, которая нигде не провисает, всеобъемлющие, всеохватывающие образы чужих цивилизаций, почти притчевидный характер повествования, чуть ли не поэма в прозе, философия на пальцах для детей и для взрослых, персонажи, к которым очень подходит слово „очень“: очень романтичные, очень разные, очень речистые, каждый в своей манере, очень контрастные (особенно умиляет киборг Асмодей); по тексту рассыпаны мысли, которые хоть на постамент ставь. А уж слёзных моментов столько, что я боялся за сохранность книги, то и дело сморкался.
Сюжет хорошо описан в аннотации, а я – человек ленивый и больше всего на свете люблю, когда кто-то другой делает за меня свою работу с любовью. Добавлю пару пунктов:
Планета оказывается вполне земной и красивой, её населяют две могущественные расы, дилоны и рангуны. Их развитие определяет, в отличие от землян, не столько материальные потребности (и тем, и другим нужно меньше еды, воды и воздуха, чем людям) и борьба со стихиями природы (технология на достаточно высоком уровне), а борьба со стихией времени – в силу физического парадокса время на Дилоне циклично и обе расы по-своему бессмертны. Но у этого бессмертия есть изнанка, которая определяет их слабости.
Волею судеб земляне оказываются в центре конфликта между дилонами и рангунами, а также – друг с другом.
Чёрт, длинновато получилось. Видите, что получилось, чтение этой книги подняло во мне скрытые доселе целины трудолюбия. Надеюсь, Вам понравилось. Дальше будут небольшие спойлеры, но кто убийца — не скажу.
Обе расы считают себя представителями Высшего Разума и живут своей философией. Чуть более раскрыты дилоны, этакие змееобезьяны, которые во главу жизни ставят размышления и теоретизирование. Нация теоретических физиков, в общем, в которой для принятия в элиту общества нужно открыть закон природы, а затем опровергнуть его. Элита дилонов разделена на касты и классы по виду интеллектуальных задач, которые они должны решать.
Конструкторы Различий и Стиратели Различий – один пример, от которого я чуть со стула не упал. Одни ищут противоречия, другие их опровергают.
Эта своеобразная, нездешняя, чужая цивилизация описана так красочно, умилительно и с юмором, что в конце автор стёр все различия и дилоны стали для меня своими. Ничуть не хуже, чем, например, у моего любимого Хайнлайна, а в чём-то — даже лучше, более...по-человечески, с уважением, что ли.
У рангунов другая философия, описанная почти с такой же всеобъёмлющей, всеохватывающей доступностью.
Каждый герой переживает своё собственное превращение, на планете, где время идёт совсем не так, как дома, каждый из них становится самим собой, в контакте с неведомым разумом и высшими стихиями открывая в себе потайные ящики Пандоры, в которых как добро, так и зло. Самый сильный момент романа для меня – когда дилоны, желая познать внутреннюю суть пришельцев (язык они учат быстро), показывают им в „проникновенных зеркалах“ их будущее и обсуждают его. По мере развития действия это будущее наступает, но совсем не так, как поначалу представляется персонажам. Ну и собственно превращения. Когда Аркадий выносит Салану из леса безумия и впервые чувствует себя настоящим мужчиной, это захватывает дух так, что он вдруг проходит точку невозврата и Вы становитесь лучшим человеком.
Вернусь в цикличном времени к началу отзыва, к своему разочарованию общественным мнением. Речь персонажей, которую (кстати, и у других произведений автора) уважаемые коллеги называют пафосной, мне показалась вполне естественной для таких опасных и полных накала ситуаций, в которые попадают герои. В серьёзных семейных ссорах я слышал и говорил и не такое. ИМХО, автор просто показывает людей такими, какие они есть, со своими островами света и пятнами тьмы, а читатель узнаёт в них себя, а это иногда вдохновляет и возносит, а иногда — тревожит и теребит.
Физика в романе великолепна, всё — фантастика и всё — логично. Один из уважаемых коллег отметил, что автор путает понятия веса и массы. ИМХО, в данном эпизоде дилоны просто приводят пример своего диалектического мышления: один открывает природный закон, другой находит границы его применимости, а уж третий, по идее, должен идти к новому обобщению: например, сконструировать различие веса и массы. Я не хочу приводить весь эпизод, потому что это отзыв, а не сборник цитат, я иллюстрирую мысль, что мне авторская мысль кажется стройной, красочной и богатой.
Финал — жизнеутверждающий и обнадёживающий.
Мне понравилось не само спасение планеты, а то, как расы нашли общий язык друг с другом. Кстати, земляне здесь выступают не как миссионеры, а как посредники — они предоставляют дилонам и рангунам технические средства и план, в то же время никак не вмешиваясь в их культуру и не насаждая свои ценности, поскольку, как оказывается, ценности у всех общие.
Прекрасно и поучительно, смешно и серьёзно, красочно и камерно!
Сказочник, 9 декабря 2022 г.
Каждый раз читая Снегова, я очень четко осознаю одно: какой же Снегов идеалист! Так, как он, не пишет вообще никто. Человек, при всех невзгодах и перипетиях своей собственной судьбы, умел писать истории с настолько светлыми героями, что просто диву даешься.
В целом, это всё та же утопичная советская фантастика, максимально научная. которая время от времени прикидывается приключенческой.
Тимолеонт, 12 февраля 2020 г.
«Хрононавигаторы» — прямо-таки апогей одержимости Снегова тематикой разнонаправленного течения времени и взаимодействия с его различными потоками. Сложная тема, очень уж сильно она умозрительна и слишком легко запутать и себя и читателя в логических хитросплетениях и противоречиях. Меня вся эта хронотематика никогда особо не интересовала, поэтому основное внимание уделял теме «контакта» и взаимодействиям с двумя враждующими инопланетными видами. Снегову блестяще удалось создать по-настоящему необычные и интересные виды, которые кардинально отличаются от человека и по образу мышления, и по самим основам своего существования. И конечно же, земляне-пацифисты стремятся любой ценой преодолеть их извечную вражду и привести к мирному сосуществованию.
Но в особый восторг меня привела пародия на многих людей, предпочитающих додумывать всё самостоятельно, а не спрашивать, считая вопросы признаком глупости и неспособности к самостоятельному познанию мира.
bvi, 28 сентября 2018 г.
Несмотря на свою обычную любовь к космической опере, и здесь Сергей Александрович не упускает возможности поразмышлять о природе одного из самых загадочных проявлений мироздания – о сущности времени. Пожалуй, эта повесть собрала всё множество неологизмов, которые начинаются словом «хроно-», их там штук семьдесят! Мысли спорные и неоднозначные, но ведь такие и нужны в фантастической повести! А пищи для размышлений эта вещь даёт много, в чём и заключается её ценность.
Кунгурцев, 19 сентября 2014 г.
Во многом клон самого известного романа автора «Люди как боги», только значительно короче, но, несмотря на это, куда слабее. Вместо галактических просторов – одна планета, вместо звёздного флота – один корабль, четыре человека и один кибер, вместо галактов – дилоны, вместо разрушителей – рангуны. Довольно занудный стиль и легко предсказуемый финал. Научные идеи возможно и оригинальны, но это не спасает. А все рассуждения о вреде бессмертия, как в этой книге, так и в книгах ряда других фантастов, слишком напоминают эзоповское «зелен виноград».
osipdark, 21 августа 2013 г.
Любимая тема Снегова — разный ход течения времени, рассинхронизация времени, стыки обычного и обратного времени. И, опять-таки, упоминания аннигиляторов пространства. Но, в романе есть что-то интересное, захватывающие. По крайней мере, по началу. В конце, признаюсь честно, было уже нудно читать, как-то.
Печально, что Высший Разум, или антропоморфная цивилизация, возрастом в миллиарды лет так и не найдена в конце. А может быть, не там искали?..
Может, это мы, люди? Или же, эта цивилизация так развилась, что вышла из рамок нашей Вселенной и логики?
morbo, 16 сентября 2011 г.
Роман по качеству, как мне кажется, легко сравним с большинством романов Саймака. И качество это меня не радует. Есть, правда, и отличия в стиле. Если у Саймака большинство романов повествует об одиночке-изгнаннике, то здесь главных действующих лиц несколько.
По патетике и пафосу роман напоминает произведения Ефремова — такая же туповатая самоотверженность и нарочитая искусственность ситуаций.
Роман пестрит массой как физических, так и логических ошибок, различных противоречий и софизмов.
Пример физической ошибки — опровержение закона всемирного тяготения. Автор путает понятия веса и массы. Он делает вывод, что гравитационное взаимодействие двух тел ослабнет, если поместить их в жидкость. Якобы сила Архимеда будет уменьшать массы тел, и поэтому будет ослабляться и гравитационное взаимодействие.
Примеры логических ошибок: Дилоны считают, что до всего можно и должно доходить своим умом и рассуждениями. Однако же зачем-то они всё-же обмениваются мыслями? Где проходит граница между необходимостью познавать всё самому и возможностью просто спросить у ближнего — мне лично осталось непонятным. Рангуны, являясь бессмертными, на словах презирают пользу, однако на деле их поступки говорят о том, что их деятельность всё-же подчиняется некоторым полезным для них целям. Например, они захватывают одного из Дилонов, заставляя его работать на себя. Неужели это бесполезный поступок? Опять-таки мне не понятно, где же у Рангунов проходит граница между отрицанием пользы и стремлением к ней.
Не понравилась весьма мутная концепция времени, которое под действием вещества движется в одну сторону, а под действием антивещества — якобы в обратную. Хроновороты, хронобои, хроновихри — всё представляет собой довольно мутные абстракции, в которых даже сам автор похоже не особо разбирается, используя их в угоду натянутого сюжета.
Вообще, весь роман показался мне одним затянутым комиксом для детей, написанным только ради того, чтобы срубить бабла. Отдельные детали вроде троих Хавронов, говорящих постоянно одно и то же, и одного Рангуна, повторяющего часть уже сказанного, только усиливает это впечатление. Жанр романа — хроноопера, причём слово «опера» взято из названия жанра «космоопера» в его худшем значении.
Вердикт — либо читать маленьким детям вместо сказки на ночь, либо не читать вообще никогда.
БорЧ, 19 марта 2011 г.
Для меня это был роман-разочарование. Снегов в 70-80-е годы за его «Люди как боги» был для меня сопоставим со Стругацкими. Мне кажется, что роман автором просто не дописан, все мы, увы, оставляем после себя незавершенные дела и мысли. Что характерно, авторский копирайт в книге стоит 1996 года, т.е уже посмертно.
gafiator, 17 декабря 2007 г.
Роман явно экспериментальный для автора,вследствие чего в угоду научным гипотезам принесена вся описательная и психологическая часть.В итоге не получились образы героев — они напоминают скорее марионеток.Научная же составляющая романа также малоубедительна,все эти хронотрясения и хроновороты не выдерживают критики.Единственно интересна концепция аморальности бессмертия и связанная с ней бессмысленная деятельность.
Ladynelly, 21 сентября 2007 г.
Писатель вновь вернулся к знакомой теме: природе времени, и показал все возможное и невозможное во времени... Время как жизненная сила, время- убийца... Две строны одной медали...
Странник, 20 июня 2006 г.
На мой взгляд произведение на порядок хуже чем «Люди как Боги». Снегов очень часто грешит запутанными описаниями явлений, вроде хроноворотов и т.д. Я не против изложения гипотез и интересных научных идей (на то оно и НФ), но ведь можноописать все логично и доступно (как например Артур Кларк, Азимов, Стругацкие).
Стоит отметить что Снегов обожает всякие фокусы со временем и в Хрононавигаторах он отразил множество своих идей на эту тему.