Нил Стивенсон «Синдром отката»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Экологическое | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия ) | Америка (Северная Америка ) | Европа (Южная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Стихийные бедствия, природные катаклизмы | Изобретения и научные исследования | Терраформирование | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
У одного человека есть Большая идея, как остановить глобальное потепление. Генеральный план, который лучше всего описывается словом «элементарный». Но сработает ли он? И, что еще более важно, какие последствия ждут планету и все человечество после его выполнения?
От техасской глубинки до королевского дворца в Гааге, от заснеженных вершин Гималаев до раскаленной солнцем пустыни Чиуауа, «синдром отката» объединяет людей различных культур с любого уголка планеты на борьбу с реальными последствиями глобального потепления. Но в конечном итоге возникает вопрос: может ли лекарство стать хуже болезни?
Эпический по масштабам и драматичный по перспективам человечества, «Синдром отката» бьет в колокол, показывая возможные решения и опасные риски, объединяя их в захватывающее, остроумное, заставляющее задуматься приключение.
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2023 // Книги — Научная фантастика года |
Номинации на премии:
номинант |
Премия сайта sf-Lit / sf-Lit Award, 2024 // (США) |
- /языки:
- русский (1), английский (2)
- /тип:
- в планах (1), книги (2)
- /перевод:
- Н. Холмогорова (1)
В планах издательств:
Издания:
Издания на иностранных языках:
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
MadRIB, 25 октября 2023 г.
Недалёкое будущее (примерно 2040-2050-е годы). Последствия глобального потепления уже очевидны – среднегодовая температура выросла настолько, что в некоторых районах невозможно находиться на солнце без специальных охлаждающих костюмов, города и страны, находящиеся ниже уровня моря, вот-вот скроются под водой, но вместо решения проблемы политики погружены в мелочные дрязги и споры о «зелёной» энергетике. Инициативу по спасению мира перехватывает Т.Р Шмидт – техасский миллиардер, у которого есть идея, как прекратить рост температуры и снизить уровень океана – простой и копеечный способ, который, тем не менее, понравится далеко не всем...
Перечитывая перед выходом «Синдрома отката» в качестве разминки «Криптономикон» и «Барочный цикл» (такая себе разминка почти на две тысячи страниц), я обратил внимание, что книги Стивенсона редко касаются только одной темы. Это комплексные произведения, в которых помимо магистральной идеи раскрываются другие, «побочные» вопросы. Иному писателю такого «побочного» вопроса хватило бы на целый цикл, но Нил просто мимоходом добавляет такие субсюжеты в основной, сплетая всё в хитрый тугой клубок. В «Синдроме отката» ситуация аналогичная. Изменения климата и геоинженерия являются сюжетообразующей завязкой, но помимо этого автор расскажет о повадках диких свиней и миграции огненных муравьев, о Линии фактического контроля между Индией и Китаем, о сикхах и об их боевом искусстве под названием «гатка», о дронах, соколиной охоте, перформативной войне, затронет ковид, дипфейки, лошадей, дамбы, и иные водозащитные сооружения, поговорит о роли монархии в современном мире... С первого взгляда кажется, что это просто свалка не сочетаемых друг с другом вещей, но в финале все эти темы, как и пути многочисленных персонажей, сойдутся, и окажется, что в повествовании не было ничего лишнего. Неудивительно, что «Синдром отката» обладает хронометражем в семьсот пятьдесят страниц русскоязычного текста. Хотя бывали у автора книги и подлиннее.
Писать книгу о климатических изменениях, а равно рецензировать книгу о них, невозможно не затронув политический аспект данного вопроса. Радикальные неверующие в глобальное потепление могут фыркать и отмахиваться, что это всё выдумки, защитники окружающей среды будут потрясать графиками и кричать о необходимости снижении карбонового следа – лавировать между этими крайностями довольно трудно, но Стивенсон и не пытается. Судя по тому, о чём он пишет в своём романе, ему одинаково неприятны обе стороны конфликта – в первую очередь потому что и те, и другие бездействуют перед лицом надвигающейся опасности. Оттого, как и в других его книгах, в «Синдроме...» вершителями судеб мира и главными героями становятся не простые люди, а влиятельные богатые пассионарии – миллиардеры, шпионы, представители древних венецианских родов, арабские шейхи, королевы, тогда как простые активисты и осторожные учёные упоминаются как досадная помеха. Позиция Стивенсона и его персонажа Т.Р Шмидта понятна, но не популярна в современном мире постоянных компромиссов и переговоров, оттого в нашей реальности геоинженерией сейчас тоже занимаются на частных началах. Например, в конце 2022 года стартап Make Sunsets из Кремниевой долины запустил метеозонды, которые выбросили в стратосферу тонны частиц серы – с той же целью, какой это сделал в романе Т.Р Шмидт. Как специалисты, так и диванные эксперты осудили такую инициативу, дескать мы не знаем, к каким последствиям могут привести подобные манипуляции, и к чему может привести вынесенный в заголовок романа «синдром отката». Даже учёные начали сравнивать основателей Make Sunsets со злодеями из фильмов о Джеймсе Бонде, чего уж говорить про всяческих грет тунберг. Хоть книга написана за год до этих событий (стартаперы, возможно, ей и вдохновлялись) Стивенсон предвидел подобную реакцию общества, потому не сделал своего миллиардера однозначно положительным персонажем. Более того, Т.Р Шмидт и сам прекрасно осознаёт, что его способ решения проблемы не идеален, но он хотя бы пытается дать старушке-Земле ещё немного времени. Оттого и лица, пытающиеся прекратить деятельность техасского миллиардера выведены в романе антагонистами, но не злодеями. В этом Стивенсон гуманнее своих оппонентов – до откровенных оскорблений он не опускается, ограничиваясь лишь лёгким подтруниванием.
Из-за столь спорного посыла оценки «Синдрома отката» могут кардинально отличаться в первую очередь в зависимости от того, какую позицию занимает читатель относительно изменения климата – сложно читать целую книгу о том, с чем категорически не согласен. Что до литературных достоинств, роман типичен для автора. Объёмное полифоническое произведение с десятками сходящихся и расходящихся персонажей, множеством детально проработанных идей, повествование обстоятельное и временами излишне многословное, временами страдающее от странных таймскипов, но всё равно крайне увлекательное. Лично я пару раз чуть не проехал нужную станцию метро, погрузившись в чтение. Более того, с годами Стивенсон значительно вырос не столько как писатель (писал он всегда хорошо), сколько как автор сюжетов. Оттого роман имеет внятную развязку и финал, чего нельзя сказать о некоторых более ранних его работах. Хотя, конечно, жаль, что собственно «синдром отката» остался занесённым над персонажами дамокловым мечом, а не случился на страницах романа. Но каким он будет (если и будет) – никто из современных учёных не знает, а Стивенсон, судя по всему, всё же старался удержаться в рамках относительно правдоподобного технотриллера, такого, как, например, его же «Зодиак». Именно эта самая реалистичность подкупает больше всего, и именно этим всегда были хороши книги автора – он умело экстраполирует современные тенденции, не преисполняясь немотивированным оптимизмом, но и не ударяясь в чернуху, и потому иногда даже умудряется предсказать будущее (пст, COVID-27 не желаете?). А это как раз признак хорошей качественной фантастики.
P.S.: Что касается перевода, многоуважаемая Екатерина Доброхотова-Майкова, которая уже ассоциируется с романами Нила в этот раз почему-то книгу не переводила, и переводчиком записана некая Наталья Холмогорова, о которой я, к сожалению (или к счастью) ничего не знаю. Перевод получился добротным, но будто бы без искры и тонкого юмора и лукавства, свойственного произведениям автора. Хотя в целом, впечатление не портит, а по нынешним временам это уже хорошо.
Aelius Messalla, 7 декабря 2023 г.
Ждал эту книгу упорно и долго. Это же Стивенсон, один из пятёрки моего личного Топа, Всея твёрдая НФ, Всея интеллектуальность и матчасть, Всея надежда и Всея заклёпки!.. По итогу — разочарование года.
Хотел сказать «ставлю двадцатку, что писал не Стивенсон»… но, к моему горькому сожалению, Нил есм. Такого нуднейшего, скуднейшего и наитупейшего текста у него ещё не было. И ещё тонны ПАФОСА! Чтобы мы простые букашки поняли кто решает мировые вопросы в «распахнутом халате со стояком». Если кто-то надеется прочитать «Послезавтра» Эммериха в обрамлении твёрдой НФ — до свидания! Жизнь техасцев, дикие свиньи, индуисты-каратисты, власть имущие дилетанты (очень красивые, очень богатые, очень надменные), научпоп про серу, геи, арабские шейхи, миллиардеры-хулиганы, техаский Чак Норрис, сокольники (???) и даже недотрах*нная королева. Вот эта бурда рождает убогий сюжет, скомканную реализация, 0 движухи, 0 персонажей, 0 глобального потепления, 1 матчасть, 10 воды (в прямом и переносном). Эта бурда без начала и конца! Просто люто слитый финал, как упавший стояк итальянца.
Пару предложений о БП все-таки написано: вскользь, наугад. Если бы на обложке обозначили ФИО «Ника Стивенсонович» — и съелось, и выблевалось опосля, ибо обычный бычок-цуцик литературного безбрежья. Но засрать свой послужной список таким несъедобным варевом — это ужасно, Нил! Ну, $ же.
Мне жаль потраченного времени.
Единственное яркое пятно книги — прекрасный перевод от Н.Л. Холмогоровой. Огромное ей спасибо за труды! Но Стивенсон этих трудов не стоил. Нил уже не тот.
Solonchik, 5 декабря 2023 г.
Я познакомился со Стивенсоном очень поздно и благодаря «Семиевию». Потом был «Криптономикон», «Лавина», «Алмазный век», «Анафем», «Барочный цикл»...
И с каждой книгой за исключением «Алмазного века» он нравился мне больше, а не меньше. Правда, планку «Семиевия» в моем личном топе побить так никто и не смог (концовка слита, ага).
А потом случились «Падение, или Додж в аду» и «Взлет и падение Д.О.Д.О.».
В целом, уже начиная с «Семиевия» у меня много вопросов к оригинальности последних текстов Стивенсона. «Взлет и падение Д.О.Д.О.» -- плохая и псевдонаучная калька с блестящего викторианского романа «Джонатан Стрендж и Мистер Норелл», приправленная квантум-панком. Местами торчат даже ушки Э. Гамильтона (!).
«Падение» -- исследование цифрового бессмертия (или посмертия), но на фоне коротких и острых рассказов Ханну Райаниеми и Кена Лю смотрится затянуто и убого.
Даже мое любимое «Семиевие» при всем своем научно-фантастическом величии — это калька с подростковой трилогии Дженнифер Броуди «Тринадцатый ковчег». До степени смешения, черт возьми! Да, калька прекрасная, гораздо лучшая, чем этот чудовищный псевдолитературный монстр, накропанный на волне моды на «подростковые антиутопий/постапоков» для зарабатывания бабла. Но калька.
Приношу свои извинения за долгую преамбулу и перехожу к сути.
Так вот «Синдром отката» -- это еще одна калька. Вслед за Кимом Стенли Робинсоном с его «Министерством будущего», Нил Стивенсон оседлал климатическую повестку. И вышло... слабо. Боже, я никогда не думал, что буду расточать Робинсону именно литературные комплименты, его романы хороши концепцией и миллиардом научных деталей и нюансов, но только не героями и не захватывающим сюжетом. Но в этот раз иначе не выразиться.
Там, где Робинсон создает сложный, комплексный, многогранный проект по преобразованию ОБЩЕСТВА и затем уже КЛИМАТА, Стивенсон говорит: нам нужен отбитый на голову Илон Маск, который просто делает, что хочет.
Очень слабо прописаны реальные политические последствие геоинженерного авантюризма. В общем-то, с учетом того, что геоинженерная концепция укладывается в полстраницы текста (реально есть в рассказе Кена Лю «Воспоминания моей матери», а политические игры -- займут еще 1 страницу, то зачем Стивенсону потребовалось писать этого толстого монстра совершенно не ясно (вероятно, потому что иначе «не могу, не умею, не практикую»).
Еще слабее прописаны последствия климатических изменений для обычных людей. Да, непрактичные и громоздкие геокостюмы от перегрева (привет, Фрэнк Херберт!), да последствия затопления Роттердама. И... всё? На фоне того же «Министерства будущего» Робинсона, который разжевывает и демонстрирует, что плохо будет ВСЕМ -- это очень слабо.
К самому тексту особых претензий нет. Написано добротно, 4 основных сюжетных линии (2 можно смело выкинуть и ничего не изменится) дают ощущение динамики и развития, концовка -- климатические сопли-в-сахаре, но к этому и шло с самого начала, так что ее сложно проспойлерить.
Пока что самые высокие ожидания года и от того самое большое разочарование года. И ощущение, что «этот Стивенсон сломался, несите следующего».
Четвертый подряд роман, стянутый с чужих идей.
Третий подряд затянутый текст, который в отличие от «Лавины» не дает в финале ощущения «ВАУ! Так это вот так работает?!»
7 из 10 за масштаб и в надежде на будущее.
majj-s, 22 февраля 2024 г.
Охлаждение
"— Нам угрожает инопланетный корабль, начинённый атомными бомбами.
— У нас есть транспортир.
Нил Стивенсон «Анафем»»
Нил Стивенсон примерно везде. Ну, я, конечно, имею в виду свой информационный пузырь. Нынешнее утро в моей ленте началось с того, что одна хорошая писательница запостила у себя изображение транспортира, что тотчас откликнулось во мне цитатой из эпиграфа (хотя вспомнила ее неточно, что да — то есть). А один хороший переводчик и критик процитировал статью Чарльза Стросса о том, что нынешние гении-миллиардеры-плейбои реализуют мечты из читаной в детстве фантастики, слабо понимая ее идеологическую нагруженность, и то, что фантастика развлекает, предостерегает, но никогда не предлагает готовых маршрутов. Конгениальный комментарий к последнему роману Стивенсона, который воссоздает в точности эту ситуацию.
Потому что в основе «Синдрома отката» идея «обратной волны» — так буквально переводится заглавие романа Termination Shock. Герой, техасский миллиардер Т.Р.Шмидт, апологет геоинженерии, предполагает решить проблему глобального потепления распылением в атмосфере тонн серы. Известно, что причиной Малого ледникового периода в Средневековье стали извержения вулканов, а в вулканическом продукте содержится сера. Стало быть — вперед. Для осуществления своего проекта он строит специальные установки и начинает бомбардировать атмосферу заряженными серой снарядами. Это в первом приближении об основной идее, вокруг которой, как всегда бывает у Стивенсона, множество менее значимых по масштабу историй, масса приключений, куча суперменистых героев и непременное просветительство. О сюжете и героях.
Время действия ближайшее будущее, место: сначала Техас, затем Канада, Нидерланды, Пенджаб, Тибет, далее везде. Климат уже настолько изменился. что пребывание на открытом воздухе в, например, Техасе для неподготовленного человека сопоставимо по ощущениям с финской сауной, а именно туда прибывает, собственноручно пилотируя личный джет, королева Нидерландов Фредерика Матильда Луиза Саския. Для друзей просто Саския, этим «простонародным» именем ее зовут и любящие свою правительницу голландцы. Сорокалетняя вдова с внешностью валькирии она прилетела сюда на неофициальную конференцию сильных мира сего по глобальному потеплению. И едва не погибла, когда, во время приземления, под шасси самолета бросилось стадо одичавших свиней-убийц. Против тварей оказались бессильны секьюрити, потому что любой. самый подготовленный человек, пережив аварию, временно не в лучшей своей форме. Благо, на помощь приходит Руфус.
В его жилах течет кровь команчей, а по жизни ведет Священная рана и стремление отомстить. Кабан-каннибал Пятачок сожрал дочь Руфуса, теперь одинокий безутешный отец сделался специалистом по отстрелу чудовищ, терроризирующих людей, с личным Моби Диком — Пятачком. Руфус присоединяется к пришедшей в себя королевской команде. Параллельно разворачивается история Лакса Большого Лосося Сингха, канадца из семьи индийских эмигрантов, который предпочел граниту науки работу на рыболовецком промысле и художественную резку по металлу&совершенствование в древних боевых искусствах в остальное время. В ту пору бушует очередная волна ковида и Лакс отправляется в Пенджаб, чтобы помочь людям кислородом. Стивенсон озвучивает идею, которая мне кажется очень здравой, хотя когда я говорила о такой возможности во время ковида, все отвечали, что это нереально.
Смотрите, страдающие от легочной недостаточности остро нуждаются в кислороде, а в сварке он используется. Да это не медицинский газ, и да, там все непросто, но у изначально небогатой Индии много людей и мало ресурсов, они там приспособились делать такие шатры для дыхания, наладили переходники и как-то дают больным облегчение. Сварщик экстра-класса Лакс сначала отправляется на родину волонтерить, потому что кто лучше него умеет устраивать такие кислородные палатки? Но постепенно глубже проникается проблемами исторической родины, применяет навыки боя с шестами на пограничной индо-китайской линии, которая передвигается в зависимости от побед или поражений соперников в древних боевых искусствах. Тут я не очень поняла, как все устроено, но суть в том, что Лакс становится героем перформативной войны. потому что — правильно — он лучший. О не-лучших Стивенсон не пишет.
Воздействие на атмосферу, которое осуществляет Т.Р. в перспективе сильно улучшит обстановку в одних регионах (среди них Китай) и дьявольски осложнит в других (например Индии). Китайское лобби продвигает идею серы, используя все средства воздействия на мировое сознание, не исключая самых жестоких и грязных. Для Индии, многострадальный дух которой воплощается в успевшем стать национальным героем Лаксе, установки по метанию серы смерти подобны, Лакс должен вступить в противостояние. Вот так в общих чертах. Теперь мое впечатление.
Нил Стивенсон гений, я не раз это говорила. Прежде. С последними романами он все больше студент_на_которого_работает_зачетка. «Синдром отката» не так плох, как катастрофичный «Додж в аду» . Но, упоительно непростой с ранними романами, в поздних писатель все больше скатывается в схематичный примитивизм, а благоговейное восхищение сильными мира сего уж как-то совсем непристойно отдает снобизмом. И это нехорошо, воля ваша. Явное одобрение стреляющему серой Т.Р. — как тут не вспомнить заглавие предыдущего романа и куда ведут вымощенные желтыми кирпичиками благих намерений дороги — низводит авторскую позицию до «что там думать, прыгать надо». Несерьезно и в целом нехорошо.
Однако читается легко и приятно, и если вы поклонник Нила Стивенсона, невзирая — добро пожаловать. На Литресе роман уже и в аудиоформате в исполнении Александра Аравушкина.
PUMP, 16 декабря 2023 г.
Всегда удивляли развёрнутые рецензии на литературу или кино. Данная книга про, что угодно, но только не про изменение климата и тем более не про синдром отката. Нет, тут конечно про это иногда говорят, но все это как то теряется на фоне описания бытовухи персонажей. В общем совет не читайте, тут нет интересных идей и сюжета.
skravec679, 5 февраля 2024 г.
Когда взял в руки книгу, первой мыслью было — это еще один опоздавший роман, практически ретро-футуризм.
Ведь в прошлом году глобальное потепление вышло из моды.
Грету отменили, на повестке война и всем нужно больше снарядов и дронов, тут совершенно не до каких-то там парниковых газов. Спасать природу еще хотят, и «зеленых» много, но тема откровенно ушла на второй план. А тут некий миллиардер и филантроп борется именно с глобальным потеплением.
Однако же роман вполне современный.
Просто это не футурология, а политическая пропаганда в фантастической обертке.
*
Тут необходимо маленькое отступление.
Есть старый добротный роман Б. Стерлинга «Распад». Это честное описание кризиса, в который могут попасть США в середине 21-го века. Торжество бюрократии, которая уже ничего не решает. Популизм, которому почти не верит. Медленное разложение армии, которая плохо контролирует даже свои собственные базы. На дорогах господство номадов-кочевников — техно-байкеров. Техасские сепаратисты уже почти открыто плюют на центральные власти. И одному из политиков приходиться объявлять фиктивную войну Нидерландам, чтобы солдаты под оранжевым флагом пришли в Вашингтон и могли навести хоть какой-то порядок... Чтобы написать подобное в 1990-х — надо было или испытать серьезное прозрение или ориентироваться на то, что страна-победитель в Холодной войне так и не смогла оживить Детройт.
*
И вот Н. Стивенсон, берется сочинять очередной пухлый роман, а на дворе вторая половина 2010-х. «Распад» перестал быть футурологическим хоррором. Слишком многие его черты угадываются в реальности. Писать еще один роман про кризис Штатов? Нельзя быть таким вторичным.
Писать роман о спасении США? Подозреваю, автор не имеет представления, как этого достичь: впереди кризис, смута, возможно и война с Китаем.
Поэтому роман — о возможных путях спасения Запада, как такового. И автор создал образец рациональной политической пропаганды.
Что для него Запад?
О, это хорошо видно по «Барочной трилогии»: обломки и соколки старого порядка, ненужные почти никому люди люди, плюс наука, плюс некое стратегическое видение, плюс немного доброты и жажды честного заработка — и вот рождается некое новое общество. Или социум. Или организация. Но все это делается не под прессом жесточайшей военной необходимости, а как бы расслаблено, за разговорами в кофейнях, на балах или уже в будуарах. Да, конечно, кому-то приходиться жить в спартанских условиях, есть риск и даже интрига, и кто-то отчаянно пытается успеть на уходящий корабль, однако глобально это не означает цейтнота и необходимости вот так сразу все класть на алтарь отечества. Потому новые организации растут как грибницы, а не ходят строем.
Значит, надо показать возникновения очередной общности в мире через ...надцать лет. Обязательно с технологическим рычагом влияния, с какими-то интересными особенностями генезиса, но при том глобальной и разнокультурной.
Стивенсон попытался создать светлого близнеца для книги Стерлинга.
*
Но что за образы были пущены в дело?
Есть три больших блока: .
— описан технологический прием, который позволяет сжигать в стратосфере тысячи тонн серы. Получается анти-парниковая добавка, которая позволит остановить подъем температуры на планете буквально за пару лет. В Техасе, в пустыне, одним миллионером построен комплекс по климатическому контролю. Причем всем штатовским властям не до мелких инцидентов, они буквально не замечают как в стратосферу стреляют снарядами величиной с вагон (в тексте нет слова «взятка» или «подкуп»);
— зачем это вообще делать? Автор не жалеет пары сотен страниц, чтобы показать, как тяжко живется в устье Миссисипи, где медленный подъем уровня воды заставляет переезжать десятки тысяч людей, а подъем уровня температуры требует носить «конденс-костюмы». Правда, я так и не понял, где намывные острова? Ну как в Питере, где Васильевский остров уже не первый раз расширяют. Нет, показаны отдельные граждане, которые поднимают свои дома на несколько метров, насыпая под них специальную глину (чтобы не размывало), но чтобы некий коллективный проект сделать, помпы поставить и весь тот ил, что несет Миссисипи превращать в грунт, строить холмы, по периметру ограждать их той же глиной и надолбами? Ой, нет :) Конечно, автор говорит о глобальном решении проблемы, но при описании локальных решений он явно передергивает; .
— старый прием с образом «распавшегося Китая», или «замкнувшегося в себе Китая», на котором паразитировали фантасты 90-00-х, больше не работает. Американские читатели уже не поверят в такое везение. Китай показан серьезным соперником, вроде Германии в 1910-30е (с шпионами, системами влияния, силовой составляющей), причем соперником заведомо негуманным. Есть описания страданий уйгуров, прямо использовано слово «концлагерь», фактически совершен теракт против Нидерландов;
— при том очень желательно, чтобы большие и серьезные государства были отвлечены. Потому что серьезные спецслужбы, они могут всяким предпринимателям отбить всё дорогое. Значит надо стравить державы между собой, нужна война Индии с Китаем. У тупого пропагандиста злые китайцы занимались бы вредительством и копили злобу, а хороший индийцы пришли бы на выручку. Но Стивенсон играет тоньше. Показана линия фактического контроля в Гималаях — где индийские и китайские добровольцы дубасят друг друга всякими подручными предметами (сейчас этим занимаются пограничники, а в будущем толпы добровольцев). И описана биография молодого сикха, который был вполне себе западным человеком, мигрантом во втором поколении, но вот поехал в Пенджаб, прильнул к родной земле, ощутил зов крови и пошел дубасить китайцев. Само описание драк чем-то напомнило мне инструкции по превращению митинга в вооруженное площадное противостояние, а сикх после удара китайской микроволновой пушкой попал в клинику и его сделали натуральным киборгом. Но потом Индия, встревоженная изменением сезона дождей, решила именно этого молодого человека использовать для атаки на техасскую установку по засериванию насыщению серой атмосферы. Он благородно идет совершать диверсию и его честно убивают. Индия страна хорошая, правильная, просто её правительство еще не разобралось в ситуации. На этом фоне Китай прямо захватывает рудник Новой Гвинее, где строилась еще одна установка;
— но главный вопрос Стивенсон обходит молчанием: создана технология, которая позволяет охлаждать планету на несколько градусов. Миллиардер кричит о своем гуманизме. Но в серьезной политике учитывают не намерения, а возможности. Это ведь климатическое оружие. Либо вокруг новой «ядерной бомбы» сложится всемирное политическое равновесие, либо система пойдет в разнос. Представьте, что такую установку сможет даже Алжир построить, и начнет продвигать идею возвращения к неолитическому климату... Да, Стивенсону удалось отлично описать «биткоин», который сейчас стал одним из международных средств обмена, почему с климатическим контролем не может повториться та же история? Однако и тут есть маленькая деталь :) Существует одна страна, которая прямо сейчас получает большие выгоды от глобального потепления. Тундра оттаивает. И еще Северный морской путь освобождается. И вообще хорошо. А тут появляется какая-то сволочь, которая не просто может все вернуть назад, но включить новый ледниковый период. И что же Россия? А её нет в романе. Упс. «Синдром отката» написан в 2021-м, а «глобальная отмена» РФ состоялась в 2022-м. Тут Стивенсон показал себя как настоящий политкорректный футуролог: видит будущее, но колеблется вместе с линией партии :)
.
— неформальные договоренности инициативных богачей значат для Запада куда больше, чем решения правительств. Если представители старых семей и новых миллиардеров вырабатывают свое понимание будущего, то президентам остается лишь изменить политический курс;
— в итоге реальная власть уходит от публичной ответственности перед населением. Королева Нидерландов после пары дипфейков со своими политическими заявлениями, просто отрекается и тем обретает куда больше влияния, чем имела, становится «королевой Нижнемира» (лицом и со-управляющей движения низинных территорий по всему миру). Политика в старых демократиях скатывается до почти откровенного видеоблогерства, а молодым с этим дело иметь интереснее. Поэтому пусть монархию представляет дочь королевы, норвежский принц и т.п;
— требуется показать, что простые люди готовы вовлекаться в проекты и рисковать за них головой. Потому первой по длительности линией в романе становится история техасского индейца, у которого с голландской королевой осторожный роман, и который чуть ли не в одиночку предотвращает теракт индусов. Как? Он хорошо ездит на лошади, стреляет, а его помощники натравливают ручных орлов на стаи индийских беспилотников.
*
Наконец, если вы дочитали до этой строки, предупреждаю: роман длинный, чрезвычайно нудный и ощутимо закручивает интригу лишь на пятисотой (!!!) странице. Почему? Слишком много клишированных описаний. Это не военный «Крипотономикон» с кучей необычных ракурсов Второй мировой, не иномирный «Анафем», с бытом научного монастыря, это почти бытовой «Вирус «Reamde»».
Текст легко можно ужать в три-четыре раза, страниц до двухсот, и он от этого ощутимо выиграет.
Но автор продает не интригу, а ощущение: медитативное, неспешное чтение для людей старшего возраста, которые могут прочувствовать сродство самых разных персонажей.
Итого: интересный по задумке, но весьма средний по исполнению роман мастера.
Демьян К, 25 августа 2024 г.
Пожалуй, самый неудачный из всех романов Нила нашего Стивенсона: при всём том, что мастерство никуда не делось, экшна, как всегда, море, читается почти всегда с неизменным интересом — много чего описано экзотического, о чём никогда не слышал, и т.д. и т.п., но самый большой косяк этого текста — неприкрытая пропаганда. Да, и в своих прочих опусах Стивенсон не брезговал пропагандой чего-то своего любимого (англосфера, технари и техносфера вообще, умники-мошенники, ценности Западного мира превыше всего и т.д. и т.п.), но, как мне кажется, до такой лобовой пропаганды не скатывался никогда, всегда оставлял зазор для неоднозначных трактовок. А тут — вперёд и с песней: хватит слушать тех, у кого нет денег, давайте делать с этим миром всё, что мы захотим! При том, что на самом-то деле никто, по большому счёту, не смог доказать, что нынешнее «потепление» является делом рук человеческих, а не, например, является просто долгосрочным трендом изменения глобальной температуры, от человека никак не зависящим. В итоге получился не роман, а агитка. А жаль. Мало чьи новые опусы ожидаются лично мной с таким нетерпением. И вот такой облом...
jet2009, 26 ноября 2023 г.
После «Криптономикона» эта книга оставила чувство что писал ее другой человек или автор спешил быть актуальным.
Не хочу спойлирить, дочитайте до конца.
p.s. найди в романе о проблемах Всего Мира. ДВА упоминания России и то вскольз.