Николай Болошнев «ЦИФМИН»
2030 год в России. В руках Правительства тотальный контроль: на каждом углу камеры слежения, по улицам ездят беспилотники. Власть решает цифровизировать госслужбу и ставит искусственный интеллект во главе Министерства. Но вместо того, чтобы помочь контролировать систему, машинный разум берет все под свой контроль. Роман-антиутопия Николая Болошнева вдохновлен его личным опытом работы в госорганах и проектах, связанных с ИИ. Погрузитесь в постмодернистский и постироничный мир, где все потеряло смысл и осталось место только для цифровизации. Содержит нецензурную брань.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 231
Активный словарный запас: низкий (2634 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 43%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
NIKItoS1989, 13 декабря 2020 г.
После Нассима Талеба моей голове срочно необходимо что-то лёгкое и непринуждённое. Потому, решаюсь почитать несерьёзную литературу, которая может оказаться откровенной жвачкой. Кажется, что ей уже накрутили положительных отзывов на Литресе, хотя как иначе двигать книгу малоизвестного автора? Антиутопию и киберпанк наши не особо умеют, но вдруг что-то да выйдет!
И хочу сказать, что выходит. Тут моя стандартная вставочка, сделанная после полного прочтения, к которой вы все, наверное, уже привыкли. Обложка книги и лозунг — Будущее вышло из под контроля, вводит нас в некоторое заблуждение о содержании. Но скажу вам так — это довольно легко читаемое произведение, не очень длинное, что может даже ему и минус, но после него совсем нет ощущения зря потраченного времени. Потому читайте друзья, вы не пожалеете, только не бросайте в начале или даже в середине, ведь может показаться, что всё это так легко идёт, но как-то сути не видно — вы всё поймёте к концу, как понял и я.
Начинается книга с цитаты из пьесы Баня, Маяковского 1930 года, которая высмеивала бюрократизм, пустословие и коммунистическое чванство. Видимо так автор намекает нам, что это книга в какой-то мере сатирический памфлет на нашу нынешнюю бюрократическую систему, на скорый лад переставляемую на инновационные цифровые рельсы!
Итак, некто Фёдор, судя по всему главный герой, консультант некого отдела внешних связей в МинЦифры, которое, кроме шуток, существует и с сентября 2020 года официальное сокращение именно МинЦифры. Мишустин вряд ли читал книгу, да и название раньше появилось, но всё-таки. Некий министр, с символичной фамилией Патриарх уходит на пенсию, а вместо него Фёдору и его коллегам представляют систему ИИ Управленец-Держава 3000. Машина по щелчку блокирует двери, выключает Wi-Fi и глушит сотовый сигнал. Оказывается, что это не взбесившийся ИИ, а всего лишь запланированная демонстрация способностей нового министра.
Дальше нас немного знакомят с отделом Фёдора, надо сказать, что всё грустно, пока это напоминает какой-нибудь Духлес, но не буду поспешен с выводами. Ещё автор обыгрывает офисные приколы, про молодых мам, которые вечно отлынивают от миникорпоративов, проходящих в барах по пятницам. Причём обязательно в барах, которые нравятся начальнику отдела.
Потом начинается цифровая диктатура. Сотрудников заковывают в регламенты и правила, ведётся тотальная слежка с помощью камер и даже прослушки. Не обходится и без конфликта поколений — старый сотрудник становится первой жертвой бага машины. Но люди, конечно, ничего не подозревают и винят во всём другой департамент, интригующий против них.
Кстати, немножко отвлечься на фантастические технологии, их показали немного — интерактивные проекции и 3D-игры, ну ещё беспилотные тайоты-такси — видимо отсылочка к Приусам, на которых Яндекс тестил свои системы автопилоте до партнёрства с Хёндэ. Всё остальное, вроде как из нашего десятилетия. Это с одной стороны разочаровывает, с другой — добавляет реализма и правдоподобия.
Герои довольно долго выглядят поверхностными, но в них проглядываются образы каких-то гоголевских чиновников, вытащенных из разных произведений — кто-то из Шинели, а кто-то из Ревизора или Мёртвых душ. Лишь антураж здесь осовремен, хотя, не могу сказать, что я прямо-таки противник такого приёма. Не всем авторам дан талант круто прописать всех своих персонажей — если этого нет, лучше уж попытаться красиво украсть у классика, чем выставлять свои картонки.
По сути, это производственный роман, как рассказать весело и интересно о не сказать, чтобы особо насыщенных буднях МинЦифры? Всё как-то нарочито скучно и серо, будто бы в их работе совершенно нет драйва, никакого огонька! Это почти тюрьма, в которой люди за периметром кажутся яркими пятнами и лучами света в этом царстве бессмысленной рутины. Как будто бы лишь безделье в рабочее время — может подарить им радость. К середине книги, мы видим хоть какую-то романтическую линию у Фёдора, что немножко оживляет роман. А вот сговор коллег для решения проблемы с ИИ по началу выглядит так наивно, словно школьники придумывают, как обмануть злого завуча. Так и хочется добавить — шалость удалась!
Но во второй половине мы потихоньку видим изменения. Герои будто бы начинают обретать контуры, в них проглядывается некоторая глубина.
Да мы видим много штампов — начальники департаментов лицемерят и интригуют против друг друга, программисты играют в онлайн игры, любят Звездные войны и слушают рок, а дела решаются в бане. Кстати, с последним пунктом — не всё так однозначно, но спойлерить вам не буду.
Позабавило, как медицинская маска помогла обмануть видеонаблюдение, но про пандемию 2020 почему-то не упоминается.
Проводя параллели с Духлесом — могу сказать, что чем дальше я захожу — тем больше их вижу. В своё время, в далёком 2007, я был юн и весьма впечатлителен и меня Минаев зацепил своим романом, даже заставил поверить, что офисная работа примерно так и выглядит. Хотя позже оказалось, что она выглядит очень по-разному, иногда даже похоже на то, как описывает Минаев, но всё же там автор очень утрировал. И Болошнев делает то же самое! Осознанно или нет, не знаю, но он подражает Минаеву и даже финал в чём-то схож.
Я не хочу спойлерить, но скажу лишь то, что последней четверти книги автор меня удивил, хотя и не раскрыл тему до конца, быть может, оставил на перспективу, для продолжения. Там, я наконец-то, почувствовал накал эмоций, по-настоящему полетал между раем и адом! И я в полной мере разглядел героев, пусть и не всех, но это был существенный прогресс! Потому я готов приподнять свою оценку чуть выше, чем хотел поставить, на протяжении большей части книги.