Юрий Гузенко «Переписчик»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых | Любой
Герои повести, находясь на смертном одре, получают возможность отправиться в ключевую точку своей жизни и попробовать исправить свою последующую жизнь.
Входит в:
— журнал «Полдень, ХХI век 2009'04», 2009 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 6 декабря 2023 г.
Классическая темпоральная фантастика, «круговая», или «спиральная» — ежели так можно выразиться. Типа «Швейцарца» Злотникова (многократное повторение попыток исправления прошлого с обязательной «работой над ошибками»). Только тут иная разновидность процесса: не множество попыток в одном, примерно, сегменте временного потока, а одновременное наличие нескольких «представителей потенциального исправителя» из различных хронослоёв.
Вот так, вот – в таковом, достаточно компактном описании сути – это даже привлекательно. Именно так – в итоге – и смотрится само фантДопущение, раскручиваемое в тексте. Как вполне себе незаезженное и – однозначно – достойное внимания.
НО. Форма реализации – к огромному сожалению – традиционно многословна. И – ежели вглядываться правде в глаза, то сие чтиво лишь частично – фантастика. По преимуществу же – всё та же цветная волна, всё так же – всё те же попытки раскручивания позывов «глубокого психологизма. Доля, собственно, Жанра в тексте – процентов 5, не больше. А – скореее всего – даже меньше
Darth_Veter, 5 марта 2023 г.
Олег Семёнов смертельно болен — жить ему осталось не более двух дней. Как принято считать, именно в такой момент к человеку приходит полное осознание прожитой им жизни и четкое понимание сделанных когда-то ошибок. Жаль, что изменить хоть самую малую из них уже никак нельзя. Но герой повести неожиданно открыл в себе умение «возвращаться назад» по линии своей биографии, правда, не в любые моменты времени, а только в т.н. «ключевые» точки. И вот теперь, у отведенной жизнью черты, он хочет исправить одну из ужасных ошибок своего прошлого...
Многие, наверное, удивятся, увидев выставленную мной оценку: почему она так высока? Да потому, что я и сам похож на описанного в произведении героя: основная часть жизни прожита, ошибки сделаны, а их последствия сказываются на мне до сих пор. И мне так же, как и Олегу, хочется их исправить. Только не для того, чтобы кому-то жилось лучше, а просто из соображений морали и совести. В свое время еще Брэдбери прозорливо заметил, что даже нечаянно раздавленная вашим каблуком бабочка способна кардинально изменить непрожитое вами будущее. Чего уж тогда говорить о НАМЕРЕННО сделанных поступках! Олег подозревает, что один из таких поступков испортил биографию не только ему самому, но и всей стране в целом: великий некогда Союз республик распался, и Россия медленно, но неуклонно стала превращаться в державу третьего сорта, где человеческая жизнь перестала быть непреходящей ценностью. Вот почему герой отправляется в свое прошлое, чтобы уничтожить в нем один из ростков уродливого будущего. Изюминка подобной идеи состоит в том, что не ему одному пришла в голову подобная мысль. В конечном счете, в данной «ключевой» точке времени собирается ровно четыре (!) Олега Семёнова. Причем, один из них, похоже, принадлежит даже другой вселенной! Гуртом, как известно, и батьку бить проще, так что герой сотоварищи решает провернуть свое дельце быстро, тихо и качественно. Но еще кто-то из древних греков высказал мысль, что время, как и речная вода, обладает неким сопротивлением, стремлением сохранить имеющийся status quo. Вы ни за что не догадаетесь, какой фокус оно выкинет в повести Гузенко! Его суть раскрывается в самой последней главе, стиль которой и заставил меня вспомнить аналогичный финал в рассказе Брэдбери. Наверное, из-за такого вот противодействия временная линия нашего мира и не рассыпается на миллионы независимых фрагментов, сохраняя казуальную связанность. Это и восхитительно, и печально одновременно. Мораль напрашивается сама собой: чтобы не стыдиться своих ошибок в будущем, не совершайте их в вашем настоящем.
------------
РЕЗЮМЕ: рассказ-притча об ошибках молодости, которые крайне сложно исправить, даже имея под рукой «машину времени». Отдельное спасибо автору за упоминание старого романа Лао Шэ «Записки о кошачьем городе», ибо я почти забыл, что некогда читал его. А теперь вот его сюжет возвращается в нашу действительность во всей своей мерзостной неприглядности.
akokin, 3 апреля 2009 г.
Читается легко, особенно первая глава. Усложняется к середине и немного запутывается к концу. Метаморфозы времени.