Кормак Маккарти «Содом и Гоморра, или Города окрестности сей»
«Содом и Гоморра» — третья книга так называемой «Пограничной трилогии», начатой романом «Кони, кони…» (получил Национальную книжную премию США и был перенесен на экран Билли Бобом Торнтоном, главные роли исполнили Мэтт Дэймон и Пенелопа Крус) и продолженной романом «За чертой». В третьей книге сходятся пути Джона-Грейди Коула и Билли Парэма, героев двух предыдущих книг. Джон-Грейди, великолепный наездник, идеалист и неизменный романтик, хочет спасти юную проститутку Магдалену — увезти ее из Мексики, сделать своей женой. Билли, изо всех сил пытавшийся отговорить друга от этой авантюры, все же соглашается ему помочь…
Фрагмент романа под названием «Шалый парень» опубликован в газете «Книжное обозрение», 2013, №19, с. 23.
Входит в:
— цикл «Пограничная трилогия»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
alex1970, 26 июня 2020 г.
Так получилось, что я не читал первые две книги «Пограничной трилогии» (о писателе я узнал после просмотра фильма «Дорога», вывернувшего жанр постапокалиптики. Затем прочитал первоисточник, потом еще несколько книг автора, в том числе и эту).
Это книга о завершении эпохи героев Дикого Запада, когда постепенно уходят герои Майн Рида и Луиса Лямура, а их места занимают обычные труженики. И об этих героях уже не пишут крутых вестернов, скорее производственные романы. Но Кормак Маккарти простых книг не пишет, он умеет немного вывернуть все и найти необычный угол зрения.
Это жесткая мужская проза, суровый быт обычных парней из глубинки на границе с Мексикой, тяжелая работа, крепкая дружба, редкие радости, которые могут принести крупные неприятности.
Вот и один из героев вляпался в опасную игру. Автор неспешно ведет повествование, чтобы оно взорвалось в мозгу убаюканного читателя взрывом дикого натуралистичного насилия.
Кто прочел хотя бы несколько книг Маккарти поймет, хэппи-энда не будет.
Роман мне понравился, но как и другие книги писателя, он своеобразен, всем не посоветуешь.
sergej210477, 18 сентября 2019 г.
Третья, заключительная часть «Пограничной трилогии»
Два героя — Джон Грейди, из первой книги, и, Билли, из второго романа, встречаются вместе.
Конец сороковых годов XX века. А на границе США и Мексики, в Техасе, заканчивается эра ковбоев. Правительство забирает земли скотоводов под военные нужды. Легковые машины и грузовики совсем заменяют лошадь.
Герои трилогии тут уже не подростки, хотя им нет и двадцати лет, они уже многое повидали, особенно в Мексике.
Книга менее динамичная и остросюжетная, чем первые два романа.
Повествование о буднях ковбоев.
Лошади и коровы. Пастбища и объездка молодых жеребцов. Охота на диких собак и аукционы по продаже породистых лошадей. Завтраки в темноте, когда солнце ещё не поднялось, поздние ужины, среди ночи. И — тяжелая мужская работа. Дикий Запад, но, уже без индейцев, скальпов и прерий, где не ступала нога белого человека.
Впрочем, цивилизация наступает на пятки и этой ковбойской жизни.
Достаточно спокойная книга. Я бы сказал, производственный роман из жизни американских скотоводов. О суровом труде, о нелегких, но честных деньгах, о дружбе.
Но, к концу романа все меняется. Джон Грейди впутывается в очень опасное дело. И друг Билли никак не может отговорить его от безрассудных поступков.
Тут автор в своей стихии — книга становится не менее кровавой, жестокой и реалистичной, чем первые произведения этого цикла.
Отличный, грустный финал.
Начинаешь читать — довольно скучный, однообразный роман. Прочтёшь — книга оставляет прекрасное послевкусие, жаль, что трилогия завершилась.
arcanum, 11 марта 2014 г.
Ну, вот и поставлена точка в моем странствии по пространствам «Пограничной трилогии». Растянулось оно на несколько лет, но наши издатели и на большие сроки горазды, спасибо и на этом.
Как и ожидалось — никакого хэппи-энда. Хотя... беспросветной тьмы и отчаяния тоже нет. Просто жизнь... В какие-то моменты течет как сонная река, в другие — взрывается бешеным темпом событий. А все вместе ведет тебя от рождения до могилы, а что дальше знает только Господь. Если он есть, конечно (что тоже далеко не очевидно).
То, что один из героев умрет не своей смертью было ясно с самого начала. Кто — узнает прочитавший. Может быть, даже угадает. Мне почему-то всегда казалось, что эта участь уготована именно тому, кто в итоге и положил свою жизнь в кровавой сальсе. Может, потому что из них двоих именно он казался каким-то более чистым, немного не о мира сего, что ли... а как известно only the good die young. И в его случае такой конец кажется чем-то даже вроде благословения, долгожданного освобождения и награды за перенесенные страдания.
Второй — возможно для него это тоже своего рода награда. Жизнь полная скитаний и бродяжничества, без своего угла, без любви, семьи и прочих атрибутов нормальной жизни. Но ведь и ему в конце книги улыбается что-то вроде долгожданного покоя и тихого уголка.
Само повествование значительно менее динамичное, чем предыдущие две части — неторопливое, подробное описание работы ковбоев на ранчо. На их фоне развивается далеко не самая эффектная и пылкая (на сторонний взгляд) история любви. И далее кульминация с последующим пространным эпилогом. Эпилог это вообще отдельная песня — Маккарти дает такую пищу для ума на этом десятке страниц, которые не каждый автор может выразить в целой книге. Как будто в какие-то первобытно-ритуальные глубины прапамяти погружаешься.
В целом — мощнейшая и глубокая вещь, которую вместе с остальными двумя частями можно и нужно перечитывать еще много-много раз. Чтобы черпать силу и умиротворяющее спокойствие жизненной мудрости.
k2007, 3 сентября 2014 г.
Завершающий роман Пограничной трилогии. Такие же подробные описания скотоводческого американского быта пятидесятых. Такая же жизнь, в которой нет справедливости или несправедливости. Она, эта жизнь, просто не делает никому никаких скидок. Если ты влезаешь в жестокую игру с жестокими людьми, не удивляйся, если все пойдет не так, как ты хотел.
Сильная и печальная книга