Мэнли Уэйд Уэллман «Shonokin Town»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Культы | Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Доктор Смоллетт рассказывает Джону Танстоуну, как в городе Арави он повстречал очень странных людей, отличительными чертами которых были длинные безымянные пальцы и вертикальные зрачки глаз. Танстоун понимает, что это шонокины. Он отправляется в город, но по пути встречает молодого Краша Коллинза, который был готов помочь. Джон убеждает юношу немедленно убраться из Арави подобру-поздорову, но тот не прислушивается к совету и попадает в руки шонокинов.
Входит в:
— цикл «Джон Танстоун»
— журнал «Weird Tales, July 1946», 1946 г.
— сборник «Lonely Vigils», 1981 г.
— сборник «The Third Cry to Legba and Other Invocations», 2000 г.
— антологию «Century's Best Horror Fiction. Volume One», 2012 г.
— сборник «The Complete John Thunstone», 2012 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кел-кор, 1 мая 2013 г.
Произведения Уэллмана о шонокинах меня интересуют в первую очередь как рассказы, развивающие тему «маленьких людей» в литературе ужасов. Макен, Бакен, Говард, Лавкрафт, Вагнер... В эту достойную компанию своё имя вписал и Мэнли Уэйд Уэллман, по крайней мере, двумя рассказами. Первый из них, который называется просто — «Шонокины», оставил, увы, резко негативное впечатление. Оставалась надежда на «Город шонокинов», и она, к счастью, оправдалась!
Этот бесхитростный рассказ раскрывает перед читателем мир шонокинов — гуманоидов, в какой-то мере родственных человеку, но не являющихся людьми. Они тешат себя надеждой вновь захватить власть над миром, как это было когда-то давным-давно. Джон Танстоун уже встречался с этими существами, и он сам, и шонокины хорошо запомнили эту встречу. Теперь же он узнаёт о целом городе, населённом этими странными существами, и, естественно, отправляется туда. Дело осложняет присутствие молодого Коллинза, которого шонокины схватили и которого теперь Танстоуну надо выручать.
Фабула рассказа проста как пять копеек, но произведение выигрывает не этим. Самое интересное в нём — собственно, шонокины. Странные существа, существование которых для простого человека удивительно и непостижимо. Они враждебно настроены по отношению к людям, но в тексте Уэллмана, честно говоря, нет никакого ощущения смертельной опасности, которую они представляют для человечества. Они не вызывают омерзения, хотя выглядят непривычно, они не предпринимают никаких видимых решительных шагов для воплощения в жизнь своей цели... Возможно, это и к лучшему: человек не чувствует, что они представляют для него опасность, а сами шонокины тем временем тихой сапой... Ну, в общем, вы поняли...
Весьма интересная вариация «маленьких людей», не похожая на вариации Макена и Говарда, например. Во-первых, они не живут под землёй, во-вторых, достаточно часто и, я бы сказал, довольно безболезненно вступают в контакт с людьми. К тому же они бессмертны, в общем-то (если их не трогать). Они такие, какие есть — и не меняются. Весьма оригинальные существа...
Так что рассказ не шедевр, конечно, но довольно интересный. Для Уэллмана — весьма неплохой текст.
P. S. И вполне понятна логика Джона Пилана, включившего это произведение в антологию лучших хоррор-рассказов XX века за 1946 год.