Микаель Ниеми «Дамба»
Несколько месяцев север Швеции заливал нескончаемый дождь. От наводнения спасала огромная дамба, построенная с расчетом на самое худшее. Вот только никто не предполагал, что «самое худшее» окажется детским лепетом по сравнению с тем, что случилось. И однажды река Люлео подточила казавшуюся непреодолимой бетонную преграду и понеслась, сметая все на своем пути, разрушая дома, расшвыривая машины, подхватывая всевозможный людской скарб… и самих людей. Серая стена воды несется на героев романа: саама, давно променявшего традиционную жизнь на городскую; пилота вертолета, обдумывающего самоубийство; молодую женщину, только что узнавшую, что она ждет ребенка; рабочего электростанции, решившего, что наконец-то он покажет всем этим бабам, чего стоит настоящий мужик; одинокую художницу-любительницу, для которой река всегда была отрадой… Мозаика трагических (а порой и слегка комических) историй складывается в большую драму, которая навсегда изменит не только ландшафт, но и судьбу каждого из героев.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Orand, 14 марта 2024 г.
Я не был знаком с этим автором , до тех пор, пока мне не посоветовали прочитать данную книгу. Возможно многие скажут, что книги подобного жанра не редкость, также как и фильмы -катастрофы, которые создаются по ним. Но эта книга далеко не просто чтиво, повествующее о катастрофе и ее последствиях.
Традиционно, начну с плюсов и того, что мне собственно говоря понравилось.
Во-первых, сюжет. В котором автор, не теряя ни минуты вводит читателя в курс дела. Я не очень люблю книги, в которых главную мысль сюжета затягивают чем -то вроде «травка зеленеет, солнышко блестит». Для подобного существуют другие жанры. Так вот, по сюжету. Классический казалось бы сюжет, где жители города откровенно проворонили прорыв собственной дамбы, за что и пострадали. Почему так произошло мне было не очень понятно, ведь впринципе заметить подобное не слишком сложно. Однако, не заметили. Допустим. И больше уже стало любопытно, а как главные герои выйдут теперь из положения и что придумает для этого автор.
О героях мы узнаем буквально из первых глав. Нельзя сказать, что они какие-то нетепичные, но для быстрого введения автор использовал слияние отношений героев как к происходящему, так и до этого. Отличный прием,дополняющий сюжет.
Далее- естественно в подобной книге должно быть много экшена, назовем это так. И его действительно хоть отбавляй. Судите сами-прорыв дамбы, вода хлынула на город, и при этом люди тихо и мирно занимались своими делами. И вдруг случилось. Первое-как поведут себя герои? Какие последствия произойдут от принятия их решений? Что последует после? Здесь все расставлено действительно по -полочкам.сдела
Очень понравилось то,что автор в данном событии задействовал практически всех героев,причем, как главных, так и второстепенных.И мы буквально видим реакции каждого.
Много ли в книге моментов,в которых герои пытаются справиться с природной стихией? Да, и они не перебиваются тоннами размышлений и тому подобным. Что тоже понравилось.
В итоге получилась действительно отличная книга о катастрофе с дамбой в отдельно взятом городе.
А минус в книге только один. Почему же никто из служб, которые отвечают за состояние города не среагировал вовремя? В наше время такое бездействие неправдоподобно. Возможно, многие из вас скажут,что если бы это произошло-то книга была бы не так интересна. С другой стороны- не всегда и службы могут справиться с подобного рода катастрофами. Ведь пока они там пытаются справиться с одним -может произойти еще и другое. На этом можно было бы сделать неплохой сюжет.
Итак как итог — ставлю книге 8 из 10. Крепкое чтиво в своем жанре , на мой взгляд достойное чтобы по нему сняли хороший и качественный фильм.
majj-s, 9 декабря 2021 г.
Стихийное
Lest me forget how fragile we are.
Sting
Что Микаэль Ниеми талантище, было ясно уже с «Популярной музыкой из Виттулы», веселой, грустной, страшной, уморительно смешной истории взросления двух мальчишек из бедных семей в социально-неблагополучном районе Северной Швеции. И если вы думали, у них все и везде одинаково шоколадно, то вот, пожалуйста, так было в семидесятые. И стокгольмцев, кстати, там недолюбливают, считают избалованными бездельниками в точности как у нас москвичей. Говорю же, у шведов много с нами общего. Но прошлогодний (или уже позапрошлогодний?) роман «Сварить медведя» скорее разочаровал. Нет, ясно, что Ниеми не автор одной книги и на смену пацанскому задору пришло зрелое мастерство, но трагичная атмосфера тупиковой безысходности не самое духоподъемное чтение из возможных и не то, ради чего обычно беру книгу.
Потому «Дамбы», на которую внезапно обрушился вал читательского недовольства (реакции все равно отслеживаем, оценки смотрим), боялась. Настолько, что купленная в июле, она пролежала у меня в читалке до декабря, живым укором склонности к прокрастинации. Пока вчера не с казала себе: «Соберись, тряпка, и сделай это!» И... проглотила за вечер, с тем уровнем эмоциональной вовлеченности, какой заставляет то и дело восклицать: «Вот же гад», «Ой, мамочки» и хватать ни в чем не повинных членов семьи, объясняя им перипетии очередной заковыристой ситуации. Нудно, потому что как Ниеми я не умею, а и умела бы, за те полминуты, какие согласны были уделить, цельной картины не создашь.
Итак, Швеция, наши дни или чуть раньше. Осень выдалась какая-то уж совсем дождливая, ни бабьего лета, ни ягод собрать, ни порыбачить — как в песне про полгода плохая погода. И если бы неприятности этим ограничились, то хрен бы с ними, с рыбалками-грибалками, но аномальное количество осадков переполнило реку и размыло плотину ГЭС, а для районов, расположенных ниже уровня водосброса, это катастрофа. Не как бывает при сезонных наводнениях от разлива рек, которые показывают по телевизору, когда цокольные этажи домов затоплены и легковушки по капот в воде, но стихийное бедствие, сопоставимое с цунами или селем, когда вал воды, смешанной с грязью, камнями, бревнами мгновенно поднимается и поглощает все на своем пути. Сминая,ломая,калеча.
И вот здесь автор оказывается невероятно хорош. Уровень достоверности его персонажей, мотивированности и внутренней правды их поступков, силы воздействия, эмоциональной вовлеченности сопоставим с тем, что Кинг сделал в «Противостоянии». Собственно, Ниеми и схему взял ту же: множество локальных историй, соединяясь, создают эпическую картину. С той разницей, что он по-шведски экономен в средствах и масштабное действо умеет создать на малых энергиях, не полостной операцией, а лапароскопией.
Все эти люди: трудяга вертолетчик Винсент, его бывшая жена Хенни со своим новым богатым алкоголиком, их беременная дочь Лависса в плавучем доме, водитель Сааба премиум-класса, тезка чемпиона мира по плаванию, несчастный муж женщины в глубоком альцгеймере, и тот мерзавец, что кидал камни, и художница со своим Адонисом — все они живые, плотные и плотские, всем сопереживаешь, да что там — становишься на время каждым из них. Ах, еще же София, которая спешила спасти дочь.
Какая мощная, захватывающе интересная, какая прекрасная и страшная книга.
intuicia, 10 апреля 2021 г.
Я продолжаю свое знакомство со скандинавскими авторами. В этот раз мне в руки попалась книга Микаеля Ниеми из под пера которого вышли, переведенные на русский язык, «Популярная музыка из Виттулы» и «Сварить медведя» .
Роман «Дамба», изданный у нас в этом году, представляет собой роман-катастрофу. Перед нами развернется история одного дня, когда водяной поток накроет жителей города и поднимет на поверхность все их настоящие человеческие и нечеловеческие качества. Так как персонажей в книге достаточно, а период времени невелик, то глубоко во внутренний мир автор копать не будет. Тут главное — это поступки в чрезвычайной ситуации.
В плане динамики и нагнетания атмосферы у писателя всё получилось, так как в книге всего 350 страниц и основной упор идет на действие. Колоритно описаны потоки ужасной стихии и страхи людей. Но вот сами герои особой симпатии не вызывали. Скорее всего автор хотел показать, что нет хороших и плохих, что все мы разные. Но вышло это уж больно карикатурно. Мужчины получились какие-то агрессивные или со странными поступками, а женщины и вовсе истерички. Они и без стрессовой ситуации не особо адекватно себя ведут, а что говорить про катастрофу. Конечно не все персонажи такие, но основная масса меня просто удивляла.
Плюс ко всему в первой половине книги, у меня было ощущение, что весь этот роман написан только для того, чтобы прорекламировать одну из моделей автомобиля SAAB. Сколько времени было уделено описанию всех примочек, этого транспортного средства — это просто уму не постижимо.
Я впервые читаю произведение в жанре роман-катастрофа в чистом виде, но делаю вывод, что для этого больше подходит кинематограф. Ибо на протяжении всего процесса чтения, я думала,что на экране это бы смотрелось намного эффектнее, учитывая то, что с фантазией у меня всё в порядке.
Я бы сравнила эту книгу с фильмом «Невозможное»(о событиях, разворачивающихся на фоне цунами 2004 года), только вот он намного больше меня зацепил эмоционально. Возможно потому,что там мы наблюдаем за одной семьей, а все остальные трагедии идут фоном. Это придает акцент, ты не распаляешься на всеобщую картину, а ставишь себя на место основных героев и от этого глубже погружаешься в ужас происходящего.
Советовать эту книгу друзьям и знакомым я скорее всего не буду. Возможно лишь ради любопытства открыть для себя новый жанр, ее можно прочесть. Хотя не стоит забывать,что вкусы у всех разные и для вас эта книга может стать открытием.