Фазиль Искандер «Утраты»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Узнав о смерти сестры, Зенон прилетает из Москвы в Сухуми на похороны и вместе с родными вспоминает множество историй из прошлого.
Входит в:
— роман «Сандро из Чегема», 1973 г.
— сборник «Защита Чика», 1983 г.
— сборник «Большой день Большого дома», 1986 г.
— сборник «Кролики и удавы», 1988 г.
— сборник «Повести, рассказы», 1989 г.
— сборник «Стоянка человека», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ii00429935, 16 февраля 2014 г.
Писатель Зенон за один год похоронил маму и брата, а теперь умирает ещё и сестра... Понятно, что подобные сюжеты к юмору особо не располагают, и этот рассказ Фазиля Искандера читается чуть тяжелее других.
По идее вопрос, волновавший автора, близок и понятен каждому. Как пережить утрату? Утрату в самом широком смысле слова — и близкого человека, и, например, высокой должности. Каких-то откровений искать в «Утратах» не стоит, ответ очевиден и так. Универсального рецепта нет. Кто-то с головой уходит в работу, кто-то утешается мыслью: «У соседа дела ещё хуже моих», а кто-то, собрав волю в кулак, продолжает жить дальше...
Частной истории Искандер стремится придать глобальность, но, по-моему, перебирает с пафосом. Оцените хотя бы такой пассаж: «Народ — это вечно живой храм личности, думал Зенон, это единственное море, куда мы можем бросить бутылку с запиской о нашей жизни, и она рано или поздно дойдёт». Конец цитаты. Без комментариев.
При этом Фазиль Искандер даже в проходных работах остаётся мастером, в «Утратах» есть интересные жизненные наблюдения, и в определённом настроении рассказ может быть воспринят «на ура».