Сергей Снегов «Право на поиск»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На Урании в институте атомного времени при взрыве сгущённой воды погибает Павел Ковальский — руководитель одного из проектов. С Земли для выяснения всех обстоятельств трагедии прилетает Рой Васильев...
Входит в:
— антологию «Меньше — больше», 1988 г.
— сборник «Право на поиск», 1989 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 8/2. Советская фантастика 80-х годов», 1994 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
VovaZ, 8 декабря 2020 г.
Производственная драма, на фоне квази-НФ будущего. Любовный треугольник. Опасный эксперимент, с трагическим концом. Самопожертвование, с благополучным финалом. Всё это могло бы случиться и в банальном, советском НИИ, а не на другой планете.
В начале, это чисто драматическая повесть. Снегов долго и, я сказал бы, нудно, описывает пейзажи, сцены, звуки. Рефлексия ГГ. Как он воспринимает того или другого персонажа повести.
Автор слишком привык к масштабам космической оперы. Формат повести ему даётся плохо.
Действия и, собственно, интрига начинается и заканчивается на последних страницах повести. События довольно интересные, вот только зачем нужен был весь остальной текст, остаётся загадкой. Персонажи, которых снегов так многословно описывает, остаются плоскими и бездушными. Сцены блеклые.
НФ интрига — атомное время, психодиполь, сгущённая вода выглядит не слишком серьёзно. Повесть прочлась, но вызвала умеренный интерес.
Разве что, понравился научный термин “дружеский психотормоз”. :)
Тимолеонт, 2 февраля 2020 г.
Всё литературное мастерство автора вдребезги разбивается о попытки псевдонаучно обосновать абсолютную ахинею. « любовь — это не выдумка человечества, это осязаемая величина, это сила», ага. Ощущение, что авторы «Интерстеллара» именно «Правом на поиск» вдохновлялись. Снегов в попытках подвести научную базу под измерение чувств и их математизацию забывает об увлекательности, интересе, правдоподобности и т.д. Талантливому писателю, который написал прекраснейшую научно-популярную трилогию о физиках-ядерщиках, здесь абсолютно отказывает вкус и чувство меры. Я не отрицаю, у «Права на поиск» есть несомненные литературные достоинства, но многие не сумеют их заметить просто потому, что автор с абсолютно серьёзным лицом смешивает науку и любовь, даже не пытаясь хотя бы поиронизировать над этим. Нет, он действительно рассказывает про то, как мудрые учёные собираются и с помощью любви и прочих чувств играются со временем и чуть ли не хронопарадоксы устраивают. Эммет Браун отдыхает.
На фоне этого как-то даже неудобно упоминать про элементарную тяжесть текста и занудство героев, по несколько раз пережёвывающих одно и то же.
yarigo, 25 августа 2020 г.
Для меня, признаюсь, С.Снегов так и останется в первую очередь автором сумасшедшей эпопеи «Люди как боги», которую я в подростковом возрасте перечитывал ежегодно.
«Право на поиск» очень напомнил мне стиль Стругацких советского периода. Фантастика тесно переплетена с социальной темой, точнее даже с моралью. Много также эрудированных ссылок на философию, историю, просто познавательность. Мне всегда это здорово нравилось, но раньше большая часть совфантастики делала упор на это (правда с разным успехом), поэтому тянуло и к космооперам, таким редким по доступности в те времена.
Сейчас, когда фантастика сбилась в большей части на постапокалипсис, ужастики и «панки» разных видов, и не просто найти позитив, мне приятно было прочитать и такой неспешный роман. Возможно для кого-то он сейчас покажется скучным, для меня – добротная интеллектуальная фантастика.
Darth_Veter, 29 августа 2021 г.
Не скажу, что читать произведения Снегова — легкое развлечение. Даже его знаменитую трилогию «Люди как боги» я не рекомендую читать без специальной подготовки. Чего уж говорить про эту повесть, где в центре сюжета стоит научный эксперимент, касающийся всесильного времени! В произведении нет строгой науки, зато много философских рассуждений на тему времени, организации физических исследований (и просто научной работы), а также психологии и основам взаимоотношений между людьми. Написано всё это не совсем понятным языком, что сразу отпугнет всех любителей космических опер и остросюжетной фантастики. Действительно: сидят себе упертые научные лбы на отдаленной планете Урания и строят планы, как им «развести по понятиям» прибывающего к ним в гости детектива, посланного расследовать недавний несчастный случай на производстве. Сам случай описан крайне скупо и неконкретно, чтобы заранее не раскрывать всю суть произошедшего. К чему такая секретность от официального лица? Cherchez la femme, говорили французы и почти никогда не ошибались. Женщины всегда играли в нашем обществе важную роль, хотя к ним редко прислушивались и еще реже соглашались с ними. Вот и в данном повествовании оказалась замешана женщина. Как и ожидалось, благодаря ей эксперимент пошел «вразнос», вследствие чего погиб человек. Чтобы не травмировать ее, ученые решили скрыть до поры до времени всю правду о случившемся не только от нее самой, но и от приехавшего следователя. Ло-о-огика! Ох, уж эти ученые... Я понимаю, что таким приемом автор хотел до последнего держать читателя в неведении, заставляя его мучиться догадками, а в самом финале обрушить на него всю правду без купюр, чтобы он поразился самопожертвованию главгероя. Такая схема, как я считаю, годится для небольшого рассказа, где всё описано крайне сжато и конкретно. Но для повести это будет явным перебором, т.к. читателю будет скучно читать все эти недомолвки и полуправду (в трех версиях). К сожалению, таков стиль Снегова. Он слишком тяжеловат для большинства читателей, которые и таблицу умножения вспоминают с трудом. Им лучше даже и не браться за чтение повести. А всем остальным придется набраться терпения, читая пространные и не совсем понятные диалоги персонажей. Только в диалоге с главгероем, хронофизиком Эдуардом Барсовым, полог тайны, наконец-то, приподнимается, и мы зрим голую правду. Возрадуются ей отнюдь не все. Стиль изложения у автора не совсем «гладкий»: слова напоминают булыжники, а не изящную тротуарную плитку, много патетики и не употребляемых в обычной речи выражений. Эдик Барсов вырисован эдаким Александром Матросовым, бросающимся на амбразуру темпорального трансформатора, чтобы спасти чужую жизнь. Он настоящий герой, а все остальные — просто зрители и восторженные поклонники. Видимо, у автора просто нет в наличии иного шаблона для своих ключевых персонажей. Может, из-за такой идеализации они кажутся картонными и ненастоящими.
Сам эксперимент с точки зрения науки интереса не представляет: невозможно изменить время отдельного атома, не меняя его одновременно и для соседей. Время — это базовая характеристика нашей Вселенной и ее нельзя «рвать на кусочки» или исследовать локально: она есть неотъемлемая часть пространства, которое по своей природе неразрывно и абсолютно. Поэтому и все эксперименты со временем тоже будут глобальными, т.е. путешествовать в прошлое будет ВСЯ Вселенная разом, а не отдельный атом. А вот идея «психодиполя» мне кажется интересной не только по аналогии с физикой, но и как подтверждение известной формулы «любовь — это сила, перед которой бессильно даже время». К сожалению, это не наука, а только философия, да и то идеалистическая. Так что, несмотря на заявленные претензии, повесть является научной сказкой, а не научной фантастикой.
---------------
РЕЗЮМЕ: повествование о настоящей силе человеческой любви и подлинной цене жертвы с точки зрения науки. Показано к чтению убежденным «ботанам», а также ценителям красивых фраз и остроумных парадоксов.
amak2508, 2 июля 2017 г.
Повесть любопытна в первую очередь своим построением — первые страницы настраивают на широкую панораму научных достижений и исследований в далеком будущем, а к финалу все постепенно сводится к практически детективному расследованию. Причем интрига получилась не только весьма запутанной, но и логически непротиворечивой, т.е. все в ней складно и придраться к книге в этом плане практически нельзя.
Но, зато, какой же тяжелый у автора в этой повести слог — сквозь его длиннющие псевдонаучные и интеллектуализированные предложения приходится продираться как сквозь заросли в джунглях. Слава богу, если привыкнешь к такому языку едва ли к середине произведения.
Что касается разных там сгущенной воды или исследований времени, описанных в повести, то они носят скорее вспомогательный для основной интриги характер и, при всей своей внешней эффектности, особого внимания читателя не требуют. А вот характеры и манеры поведения героев повести читателя несколько удивят — слишком уж они отличаются от традиционных, нормальных в общепринятом понимании.
Как итог: удивительно, но по завершении чтения впечатление от прочитанного оказывается совсем неплохим и потраченного времени совершенно не жаль.
Gourmand, 28 апреля 2015 г.
В рассказе произошёл взрыв сгущённой воды, отчего рассказ превратился в повесть. Столько воды, ну столько воды, это просто что-то невероятное. Весь рассказ разбит на 8 пунктов, что соответствует 10-15 страницам в других рассказах автора. Здесь же 90 страниц!
Хроноэксперименты с психодиполем — это какой-то овеществлённый бред психиатра. Читать эту ахинею можно только полностью отключив мозг (разделы физика, биология, математика, логика).
Ну хорошо, воду вылили, научную часть забыли. Что в остатке? Как вернуть девушку в нормальный ритм жизни и при этом не погибнуть ещё кому-нибудь? Ничего интересного, способ придумали.
Единственный сильный момент в рассказе — это самопожертвование Павла. Не бесспорное, но настоящее мужское решение.
Displacer, 15 августа 2012 г.
Очень долго искал эту повесть после прочтения в детстве. Как тогда, так и сейчас произвела очень сильное впечатление. «Научные» подробности, которые неинтересно и скучно было читать предыдущим комментаторам, для меня показались наоборот, очень продуманно выстроенными, хорошо подкрепляющими сюжет, который нисколько не затянут, иначе бы это была не повесть, а роман. Мне кажется, научная фантастика должна выглядеть именно таким образом, основанным именно на научных подробностях, а уж будут ли они когда-либо реализованы в той или иной форме — покажет будущее. Даже если не будут, не беда — главное, что у автора есть идеи, над которыми можно поразмыслить. Ну и, конечно, стоит отметить, что это эти идеи вписываются в общечеловеческие ценности, важные для воспитания детей и подростков. Любовь, самопожертвование, дружба. Рекомендую для подрастающего поколения.
Yelin, 13 апреля 2013 г.
Снегов очень любит ставить своих героев в ситуацию, когда они вынуждены покончить с собой. Эта повесть — не исключение. Ситуацию автор придумал великолепную — не просто один из персонажей вынужден совершить самоубийство, но и другой вынужден решать, кому из обреченных умереть, а кому остаться в живых. Двойная моральная дилемма впечатляет, а вот решение в стиле «и тут из кустов выезжает симфонический оркестр» — совершенно разочаровывает. Гораздо сильнее выглядит в этом смысле концовка «Диктатора», где решение подобной дилеммы оставлено на усмотрение читателя.
Сказочник, 24 ноября 2010 г.
А мне история понравилась. Да, начало в стиле «к нам едет Ревизор», никакого оптимизма не вселила, а диалоги героев вообще показались смешными. Так уже никто не пишет... И в этом прелесть.
Подкупает другое: автор попытался подойти к таким понятиям, как дружба, любовь, ненависть предельно научно, причем, сделал это настолько в лоб, чо даже попытался их измерить. Оригинально? Безусловно.
Роль Роя Васильева, правда, притянута за уши — вполне можно было бы обойтись и без него. Зачем исповедоваться незнакомому человеку, чтобы потом прийти к решению без его помощи?
Alexandre, 18 апреля 2009 г.
И мне, как авторам предыдущих отзывов, показалось затянутым и скучным. Когда интрига раскрывается, интереснее не становится. Да, какие-то загадочные загадки в диковинных свойствах придуманной автором «сгущеной» воды. Все мысли героев — всякие намеки, пустая болтовня, опять намеки, неизвестно на что, какие-то никчемные детали, вроде «берерозки» — всё это утомляет. Жаль потраченного времени, рекомендовать к чтению не могу.
Yazewa, 27 февраля 2008 г.
Затянутая история. Слишком много места занимают «научные» подробности, читать которые неинтересно совершенно, а герои остаются выписаны весьма плоско и невыразительно. Рой Васильев здесь вообще непонятно для чего, — видимо, чтобы было кому исповедаться? Слабая работа.
GomerX, 13 января 2009 г.
скукотище... Вроде и задумка неплохая, а реализовано все очень неважно. Слишком затянуто и интрига не ощущается.
ddmr, 1 февраля 2006 г.
Долго и нудно. 2/3 повести вообще не понятны ни причины, ни следствия.