Николай Муханов «Пылающие бездны»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Военное
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Роман «Пылающие бездны» был издан в 1924 году и, таким образом, является одним из первых в научно-фантастической литературе советского периода произведением, написанным в жанре, который позднее получит название «космическая опера».
Действие романа развёртывается в XXV веке. Не сумев мирно поделить пояс астероидов с богатым содержанием элемента небулия — основой всей земной и марсианской техники — Земля и Марс переходят к военным действиям. Широкомасштабная военная компания ведётся с помощью разнообразного фантастического оружия: его мощь и красочность космических баталий ограничивается только фантазией автора. Ситуация осложняется тем, что Марсом правит тайное общество ларгомерогов, поставившее своей целью всеми средствами добиваться осуществления культурно-политической гегемонии марсиан на всех заселённых планетах.
В полном соответствии с канонами жанра динамике и остроте сюжета автор уделяет значительно больше внимания, чем психологической достоверности характеров и поступков персонажей.
Первая публикация («Мир приключений»):
* Пылающие бездны: Фантаст. роман [Ч. 1]: Война Земли с Марсом в 2423 году / Предисл. изд-ва; Ил. М. Мизернюка. // Мир приключений (Ленинград). — 1924. — № 1 — 1 с. обл., С. 1-41.
* Пылающие бездны: Фантаст. роман [Ч. 2]: Пленники Марса / Ил. М. Мизернюка. // Мир приключений (Ленинград). — 1924. — № 2 — 1 с. обл., С. 1-47.
* Пылающие бездны: Фантаст. роман [Ч. 3]: Тот, в чьих руках судьбы миров / Ил.. М. Мизернюка. // Мир приключений (Ленинград). — 1924. — № 3 — 1 с. обл., С. 1-54.
Отдельное издание: Муханов Н. Пылающие бездны: Фантаст. роман в 3-х ч. / Ил. М. Мизернюка. — Л., 1927. — 112 с.
Входит в:
— журнал «Мир приключений 1924'2», 1924 г.
— журнал «Мир приключений 1924'3», 1924 г.
— журнал «Мир приключений 1924`1», 1924 г.
— антологию «Superfantascienza», 1954 г.
— антологию «Деревянная королева: Русская фантастическая проза 20-х годов XX века», 1999 г.
— антологию «Из глубины Вселенной», 2017 г.
— антологию «Прыжок в пустоту», 2019 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 200
Активный словарный запас: чуть выше среднего (2938 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (11), итальянский (3)
- /тип:
- книги (8), периодика (3), самиздат (3)
- /перевод:
- М. Визетти (2), М. Григорьева (2), М.Л. Каванеро (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 28 ноября 2020 г.
Прочитав роман в первый раз, пришел в неописуемый восторг: вот настоящая космическая фантастика, наши тоже могут и всё в таком духе. Действительно, есть чему поражаться. Фантазия автора не знает границ. Планетарная война, лучевое оружие, антигравитация, передача изображений и даже мысли на расстоянии, всемогущая медицина и гонки на космических кораблях. Даже учитывая начало XX века( огненная комета и воздействия флюидов), картина мира выверена и продумана — веришь в происходящее, потому прощаешь ошибки. Первое, что насторожило — это картонность персонажей. Муханов работал в театре, был поэтом, и произведение его похоже на сценическую постановку. Но уж через чур сильно — не хватает только превратить роман в пьесу. Это к концу надоедает. Да и то, что в третьей части вся научная основа скатывается в мистику не радует, несмотря на время написания.
Хотя книга несёт в себе конкретный и не сразу заметный смысл. Как полагается тому времени, роман антивоенный. Начинания просто замечательные. Имеются две цивилизации: не похожие политически, не похожие внешне, не похожие исторически. Всё двигает их к войне. Эйнштейн сказал, что в четвертой мировой люди будут сражаться камнями и палками. И вот перед нами последняя, — планетарная — война. Всего одно многочасовое сражение уносит жизни миллиардов. Но никто не остановится, ведь враг беспощаден. Каждый держит при себя абсолютное оружие, чтобы истребить соседа( возможно единственного) окончательно, — даже без борьбы за ресурсы. Победа или смерть! Людские массы и тщеславные вожди, поглощенные своими интересами, не видят общего для них свойства. Высоты, которых достигли обе культуры, возможность использования общего исторического наследия. А самое главное — единую основу цивилизации. Посудите сами. Марс в руках Союза Пяти, расходящемся отдельными тайными ответвлениями, вроде настоящей мафии. Но и Земля находится под защитой тайного ордена военных, управляемых пятеркой уважаемых членов общества: Роне Оро-Бера, Гени Оро-Моска, Омера Амечи, Альби Афрега и Кэна Роне. Лишь ученые понимают бессмысленность вражды. И на фоне общественных волнений, показанных крупными, но контрастными мазками — это смотрится цинично. И здесь передо мной встала главная проблема понимания. То, что ларгомероги отсталы и цели их опасны для человечества, я принять мог. А вот технократия на Земле — шаг сомнительный. Читать книги, где величайшие умы обсуждают принципы развития человечества и, одновременно, смотрят на людей, как на материал — очень трудно и неприятно. Особенно, если автор уверяет тебя, что герои правы. Это не доктор Вагнер — жестокий ради науки потому, что наука требует эксперимента. Это беседы о пользе кровопускания. На этом моменте я был готов забыть о всех достоинствах романа! Если бы... Если бы я не прочитал «Пылающие бездны» второй раз. И, если бы я с детства не интересовался мифологией.
Количество псевдонаучной информации заставляет обращать на себя внимание. Например:
«Нечто не поддающееся учету, что в атомных дозах на протяжении вечности творит из ничего миры и в них живые существа с мозгом и нервами, — это нечто, будучи сжато воедино им же рожденным мозгом, разрушает эти миллионвековые завершения в неделимую крупицу времени.»
Что это? Вещь в себе? Самозарождающееся из Хаоса и осознающее себя начало Космоса. Конечно, с добавлением идеи подчинения материи современному человеку. Но, кто эти люди? Почему из человеческой массы выделяются герои, называющие друг друга отцами, сынами, учителями? Почему они поклоняются Демиургу, Бездне, Космосу? Можно сказать, что советский писатель хотел заменить узнаваемое «О, Господи» на нечто футуристическое и пользуется изображением технократии для обоснования концентрации истории на героях. Но, — слишком велики масштабы! Перед нами картина титаномахии — битвы богов и титанов. Люди будущего творят немыслимые для смертных вещи: уничтожают планеты, оживляют мёртвых и создают новую жизнь. И живут они вне нашего мира. Роне желает навсегда остаться в космических просторах, а Лейянита говорит:
«Это — не розовое царство моего милого Марса и не голубое царство Гооройи. Это — царство, которое находится по другую сторону вселенной и населено никогда не умирающими совершеннейшими существами.»
Планеты-соседки — это не координаты Солнечной системы. Это потусторонние миры, которые человек может только вообразить. Земля — заоблачная страна вечного счастья, где на горных вершинах обитают великие учителя, и в небесной выси парят папиллопланы, словно бабочки-души. Марс — планета, где правит Дух Пустыни, обрушивающий на землю палящие лучи «фелуйфа» и затмевающий солнце тучами саранчи — марсианскими эскадрильями; где люди, как тени в Аиде, плывут по подземным рекам. И за всем этим внимательно следят боги — самые могучие существа во Вселенной, по словам Лейяниты:
«Одно из них — мой славный дедушка. Другое — мое счастье Гени, мой великий супруг. Третье — божественный Кэн, кому подвластно это волшебное царство. Четвертое — добрый отец всего сущего, это — вы, мой обожаемый отец.»
Так кто же наши герои? Жизнь древних индоевропейских народов подчинялась Триаде верховных божеств, отражающей окружающий мир и общество: Небо-отец, создатель и шаман; Громовержец — защитник людей; опасный и мстительный бог мертвых. И вот, перед нами: Роне Оро-Бер — «старец на горе», раскрывающий секреты мироздания и человека; Гени Оро-Моск — великий стратег, воодушевляющий на битву и поражающий врагов лучами-молниями; Нооме-Плутон, хранящий под землей необъятные сокровища и, определяющий судьбу обитателей своего царства. Главный злодей — Гро Фезера-Мар, «божественный» поэт. Уж не Вергилий ли дантовского Ада, а может быть Орфэй, так никогда и не взглянувший на свою Эвридику-Эйрейю. И что же вызывает столкновение этих столь разных стихий? Каков первый шаг в войне? «Похищение» жены Громовержца! Авира Гени-Мар, принадлежит другому миру. Подобно Персефоне, марсианка не может жить в царстве своего супруга и скучает по ласкам Матери. Предав Гени, встав на сторону брата, Гро Фезера, — Авира вызывает гнев Небесных Владык. И Зевс обрушивает скалу на голову дракона.
Роман строится на утверждении превосходства человека над силами природы. Главное действие зависит от масс, поэтому «богам» позволено быть слабыми. Главнокомандующие Земли повержены и отправляются на Марс — планету с красной почвой и жемчужно-опаловыми водами. Словно в сказочную страну с молочными реками и кисельными берегами. Здесь встречаются великие умы Роне-Урана и Нооме. И здесь, пожалуй, писатель хватил лишку( или я?). Нооме — Аид, стерегущий покойников. Нооме — Гефест, кующий оружие богов, в чьей подземной кузне раздувают меха циклопы, — словно циклопические насосы, несущие воды по артериям Марса. Нооме — Океан, из чьей пены выходит Афродита. Лейянита, «утренняя звезда». Венера — любовница Марса. Иштар — царица богов( её символ пятиконечная звезда). Спасающая своего возлюбленного Адониса из объятий Персефоны-Авиры, не желающей с ним расставаться и испуганная гневом вулкана Атлантиды, когда ветрено полюбила другого.
Но как же война? Земля потеряла своих покровителей. Сонмы демонов идут в наступление. Что может их остановить? В определенный момент развития индоевропейских культур состав Триады меняется. На смену Громовержцу — богу вождей приходит бог Солнца — бог-царь. У индусов — это Вишну, обходящий Вселенную, помошник Индры. У ирландских кельтов — Луг «искусный во многих ремеслах», ставший вождем вместо покалеченного Нуаду. У древних греков Аполлон дословно повторяет подвиги своего отца. Бальдр — последний бог, вернувшийся на землю после Рагнарёка. В романе Кэн Роне, — гениальный юноша, пришедший из ниоткуда, — останавливает сражение, мановением руки поворачивая вспять светила. В награду за подвиги он получает мировую славу и любовь двух девушек: жены брата — Лейяниты и подосланной Гро Фезера Эолиссы. Сомнамбула-Эолисса появляется ночами, чтобы как влюбленная Селена посмотреть на своего Эндимиона. И наши герои вознаграждают искреннее чувство. Из ущербной, порабощенной злодеем, Эолисса переделывается в полную, яркую личность. Но дракон вновь пожирает Луну и, как настоящее ночное светило до этого, она наутро погружается в морскую пучину. Да и сам ночной демон гибнет, преследуемый первыми лучами солнца. Классический любовный треугольник не развивается, а превращается в новый вариант легенды о ревности Солнца и Луны к последней утренней звезде. Эолисса ушла, за ней уходит Лейянита — наступает новый день.
Казалось бы война окончена, бессмертие достигнуто, — должен наступить Золотой век. Но в сердце Кэна Роне нет любви. Он воплотил в себе идеал знания, способный созидать и созерцать, но не вмешиваться. Человек будущего стал непоколебимым куском холодного металла. И тут третья часть романа снимает последний покров, открывающий читателю суть этих метаморфоз и, как ни странно, дает надежду. Ужасная комета Эреида несет безумие людям. Это она влияет на психику несчастных смертных, начавших бессмысленную войну и теперь не способных избежать последствий. Юный же гений походя, занимаясь своими делами, избавляет человечество от катастрофы. Пылающая комета в два раза больше Солнца отступила и повинуется своему новому хозяину. Как такое может быть? А перед нами не Солнце. Кэн выше законов природы. Он уже Сатурн-Время, над которым судьба не властна; двуликий Янус, вечно молодой и вечно старый. Сам способный порождать и уничтожать могущество стихий. Для него существует неизменный и понятный порядок, где нет горьких потерь. Кэн Роне прервал череду перевоплощений не только для себя , но и для человечества, независящего более от безумства космических Эриний, обращенных в Эвменид и, грозящих забвением, льдов. Смерть Лейяниты, не успевшей в жизни сделать первые шаги, — не важна и вряд ли смерть вообще. Она еще несмышленое дитя, которому далеко до капризной богини любви, играющей человеческими судьбами:
«Грозы — естественное состояние прекрасной Венеры, — перебил Кэн. — Они также необходимы для ее жизненных функций, как голубая атмосфера Земле, как тихий покой золотистому Марсу... Жизненные восторги нашей соседки — все бурно-мятежной энергии. В ней еще не перебродили первичные, буйные соки материи. Она — вся земная.»
И лишь со Временем молодой мир Венеры достигнет высот знания и будет способен подняться над Бездной.
Да! После второго прочтения я бы точно разочаровался в романе, если бы не... ЭПИЧНОСТЬ!!!
Далее звучит композиция вокально-инструментального ансамбля Beastie Boys — Intergalactic.
keellorenz, 30 ноября 2019 г.
Произведение Муханова относится к золотому веку СССР — именно в 1924 году, во времена НЭП, сексуальной революции, расцвета авангарда и русского космизма должен был родиться подобный умопомрачительный роман, опередивший всю западную НФ вместе взятую. Автор написал действительно «каноническую» большевистскую космооперу (война развитой коммунистической цивилизации Земли с Марсом), в которой левацкое «цель оправдывает средства» сочетается с идеями русских космистов, а приключения напоминают именно фильмы вроде «Звездные войны» (антигравитационные космолеты и планетолеты, гигантские города с летающими машинами, милионные звездные флотилии, астроинженерия, синтетическая пища, едва ли не первые в нф роботы — даже есть прообраз сотового телефона-смартфона!). Иногда испытываешь полное ощущение просмотра голливудского космического боевика 70х...80х годов. Поверить в то, что год написания романа именно 1924 сложно — концентрация НФ идей и находок зашкаливает (не хуже Гамильтона!) , словно автор прибыл из параллельного мира или будущего. Как удалось одному человеку в ссср предвосхитить всю журнальную фантастику сша выше моего понимания. Мухановское творчество могло бы занять место в истории жанра, если бы не два обстоятельства: откровенно слабый литературный уровень и большевизм даже не сталинского, а совсем уж бессовестного троцкистско-ленинского типа. Не удивительно, что книгу в СССР игнорировали — на словах сталинский, а потом и брежневский коммунизм был все же не настолько радикальным и коварным.
Для историков жанра роман обязателен к прочтению, наравне с «Межпланетным путешественником» Гончарова, «Красной звездой» Богданова, «Мы» Замятина и т.п. образцами жанра, паписанными в 20 годы. Страшно и представить, какой мощи достигла бы советская НФ в 30е, не осуществи власти разгром жанра во времена Сталина. Ставлю заслуженный кол (1) за то, что опередил американскую НФ. Гордится такой писаниной конечно сложно, но из песни слов не выкинешь — слава героическому пионеру жанра. Ура, товарищи! Других (нормальных) пионеров НФ в России не было, но хоть так...
a-lexx fff, 21 марта 2022 г.
А еще это роман был издан в Италии в 1954 году(в составе антологии) — одно из первых послевоенных изданий советской фантастики за рубежом . В Италии многие до сих пор уверены что под псевдонимом Муханов скрывался неизвестный итальянский автор.
https://www.abebooks.com/first-edition/SUPERFANTASCIENZA-1954-AA.VV-ELI-Milano/15288966227/bd
Rajt, 14 июля 2020 г.
Автор романа «Пылающие бездны» Николай Иванович Муханов — русский советский фантаст, поэт, журналист, режиссер и актер. Такая гремучая смесь, видимо, и способствовала созданию романа, вышедшего в 1924 году в журнале «Мир приключений» и традиционно относимого к жанру космической оперы (хотя сам термин в обиход ввел фантастовед Уилсон Такер в 1941 году). Тем более, что интерес к Марсу проявляли Герберт Уэллс («Война миров»), Эдгар Райс Берроуз («Марсианские истории»), Алексей Толстой («Аэлита»).
Центральный момент сюжета произведения — военный конфликт между Землей и Марсом, развернувшийся в далеком XXV веке. Причина банальна — борьба за ресурсы. Отличительная черта — гигантомания в описании военных ресурсов; космические военные силы обеих сторон насчитывают миллионы судов. Наивны средства ведения боевых действий (в основном различные виды смертоносных лучей). К слову, полет фантазии автора ограничен лишь его фантазией (прошу прощения за тавтологию): чтение мыслей, оживление умерших (не реанимационные мероприятия, а именно оживление).
Нужно отметить, автору удалось предвидеть транслантацию органов, возможность коррекции личностных особенностей (правда, отнюдь не изменением мозговых извилин).
Весьма своеобразны имена героев (при всем уважении к имятворчеству граждан в нынешнее время, столь экстравагантный способ именовать персонажей я не рискнул бы использовать), у Ивана Ефремова в «Туманности Андромеды» имена куда как привлекательнее.
Впрочем, не буду спойлерить — каждый может сам ознакомиться с наивным, но тем не менее увлекательным романом, представляющим интерес как этап становления отечественной фантастики.
Оценка: 5
god54, 3 апреля 2019 г.
Классическая советская фантастика со всеми причитающимися ей атрибутами: Совет Земли, Союз пяти, вожди и вождизм, революция и война, человеческая жизнь ничего не стоит, любовь предают в угоду идеологии, герои картонные и серые, имена у всех на китайский манер, даже у марсиан, никаких оттенков, либо наш либо против наш, сюжет глупый, поступки нереалистичные, ни одного нормального человеческого чувства, такое ощущение, что все просто машины... Читать не рекомендую.
PavelVolkov, 12 октября 2017 г.
Произведение эпично и читается прекрасно и легко, несмотря на свой почтенный возраст. Такого же мнения придерживаются и люди, которым я давал почитать эту книгу. Честно говоря, не заглянув в справочники, я поначалу подумал, что это произведение написано в 50-е годы или позже. Толково экранизированное, оно было бы ничем не хуже Эдгара нашего Берроуза с его марсианским циклом. Здесь есть всё — и интриги на Земле и Марсе, и космические сражения, и описание жизни чужого мира. Многие из читателей, думаю, найдут что-то интересное для себя в этой книге.
ruandan, 29 августа 2014 г.
Несмотря на почти что целый век с момента первой публикации, читается свежо, на одном дыхании. Ни разу не пожалел о приобретении этой книги.