Франсиско Эррера Луке «Луна доктора Фауста»
Повествовательное полотно романа базируется на кропотливом изучении автором исторических реалий завоевания европейцами Венесуэлы. На основе «твердых фактов», Луке восстанавливает не только события, но и дух того времени — мифы о докторе Фаусте, инквизицию и «охоту на ведьм», страстные поиски Эльдорадо — страны золота, и столкновение европейской культуры с латиноамериканской. Под пером Луке историческое полотно превращается в удивительный образец магического реализма.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Изенгрим, 24 мая 2022 г.
Роман выглядит довольно искусственным конструктом — Франсисико Эрерра Луке взял реальные эпизоды из истории освоения Венесуэлы и поисков Эльдорадо и кое-как составил их вместе, посыпав щепоткой страшилок про ведьм и геев. В результате книга напоминает четки — вроде бусины образуют некое целое, но если слегка их растянуть, то сразу видно, что между ними ничего нет. Обычно исторически события образуют только основу, скелет художественного произведения, здесь же кроме этого скелета больше ничего нет. Хоть сколько-нибудь интересным сюжетом, внятной историей или структурой роман похвастаться не может. Послесловие, где описывается реальная подоплека событий романа, фактически ничем от него не отличается, просто покороче, а так все тоже самое.
Персонажи кажутся вырезанными из толстого картона, полутона и тени почти отсутствуют. Главный герой настолько не соответствует времени и месту, что симпатий не вызывает никаких. Роман страдает от значительной дискретности, когда немалые промежутки времени просто выпадают из истории, как будто там ничего не случилось. Колониального быта почти нет, описания экспедиций заунывны и неинтересны. Сказать, что роман совсем плох, было бы неправдой, но мне кажется, что автор просто не справился с темой, сосредоточившись на стилизации.
Да, наверное, при стилизации и нельзя написать по-другому, но я все-таки полагаю, что дело в авторском уровне. Стилизация, может и не плохая — я не спец в рыцарских романах, но те, что я читал, были гораздо лучше. Сравнивать Эрреру Луке с Вальтером, скажем, Скоттом, не приходится. Роман написан неровно, местами занудно, то сбиваясь на синопсис, то перепрыгивая через события, время и логику.
Кровавая луна из названия попадается так часто, что кажется, в книге постоянно полнолуние, а такого количества голых баб, стремящихся залезть в трусы (тогда уже были трусы? вроде нет — тогда в подштанники) к главному герою, я вообще никогда не встречал, даже в книгах Бушкова. По сути весь роман состоит из нескольких очень жирных линий — золото Эльдорадо, страх перед ведьмами и голые бабы, причем второе и третье фактически одно и то же. На все остальное Эррера Луке не отвлекается, потому что ему неинтересно.
В книге был один момент, который мог бы компенсировать недостатки при правильном использовании, но автор его бросил почти сразу — это когда главному герою объясняют, что он хороший человек, но паршивый губернатор, а вот его враг, человек нехороший и фактически редиска, наоборот, отличный губернатор и он именно то, что нужно этому краю. Это отличная дихотомия, которая могла бы привести к рефлексии и и какой-то глубине, но эпизод подается впроброс и заканчивается ничем.
rusty_cat, 29 июня 2009 г.
Необычный роман. Более всего напоминающий «Сто лет одиночества» Маркеса. Главный герой — немецкий конкистадор, — проходит путь от романтического юноши из бедной дворянской семьи до генерал-губернатора одной из латиноамериканских колоний.
Он участвует в «охоте на ведьм» на родине и бросается в головокружительную авантюру — поиски Эльдорадо на недавно открытом континенте, — с целью обрести славу и богатство. Но здесь, в чужой стране, ему предстоит столкнуться со страшной реальностью — в диких индейских землях соотечественники-христиане превращаются в настоящих зверей, а всякие границы нравственности стираются. Множество знамений ведут героя из одного жизненного (и исторического) эпизода в следующий. Пророчество доктора Фауста, ставшее началом путешествия героя, и предрекшее ему бесславный конец на чужом берегу, будто петля постепенно стягивается, чтобы наконец свершиться.
Впечатляет еще и тот факт, что практически все описанные в книге события имеют жесткую документальную основу, чему посвящены внушительный список материалов и примечаний, а также предисловие А.Кофмана. Этот роман невозможно читать быстро. В каждый абзац погружаешься и, таким образом, соучаствуешь в этом страшном, жестоком и трагичном путешествии в страну Золота.