Сергей Снегов «Хрононавигаторы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Спасение мира | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Планета Гаруна поражена войной и раздвоением времени. Живущие в разных временных потоках населяющие ее расы отчаянно бьются за единственную реальную ценность — время. Хронобури и хроновороты, в основании которых время спрессовано в мгновение, а в устье воронки растягивается в вечность; деревья-вампиры, высасывающие из людей их жизненный срок; цикличное — то омоложение, то старение — бессмертие, приводящее к тому, что два последних бессмертных умирают: один — от впадения во младенчество, другой — от дряхлости... На эту планету в разгар войны попадает исследовательский хронолет землян, посланный на поиски истоков цивилизации. Но как бы ни были различны облики живых существ, законы нравственности, добра и справедливости едины — земляне вмешиваются в войну и спасают несчастную планету.
Две первые части романа издавались в виде отдельной повести «В фокусе хронобоя».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Хранитель, 3 марта 2025 г.
Произведение, что сильно повлияло на меня. Из-за него я заинтересовался проблемой времени, и что оно такое. Даже выдвинул свою теорию. Правда из-за неё, в итоге, пришёл к выводу, что путешествовать во времени не возможно: существует лишь момент настоящего, а остальное являются лишь отголосками информационных излучений. Но это всё не важно.
Книга обрисовывает теорию времени с точки зрения Снегова. И лично мне было очень интересно про это прочитать.
Также мне понравился ещё один момент. В книге у инопланетной цивилизации реализован интересный принцип открытия и доказательства законов. Открытия не имеют авторов. Их каждый раз пытаются открыть заново, а также опровергнуть, найти неточности, уязвимости. И ведь такой подход позволяет лучше разобраться в причинно-следственных связях, посмотреть под другим углом, найти новое применение.
Благодаря этому методу я осознал, что открытие может считаться лишь тогда созданным, когда учёный поймёт как его уничтожить. Ведь любое открытие можно использовать во вред, и если сразу не создать противодействие, то можно потерять над изобретением контроль, и тогда неизбежны жертвы среди людей.
В общем, советую прочитать тем, кто любит размышлять над разными научными загадками и социальными вопросами.
Povlastnich, 5 апреля 2022 г.
Дочитал роман сегодня. Проштудировав отзывы, я очень боялся разочарования, и оказался прав – я заглянул в бездну и бездна заглянула в меня, я страшно, ужасно разочарован. Отзывами и самим собой, что изменил своему правилу и читал их до самого произведения. Povlastnich, нельзя так! Нельзя сначала нудить, а потом читать!
А роман?
Великолепный!
Отличная интрига, которая нигде не провисает, всеобъемлющие, всеохватывающие образы чужих цивилизаций, почти притчевидный характер повествования, чуть ли не поэма в прозе, философия на пальцах для детей и для взрослых, персонажи, к которым очень подходит слово „очень“: очень романтичные, очень разные, очень речистые, каждый в своей манере, очень контрастные (особенно умиляет киборг Асмодей); по тексту рассыпаны мысли, которые хоть на постамент ставь. А уж слёзных моментов столько, что я боялся за сохранность книги, то и дело сморкался.
Сюжет хорошо описан в аннотации, а я – человек ленивый и больше всего на свете люблю, когда кто-то другой делает за меня свою работу с любовью. Добавлю пару пунктов:
Планета оказывается вполне земной и красивой, её населяют две могущественные расы, дилоны и рангуны. Их развитие определяет, в отличие от землян, не столько материальные потребности (и тем, и другим нужно меньше еды, воды и воздуха, чем людям) и борьба со стихиями природы (технология на достаточно высоком уровне), а борьба со стихией времени – в силу физического парадокса время на Дилоне циклично и обе расы по-своему бессмертны. Но у этого бессмертия есть изнанка, которая определяет их слабости.
Волею судеб земляне оказываются в центре конфликта между дилонами и рангунами, а также – друг с другом.
Чёрт, длинновато получилось. Видите, что получилось, чтение этой книги подняло во мне скрытые доселе целины трудолюбия. Надеюсь, Вам понравилось. Дальше будут небольшие спойлеры, но кто убийца — не скажу.
Обе расы считают себя представителями Высшего Разума и живут своей философией. Чуть более раскрыты дилоны, этакие змееобезьяны, которые во главу жизни ставят размышления и теоретизирование. Нация теоретических физиков, в общем, в которой для принятия в элиту общества нужно открыть закон природы, а затем опровергнуть его. Элита дилонов разделена на касты и классы по виду интеллектуальных задач, которые они должны решать.
Конструкторы Различий и Стиратели Различий – один пример, от которого я чуть со стула не упал. Одни ищут противоречия, другие их опровергают.
Эта своеобразная, нездешняя, чужая цивилизация описана так красочно, умилительно и с юмором, что в конце автор стёр все различия и дилоны стали для меня своими. Ничуть не хуже, чем, например, у моего любимого Хайнлайна, а в чём-то — даже лучше, более...по-человечески, с уважением, что ли.
У рангунов другая философия, описанная почти с такой же всеобъёмлющей, всеохватывающей доступностью.
Каждый герой переживает своё собственное превращение, на планете, где время идёт совсем не так, как дома, каждый из них становится самим собой, в контакте с неведомым разумом и высшими стихиями открывая в себе потайные ящики Пандоры, в которых как добро, так и зло. Самый сильный момент романа для меня – когда дилоны, желая познать внутреннюю суть пришельцев (язык они учат быстро), показывают им в „проникновенных зеркалах“ их будущее и обсуждают его. По мере развития действия это будущее наступает, но совсем не так, как поначалу представляется персонажам. Ну и собственно превращения. Когда Аркадий выносит Салану из леса безумия и впервые чувствует себя настоящим мужчиной, это захватывает дух так, что он вдруг проходит точку невозврата и Вы становитесь лучшим человеком.
Вернусь в цикличном времени к началу отзыва, к своему разочарованию общественным мнением. Речь персонажей, которую (кстати, и у других произведений автора) уважаемые коллеги называют пафосной, мне показалась вполне естественной для таких опасных и полных накала ситуаций, в которые попадают герои. В серьёзных семейных ссорах я слышал и говорил и не такое. ИМХО, автор просто показывает людей такими, какие они есть, со своими островами света и пятнами тьмы, а читатель узнаёт в них себя, а это иногда вдохновляет и возносит, а иногда — тревожит и теребит.
Физика в романе великолепна, всё — фантастика и всё — логично. Один из уважаемых коллег отметил, что автор путает понятия веса и массы. ИМХО, в данном эпизоде дилоны просто приводят пример своего диалектического мышления: один открывает природный закон, другой находит границы его применимости, а уж третий, по идее, должен идти к новому обобщению: например, сконструировать различие веса и массы. Я не хочу приводить весь эпизод, потому что это отзыв, а не сборник цитат, я иллюстрирую мысль, что мне авторская мысль кажется стройной, красочной и богатой.
Финал — жизнеутверждающий и обнадёживающий.
Мне понравилось не само спасение планеты, а то, как расы нашли общий язык друг с другом. Кстати, земляне здесь выступают не как миссионеры, а как посредники — они предоставляют дилонам и рангунам технические средства и план, в то же время никак не вмешиваясь в их культуру и не насаждая свои ценности, поскольку, как оказывается, ценности у всех общие.
Прекрасно и поучительно, смешно и серьёзно, красочно и камерно!
morbo, 16 сентября 2011 г.
Роман по качеству, как мне кажется, легко сравним с большинством романов Саймака. И качество это меня не радует. Есть, правда, и отличия в стиле. Если у Саймака большинство романов повествует об одиночке-изгнаннике, то здесь главных действующих лиц несколько.
По патетике и пафосу роман напоминает произведения Ефремова — такая же туповатая самоотверженность и нарочитая искусственность ситуаций.
Роман пестрит массой как физических, так и логических ошибок, различных противоречий и софизмов.
Пример физической ошибки — опровержение закона всемирного тяготения. Автор путает понятия веса и массы. Он делает вывод, что гравитационное взаимодействие двух тел ослабнет, если поместить их в жидкость. Якобы сила Архимеда будет уменьшать массы тел, и поэтому будет ослабляться и гравитационное взаимодействие.
Примеры логических ошибок: Дилоны считают, что до всего можно и должно доходить своим умом и рассуждениями. Однако же зачем-то они всё-же обмениваются мыслями? Где проходит граница между необходимостью познавать всё самому и возможностью просто спросить у ближнего — мне лично осталось непонятным. Рангуны, являясь бессмертными, на словах презирают пользу, однако на деле их поступки говорят о том, что их деятельность всё-же подчиняется некоторым полезным для них целям. Например, они захватывают одного из Дилонов, заставляя его работать на себя. Неужели это бесполезный поступок? Опять-таки мне не понятно, где же у Рангунов проходит граница между отрицанием пользы и стремлением к ней.
Не понравилась весьма мутная концепция времени, которое под действием вещества движется в одну сторону, а под действием антивещества — якобы в обратную. Хроновороты, хронобои, хроновихри — всё представляет собой довольно мутные абстракции, в которых даже сам автор похоже не особо разбирается, используя их в угоду натянутого сюжета.
Вообще, весь роман показался мне одним затянутым комиксом для детей, написанным только ради того, чтобы срубить бабла. Отдельные детали вроде троих Хавронов, говорящих постоянно одно и то же, и одного Рангуна, повторяющего часть уже сказанного, только усиливает это впечатление. Жанр романа — хроноопера, причём слово «опера» взято из названия жанра «космоопера» в его худшем значении.
Вердикт — либо читать маленьким детям вместо сказки на ночь, либо не читать вообще никогда.
Сказочник, 9 декабря 2022 г.
Каждый раз читая Снегова, я очень четко осознаю одно: какой же Снегов идеалист! Так, как он, не пишет вообще никто. Человек, при всех невзгодах и перипетиях своей собственной судьбы, умел писать истории с настолько светлыми героями, что просто диву даешься.
В целом, это всё та же утопичная советская фантастика, максимально научная. которая время от времени прикидывается приключенческой.
Кунгурцев, 19 сентября 2014 г.
Во многом клон самого известного романа автора «Люди как боги», только значительно короче, но, несмотря на это, куда слабее. Вместо галактических просторов – одна планета, вместо звёздного флота – один корабль, четыре человека и один кибер, вместо галактов – дилоны, вместо разрушителей – рангуны. Довольно занудный стиль и легко предсказуемый финал. Научные идеи возможно и оригинальны, но это не спасает. А все рассуждения о вреде бессмертия, как в этой книге, так и в книгах ряда других фантастов, слишком напоминают эзоповское «зелен виноград».
Тимолеонт, 12 февраля 2020 г.
«Хрононавигаторы» — прямо-таки апогей одержимости Снегова тематикой разнонаправленного течения времени и взаимодействия с его различными потоками. Сложная тема, очень уж сильно она умозрительна и слишком легко запутать и себя и читателя в логических хитросплетениях и противоречиях. Меня вся эта хронотематика никогда особо не интересовала, поэтому основное внимание уделял теме «контакта» и взаимодействиям с двумя враждующими инопланетными видами. Снегову блестяще удалось создать по-настоящему необычные и интересные виды, которые кардинально отличаются от человека и по образу мышления, и по самим основам своего существования. И конечно же, земляне-пацифисты стремятся любой ценой преодолеть их извечную вражду и привести к мирному сосуществованию.
Но в особый восторг меня привела пародия на многих людей, предпочитающих додумывать всё самостоятельно, а не спрашивать, считая вопросы признаком глупости и неспособности к самостоятельному познанию мира.
bvi, 28 сентября 2018 г.
Несмотря на свою обычную любовь к космической опере, и здесь Сергей Александрович не упускает возможности поразмышлять о природе одного из самых загадочных проявлений мироздания – о сущности времени. Пожалуй, эта повесть собрала всё множество неологизмов, которые начинаются словом «хроно-», их там штук семьдесят! Мысли спорные и неоднозначные, но ведь такие и нужны в фантастической повести! А пищи для размышлений эта вещь даёт много, в чём и заключается её ценность.
osipdark, 21 августа 2013 г.
Любимая тема Снегова — разный ход течения времени, рассинхронизация времени, стыки обычного и обратного времени. И, опять-таки, упоминания аннигиляторов пространства. Но, в романе есть что-то интересное, захватывающие. По крайней мере, по началу. В конце, признаюсь честно, было уже нудно читать, как-то.
Печально, что Высший Разум, или антропоморфная цивилизация, возрастом в миллиарды лет так и не найдена в конце. А может быть, не там искали?..
Может, это мы, люди? Или же, эта цивилизация так развилась, что вышла из рамок нашей Вселенной и логики?
БорЧ, 19 марта 2011 г.
Для меня это был роман-разочарование. Снегов в 70-80-е годы за его «Люди как боги» был для меня сопоставим со Стругацкими. Мне кажется, что роман автором просто не дописан, все мы, увы, оставляем после себя незавершенные дела и мысли. Что характерно, авторский копирайт в книге стоит 1996 года, т.е уже посмертно.
Странник, 20 июня 2006 г.
На мой взгляд произведение на порядок хуже чем «Люди как Боги». Снегов очень часто грешит запутанными описаниями явлений, вроде хроноворотов и т.д. Я не против изложения гипотез и интересных научных идей (на то оно и НФ), но ведь можноописать все логично и доступно (как например Артур Кларк, Азимов, Стругацкие).
Стоит отметить что Снегов обожает всякие фокусы со временем и в Хрононавигаторах он отразил множество своих идей на эту тему.
gafiator, 17 декабря 2007 г.
Роман явно экспериментальный для автора,вследствие чего в угоду научным гипотезам принесена вся описательная и психологическая часть.В итоге не получились образы героев — они напоминают скорее марионеток.Научная же составляющая романа также малоубедительна,все эти хронотрясения и хроновороты не выдерживают критики.Единственно интересна концепция аморальности бессмертия и связанная с ней бессмысленная деятельность.
Ladynelly, 21 сентября 2007 г.
Писатель вновь вернулся к знакомой теме: природе времени, и показал все возможное и невозможное во времени... Время как жизненная сила, время- убийца... Две строны одной медали...