Фазиль Искандер «Чик чтит обычаи»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Перед тем как Чик отправился в деревню, мама учила его местным деревенским обычаям, которые отличались от городских. Конечно же Чик постарался соблюдать эти обычаи, но всё оказалось не очень-то просто.
Входит в:
— цикл «Рассказы о Чике»
— журнал «Знамя № 4, 1996», 1996 г.
— сборник «Сюжет существования», 1999 г.
— сборник «Ночной вагон», 2000 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 34
Активный словарный запас: крайне низкий (2182 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 3 мая 2017 г.
Простая и приятная история об одном дне двенадцатилетнего мальчишки, оставшегося без обеда. Ничего особенного в ней нет, но звучит диалог мамы с сыном, и хочется улыбаться. Не потому, что герои говорят какие-то смешные вещи, нет. Просто очень симпатичный живой мальчишка этот Чик, и мама так старательно прививает ему хорошие манеры, и видно, что им друг с другом хорошо. Потом поход по деревне из дома в дом и изумительные описания местной кухни. Когда дело дошло до чурчхели, я не выдержала и сделала себе грецкие орехи с медом. Не то, конечно. Но тоже вкусно.
Жизнь абхазской деревни предстает такой уютной, что хочется вчитаться в каждую подробность и получше представить себе изгородь из персиковых деревьев, и низкие столики, которые подвешивают за чердачный выступ, и рыжего пацаненка, дважды отобедавшего по недосмотру тетушки, которая всё видела, но не гнать же ребенка из-за стола. Хороших людей показывает нам Автор, видно, что он любит и уважает своих земляков.
Портит впечатление только упоминание о Сталине. С одной стороны, понятно, что это больная тема для поколения Автора, личное. С другой, рассказ написан в 1996 году, когда тему эту не эксплуатировал только ленивый, потому что уже можно, и даже модно. Не так много эпизодов данной теме посвящено, всё-таки герой рассказа — мальчик и события мы видим его глазами, но момент искренности смазывается.. Разглагольствования дяди Сандро как-то уж слишком звучны для того времени.
Несмотря на малую ложечку дегтя, в целом рассказ оставил очень хорошее впечатление. Обычные люди, обычная деревня, всё обычное и ничего в общем-то не происходит, а сердце откликается...
zdraste, 5 апреля 2017 г.
Такое погружение в прошедшую реальность времени, при чтении, не каждому писателю удается передать самобытный колорит.
И, это прошлый век, в настоящем такого нет, и в будущем не будет наверняка.
Да.... были люди, чтили обычаи, уважали родителей, семью, и вокруг живущих. Жили по совести и чести.
И, задаешься вопросом, неужели это действительно было? Неужели это реально существовало? Куда же оно ушло? И, что случилось с потомками?
Это такая деградация, или что-то все таки недоступно для понимания, для нас, настоящих?
Спасибо за совет an2001
Felis, 16 апреля 2017 г.
Рассказ о гостеприимстве.
Хотя действие происходит в Абхазии, я думаю, что такое могло бы тогда произойти в деревне любой страны. Деревня и город — два разных мира. В городах мы всё больше замыкаемся в себе, и стремимся уединится от назойливых взглядов. Это не удивительно — от количества людей на улицах голова идёт кругом. Хочется дома забыть о суете и отдохнуть. Но от этого грустно — ведь дома наши уже не открыты, как и души. Мы и в гости-то перестаём ходить. И даже толком не знаем уже, как это делается.
Чик, двенадцатилетний мальчик, приехал из города к родственникам в деревню. Мама учила его перед поездкой чтить обычаи, как взрослые, чтобы в деревне не показать себя неучем, забывшим свои корни, чтобы не ударить в грязь лицом. Не без иронии рассказывает автор, как Чик, пытаясь соблюсти традиции, остаётся без обеда. Образ Чика прекрасно удался — это ребёнок, остро чувствующий несправедливость, но легко прощающий обиды. Он с мальчишеским восторгом слушает рассказ дяди Сандро про расправу с абреком. Он по детски терпеть не может неловкости и насмешек, но, надо сказать, с честью выходит из неудобных ситуаций. У Фазиля Искандера все герои — живые люди. Не приходится задумываться об их реалистичности. Ну может быть вызывает удивление только то, что Чик иногда мыслит не как ребёнок, а как взрослый, совсем не по возрасту. Особенно, когда возникает тема политики. Я понимаю, что через это автор высказывает свою позицию.
Рассказ дяди Сандро — рассказ внутри рассказа — к такому приёму Фазиль Искандер часто прибегает (по крайней мере в этом цикле) — тоже о гостеприимстве. Это почти притча, мораль которой — в доме, который тебя приютили, иголки тронуть не смей. Почему это притча? Потому что, названный закон касается уже не столько традиций, определяющих поведение хозяина и гостя в его доме, а общечеловеческой темы добра ближнему и предательства.
Вообще в каждом из рассказов о Чике Фазиль Искандер использует приём, когда заставляет читателя взглянуть на некоторую проблему глазами ребёнка. Чик хорошо отличает фальшь и притворство в разговорах и поведении взрослых. Он как увеличительное стекло высвечивает всё это. А что есть традиция и обычай, как не ритуал, игра, притворство? И зачем же их соблюдать, и почему в этой игре, как нигде нужна искренность?