Энн Райс «The Feast of All Saints»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Fiametta, 26 октября 2012 г.
Вот книга, которую стоит прочитать не только из-за захватывающего сюжета, но и из-за описанного в книге народа, про который почти нет литературы на русском языке.
Все в детстве читали «Хижину дяди Тома», многие читали «Унесенных ветром», но на русском почти нет сведений о свободных цветных американского юга. В Луизиане (бывшей французской колонии) их называли «gens libres de couleur».
Все они были детьми и внуками рабов, но в жилах многих из них текла кровь белых (плантаторы не брезговали своими рабынями).
Были среди них очень богатые и образованные люди, были крупные буржуа, очень чопорные, очень строгих нравов. Были бизнесмены, изобретатели, литераторы. Были и (и это поразительнее всего) плантаторы, владевшие сотнями черных рабов. Никакой расовой солидарности — внуки рабов, получивших свободу, владели соплеменниками, которым повезло меньше. Когда я читала сцены на плантации тетушки Жозетты, мне казалось, что я смотрю начало фильма «Унесенные ветром», но с чернокожими актерами.
А сцена в оперном театре — внуки рабов во фраках, внучки рабов в вечерних платьях с бриллиантовыми колье на черных шеях, но они сидят в отдельном ряду лож, не смея сесть рядом с белыми, которые, может быть, много беднее их.
Межрасовые браки были в Луизиане запрещены, но содержанки белых богачей пользовались в чопорном обществе новоорлеанских свободных цветных всеобщим почтением.
Идеи «черное — прекрасно» еще не было, очень ценились женихи и невесты, внешне похожие на белых.
В Луизиане боялись «свободных цветных», они не имели права голоса, было много унизительных дискриминационных законов, а освободить раба было очень сложно (это обыгрывается в главе, где
В книге много говорится и о восстании рабов на Гаити.
Много страниц посвящено искусству краснодеревщиков и дагерротипистов. И верится, что это именно искусство.
Странно, что четырнадцатилетняя девочка — уже невеста.
Но и сюжет книги крайне увлекателен, запретные страсти, борьба за любовь, верность и предательство, поиски места в жизни.
Интересно, читала ли Райс «Подростка» Достоевского? Двусмысленные отношения Марселя и мсье Филиппа похожи на двусмысленные отношения Версилова и Аркадия.
Я боялась прочесть, что любовь Мари и Ришара закончится трагически, что тетушки продадут ее белому богачу (странные нравы, где почетнее быть содержанкой белого, чем венчаной женой черного), я плакала, когда думала, что Мари обречена на «бесславную славу» куртизанки, и была по-настоящего счастлива, когда Ришар сказал «Мы уходим. Сейчас».
И нельзя не улыбнуться над тем, что и Жюльет выходит замуж.