Симона Сент-Джеймс «Мотель «Вечерняя заря»»
Решение двадцатилетней Карли оставить колледж, перебраться в захолустный городок Фелл на севере штата Нью-Йорк и устроиться ночным администратором в старый мотель вызывает удивление у всех ее знакомых и близких. Лишь одна Карли знает его истинную причину — она должна разгадать тайну загадочного исчезновения в этом мотеле тридцать пять лет назад двадцатилетней Вивиан — родной сестры матери Карли. А в мотеле и сейчас что-то неладно…
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2020 // Детектив и Триллер (35 340 голосов) | |
номинант |
Премия «Это — хоррор» / This Is Horror Awards, 2020 // Роман года | |
номинант |
Литературная премия «Дамы ужасов» / Ladies of Horror Fiction Awards, 2021 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
красная роза, 26 января 2024 г.
Тот неловкий момент, когда от книги ожидаешь жутковатый мистический триллер с тайными прошлого, вроде там всем известного «Сияния» или «Номера 1408», ну или хотя бы просто что-то близкого по атмосфере, а получаешь любительский трукрайм с уклоном в young adult или просто женский роман о секретах прошлого и настоящего, которые одно время были очень популярны. И нашумевших «Сломанных девочек» девочек у автора я не читала, чтобы хотя бы примерно понимать, как оно будет. Хотя не скажу, что тут все плохо, нет же, роман довольно увлекательный и легко усеваемый, а криминальный истории маленьких городов и бедных девушек, невольно оказавшись в это втянутыми, очень даже впечатляют и заставляют грустить о жестокости и несправедливости этого мира.
В книге будут две линии повествования, чередующие друг друга. Чуть более тридцати лет назад сумасбродная Вивиан бросает родной дом и отправляется в Нью-Йорк, конечно же за интересной и лучшей жизнью, но по собственной глупости до него не доезжает и оказывается в небольшом провинциальном городке Фелле, возле придорожного мотеля, куда впоследствии устраивается работать на должность ночного администратора. Нда, лучшую судьбу девушка конечно не нашла, но вот ее досуг скучным не будет, ведь в мотеле творится нечто странное и необъяснимое, а в городе были убиты несколько женщин... В настоящем времени, вторая главная героиня романа Карли, также решает бросить свою такую непримечательную жизнь и отправиться разгадывать старую тайну своей семьи, связанную с тетей Вив, та считается без вести пропавшей много лет назад. И вот девушка с четким намерением, что никто не смог, а она то точно должна едет в тот самый Фелл, и в «Вечернюю зарю». Сразу вот вопрос возникает, насколько же человеку скучна и не интересна собственная жизнь, чтобы броситься очертя голову непонятно куда, искать родственника которого в глаза никогда не видел, тем более если есть подозрения на криминал. «Не ходи туда, там тебя ждут неприятности. — Они меня ждут, эти неприятности? Я пошёл!»(с)
Я уже упоминала выше, что в принципе роман для отдыха очень даже неплох. Тут есть интрига по сюжету, городок с жестокими убийствами, удавшийся образ старого мотеля, где околачиваются всякие подозрительные личности, есть идея о проблемах женщин, что порой совершенно беззащитны против всяких недолюдей, просто потому что физически слабее, а значит автоматически уязвимы. Кроме того, не могла я не оценить и представление «ночных сотрудников» , которые как бы выпадают из общего течения мира, потому что словно существуют в другой реальности, и это не может не отразиться в какой-то мере на них самих, в частности на здоровье и психике, мне это близко, я сама так работаю уже около десяти лет, хоть и в более мягком режиме. Однако, тут собралось достаточное количество всяких «но», что сильно удешевили книгу в моих глазах. Увлекательное сочетание детектива-мистики и триллера уже подрывается смещением в сторону молодежной, и подчеркиваю, женской литературы. А дальше вниз по накатанной. Перечитав достаточно похожей литературы в свое время, становится понятно, что линия прошлого всегда более четкая и яркая по сравнению с линией настоящего, исключений почти нет. А здесь так вообще история Карли словно пришита грубыми стежками к главному сюжету о Вивиан. И проигрывает она во многом, начиная от характера девушек, целей, загадок и заканчивая слитым, с ноткой морализаторства и пафосом финалом. Хорошо когда все хорошо, и просто прекрасно, когда не сталкивался с темной стороной жизни, можно и белый плащ надеть, ну... По ходу повествования ловила себя на мысли, что автор хотела как-то по-другому все изобразить, уж больно много оборванных деталей, которые могли как-то интересно развиться, но нет. И так пойдет, вот и выглядит линия настоящего, словно написанная лишь для того, чтобы поведать о существовавшей некогда девушке Вивиан, в которой внезапно проснулся дух авантюриста и страсть к справедливости, отчего та и попала в неспокойное время, в неспокойное место. А как все любопытно начиналось. Но зачем вот это вот все, суета вокруг дивана, не упокоенные души, маньяки, пропавшие родственники, мотель исчезающий в закат, когда главное сверкнуть в конце тем самым пресловутым белым плащом и нужно же девушке потерять с кем-то девственность (дословно!). Еще одно личное разочарование, совершенное внезапные, учитывая мои предпочтения, это мистика в романе. Ее здесь очень мало и по сути она играет роль мебели или домашнего животного в мотеле, если убрать эту чертовщину, происходящее выглядело бы куда серьезнее и без роялей в кустах. А то смешались в кучу кони, люди.
Закругляясь, можно сказать, что пусть изначальный замысел сильно подсолили, хорошо провести время за книгой точно можно. Есть интрига, сюжет, правильные мысли, какая-никакая атмосфера мрачности и отчужденности, в линии восьмидесятых по крайней мере так уж точно. Определенному кругу лиц и под настроение вообще может отлично зайти. Для меня же пока большой вопрос, полезу ли я еще раз к госпоже Симоны Сент-Джеймс, но предупрежден значит вооружен. Девичьи триллеры они такие, со своим добрым очарованием.
Селеста, 9 декабря 2023 г.
!!! Возможны спойлеры.
Вторая из переведённых книг Симоны Сент-Джеймс раскрывает перед нами историю плохонького и дешёвенького мотеля в тихом провинциальном гороке. Много лет назад в этом мотеле бесследно исчезла тётя главной героини. До её пропажи в городе в течение нескольких лет происходили убийства девушек — казалось бы, не связанные друг с другом, однако тётя героини, а десятилетия спустя и сама героиня находят в них закономерность.
К сожалению, авторесса решила пойти по пути самоповтора, практически подчистую копируя своих же «Сломанных девочек». В «Мотеле «Вечерняя заря»» точно такая же структура: первая глава — события прошлого незадолго до некоей трагедии, вторая — события уже нашего времени, и затем главы перемежаются, постепенно раскрывая и историю двадцатипятилетней давности, и современное расследование.
В книге также есть призраки, которые обитают в одном конкретном месте, которых также видят абсолютно все, и которые также сюжету практически не нужны. Но в «Мотеле...» авторесса всё-таки постаралась придать призракам хоть немного значимости — пусть косвенно, но они намекают на убийцу, а также помогают расправиться с одним из антагонистов. Маленький, но всё-таки шажок вперёд.
Ещё один самоповтор — поиск погибшего родственника. В «Сломанных девочках» это была старшая сестра героини, в «Мотеле...» — тётя. Финал у этих историй разный, но копирование читается отчётливо. Сюда же и мелочи вроде того, что в обеих книгах главные героини не едят ничего, кроме крекеров, что уж совсем галимая халтула. Ну и центральная идея в обеих книгах идентична — безразличие окружающих к проблемам женщин и повлекшее за собой гибель девушки преступление, которого можно было избежать, если бы представителям правоохранительных органов, а также простым гражданам не было плевать. Понятное дело, что у каждого писателя есть свой набор животрепещущих и болезненных тем, к которым он имеет право так или иначе постоянно обращаться. Но С. Сент-Джеймс даже не постаралась свою тему завернуть в другую обёртку — просто кинула читателям тот же самый топор в лицо.
С персонажами в этой книге всё намного хуже, чем в «Сломанных девочках». Они плоские, карикатурные, половина из них введена в сюжет просто в качестве мебели, а другая половина блещет невероятным везением, толком из себя ничего не представляя. Автор бессовестно подсуживает обеим своим героиням, вкладывает им в мозг догадки, которые обычному человеку в жизни бы в голову не пришли, что убивает на корню и без того невероятно слабую детективную линию. Протагонистка нашего времени — это просто какой-то ужас. Она представляется читателям как «синий чулок» и «книжный червь», и сколько раз эти качества мелькают в тексте? Ноль. Сколько раз она добровольно берётся за книгу просто чтобы почитать, она же так любит это дело? Один. И ещё два раза она читала первую попавшуюся книжку просто со скуки, так как на работе интернета нет. Какие у неё мотивы бросить колледж, приехать в незнакомый город и ввязаться в расследование? Ну просто. Захотелось, а то чёт тётя, которую она никогда в жизни не видела, пропала же, надо же с этим что-то делать. Может, у героини есть журналистское образование? Нет. Может, она работает в юридической сфере? Нет. Может, у неё есть полезные знакомства? Нет. Может, она обладает невероятно сильным характером и способна надавить на нужные рычаги? Нет. Она буквально сутками сидит на заднице: днём — в библиотеке, ночью — в мотеле. Иногда смотрит на свой любовный интерес и думает, что неплохо бы с ним замутить.
Всё это можно было подать адекватно, но авторессе будто стало лень как следует прописывать собственную героиню. И так сойдёт. Отстаньте со своей мотивацией.
Любовный интерес героини всё ещё на фиг не нужная сюжету пустышка, но он уже получил хоть какой-то бэкграунд и какой-то характер, в отличие от бестолковой мямли-истерички (да, эти качества сочетаются) из «Сломанных девочек». Поначалу между ними даже было неплохое взаимодействие, но очень быстро вся химия угасла начисто. Новая подруга героини — ещё один лишний в истории персонаж. Она не повлияла вообще ни на что. Авторесса пыталась через неё раскрыть героиню, показать, что прежде у той не слишком-то получалось дружить, но как таковой дружбы-то и не сложилось. Они просто болтали и копались в архивах. Всё. Не хватило глубины и наполненности смыслом. Подружка будто была введена просто для репрезентации героев с ментальными проблемами. Ну а антагонист нашего времени вызвал во мне такой взрыв сверхновой, что до сих пор успокоиться не могу. Это самая тупая, лениво прописанная, ненужная, убогая линия противостояния из всех, что я могу навскидку вспомнить как минимум за последние года два. Персонаж знакомится с героиней, та его грамотно отшивает, думая про себя, что он какой-то мутный и нафиг с ним тусить, если есть другой красавчик. Сюжет буквально забывает о нём, а в конце космическим РОЯЛИЩЕМ из кустов выплывает чертовски предсказуемая, но оттого не менее дебильная родственная связь с убийцей из восьмидесятых. Начинается беготня, истерика, проходит страниц пять, призрак убивает антагониста — все счастливы. А знаете, какой антагониста мотив? Никакой. Он с ни фига фиксанулся на пропавшем в восьмидесятом деде-маньяке, поехал крышей и прицепился к героине. Как же. Это. Отвратительно. Я даже не знаю, чем можно оправдать это потрясающее сюжетное решение.
В целом вся линия настоящего убогая, скучная и тупая. Более-менее адекватно выписана линия восьмидесятых. Героиня относительно объёмная и живая, все окружающие её персонажи относительно интересные и даже, как ни странно, вменяемые. Маньяк относительно нормальный. Образ авторесса набросала хороший, но, опять же, не хватило глубины. В реальной жизни серийные убийцы тоже, как правило, лишены и намёка на интеллектуальность и глубину, но даже такого героя можно было подать как живого человека. Авторесса заморачиваться не захотела — ограничилась визуальным образом.
При всех этих данных оценка в семь «сникерсов» из десяти может показаться неадекватно завышенной, однако ниже я поставить не могу по той простой причине, что книгу мне было читать очень интересно. Вытянула атмосфера. Вот тут авторесса действительно сделала большой шаг вперёд. Никому не нужный мотель на отшибе, третьестепенные персонажи, которые вышли ярче главных героев, призраки — подано всё это очень хорошо. Эта книга уже похожа на триллер, но детективом всё ещё не является. Слишком много невероятнейших, высосанных из пальца совпадений — сюжетная линия настоящего вообще целиком состоит из них, и я не преувеличиваю. Буквально каждый шаг героини — это удачное стечение обстоятельств. Ну и слишком позорно прописан ход обоих расследований, ещё и ведущихся двадцатилетними девчонками без малейшего опыта. В плане героев авторесса конкретно так деградировала. В плане атмосферы и подачи — выросла над собой. И мне безумно интересно, как она себя проявила в последующих своих романах, поэтому жду дальнейших переводов.