Илья Варшавский «Душа напрокат»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Десять книг написал Тетерин, а среди них нет ни одной сколь-нибудь значительной. Души не хватает его персонажам — неинтересные они, картонные. Представился случай вдохнуть душу в героя, Тетерин хочет воспользоваться гениальным изобретением Лангбарда, «тотчас же испробовать действие этого дьявольского зелья», но боится примерить на себя новые яркие чувства, «в каком-то суеверном страхе ставя его опять на место».
Этот день был последним днем писателя Тетерина.
Первопубликация в журнале «Знание — сила» №5, 1971 отличалась наличием дополнительных трёх абзацев в конце рассказа. Фактически в журнальной редакции совершенно другая концовка и другая судьба главного героя. В последующих книжных публикациях эти три абзаца были исключены.
Кроме первопубликации, рассказ в журнальной редакции также печатался в юбилейном номере журнала «Знание — сила» №12, 1989 и во 2-м томе с/с И. Варшавского (М.: Престиж Бук, 2016)
Входит в:
— журнал «Знание-сила 1971'5», 1971 г.
— антологию «Фантастика, 71», 1971 г.
— сборник «Тревожных симптомов нет», 1972 г.
— антологию «Dusza do wynajęcia», 1978 г.
— антологию «Genie auf Bestellung», 1982 г.
— журнал «Знание-сила 1989'12», 1989 г.
- /языки:
- русский (7), немецкий (1), польский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (2)
- /перевод:
- Ц. Пеева (1), М. Сивец (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 4 октября 2023 г.
Один из тех рассказов, которые наглядно демонстрируют недюжинный писательский талант автора. Одиннадцать страниц практически без действия — всего лишь разговор двух персонажей, тема тоже далеко не оригинальная: изобретение, помогающее авторам создавать по-настоящему талантливые произведения, да и финал довольно предсказуемый — казалось бы, ну что может быть в таком произведении привлекательного.... А оказывается и в этом случае можно написать так, что читать будет интересно, даже очень интересно. И внутренний мир главного героя — модного писателя, выписан великолепно, таким он интуитивно и нам представляется, и, по логике, должен быть и на самом деле.
И о финале. По литературным канонам он выписан безукоризненно. А вот чисто с человеческой точки зрения... — трудно понять (и принять) человека столь рационального, что он может вот так вот взять и задавить в себе столь свойственное всем людям чувство любопытства: «А что будет, если...». Думается 99% людей не утерпели бы и обязательно посмотрели «что будет» :).
Да, поскольку увидел, что финалы в разных публикациях отличаются, уточняю, что рассказ читался в первопубликации (журнал «Знание-сила» за 1971 год) с тремя последними абзацами. И этот вариант финала считаю несравнимо более сильным. Для любознательных привожу этот вариант финала:
Отправив пузырьки в мусоропровод, он помедлил немного, затем изорвал в клочки творение Лангбарда и отправил его туда же, почувствовав при этом удивительное облегчение.
Рождение нового Тетерина не состоялось. Что же касается его последней книги, то вышла она вовремя и, как всегда, была тепло встречена критикой.»
Сказочник, 3 сентября 2023 г.
Сейчас так действительно не пишут. Варшавский — О'Генри, только в фантастике и наш. А советская литературная школа только добавляет многогранности.
MarchingCat, 21 сентября 2015 г.
Начну с финала. Я его совершенно не понял. Не понял, почему именно таков финал у рассказа. Зачем нужно было убивать автора. Что такой финал должен сказать читателю. Возможно, я тупой. Или просто слишком молод и чего-то не знаю о начале 1970-х годов (рассказ 1971 года). Но факт остаётся фактом. Финал для меня — тайна за семью печатями.
НО — сам рассказ, мысли в нём высказываемые, очень понравились. Начиная с банальности:
И заканчивая основным — рассуждением о характере и душе персонажей литературных произведений. Ведь как читатель, я вижу — что всё точно сказано. Иной автор героя выпишет до последней привычки, какой рукой тот зубную щётку держит и с какой ноги с дивана встаёт, а герой остаётся картонным. А иной автор несколько мазков сделает, причём часто даже больше по окружению персонажа, чем просто о нём самом — и герой становится живым. Будто душу обретает.
В общем, я очень доволен смысловой нагрузкой, а нюансы антуража рассказа... может, потом что пойму.
god54, 2 февраля 2010 г.
Хорошо сказал автор: у любого, подчеркиваю любого писателя, есть читатели. Все дело в том, сколько таких читателей. Чем их больше, тем лучше писатель. Но так ли это? Есть великие писатели, которых никто не читает, правда их заставляют читать в школе. Кто-то решил что они великие. Рассказ-размышление автора над смыслом писательского труда. Жаль, что концовку он смазал. У каждого писателя есть читатели.
ii00429935, 21 октября 2009 г.
Любопытные размышления о литературе и писательском труде (читается легко), неожиданный финал, я бы сказал, в духе черного юмора. Возникает вопрос:«А что хотел сказать автор? Ради чего это написано?» Очевидно, что не в изобретении странного человека по фамилии Лангбард здесь дело. Наверное, идея автора очень проста, чтобы не сказать банальна: никакие научные изыскания и чтение классиков не помогут в творчестве, если нет главного — таланта.
Kuntc, 22 декабря 2007 г.
Концовка совершенно не подходит по стилистике к остальной части рассказа. Начиналось все как неплохое НФ, а закончилось почти как самый настоящий хоррор. Можно было бы и поэлегантнее завершить. А вот идея рассказа показалась мне очень интересной.
Ruddy, 2 декабря 2007 г.
В рассказе стоит даже не проблема выбора, а преодоления страха перед неизвестным. Что лучше: теплое засиженное местечко или бурный шквал новых ощущений вдалеке? Герой старался преодолеть себя, честно старался...
an2001, 5 октября 2007 г.
И вечная трудность выбора человеческого. Совесть борется с желанием жить удобно, уютно и хорошо.
Мне не совсем понравилась развязка...
Yazewa, 16 февраля 2008 г.
Что-то не понравилась мне идея с запахами, черезчур надуманно. Да и вся история слабо написана.
Pupsjara, 17 декабря 2007 г.
Не хватило автора на достойную концовку, надо было остановиться на «Леди Макбет», хотя в то время, когда был написан этот рассказ, цензура вряд ли бы пропустила такую концовку.
stMentiroso, 12 сентября 2007 г.
Уж не заранее ли все было спланировано? Высокая литература избвляется от бездарностей подобными методами.... Любопытно.